Московский Мультимедиа Арт Музей на трех своих этажах временно приютит выставку Arte Povera — так элегантно на русский слух звучат слова «Бедное искусство».

В этом году Россия и Италия запустили перекрестную программу культурного обмена. В Риме уже стартовала огромная выставка, посвященная творчеству Дейнеки, во Флоренцию отгрузили 40 шедевров Русского музея в рамках проекта «От иконы до Малевича», а в миланскую галерею «Брера» на целый год отправили десятки картин из коллекций Щукина и Морозова, которые хранятся в Пушкинском музее.

Россия тоже кое-что получит взамен. В Пушкинский приедет выставка одной картины – это будет «Паллада и Кентавр» Боттичелли, а также несколько работ кисти Караваджо. Плюс ко всему в Кремле покажут часть коллекции палаццо Питти, а в Мультимедиа Арт Музей привезут «бедное искусство».

Художественное направление Arte Povera – штука своеобразная. Дело в том, что эта группа художников, сформировавшаяся во второй половине 1960-х, декларировала сознательный отказ от всего, что в сегодняшнем массовом сознании связано с понятием «красота». Для изготовления работ художники использовали «бедные» материалы, то есть те, которые до этого никто не ожидал увидеть в галереях и музеях. К примеру, дерево, старые тряпки, булыжники, землю, стекло, скотч, куски фаянсовых раковин, арматуру и прочее.

На рубеже 60–70-х, конечно, зритель мог испытать от этого шок, хотя к тому времени европейская публика уже видела и писсуар Марселя Дюшана, и уорхоловские ящики от мыла, и много чего еще. Это был поворотный этап в развитии искусства, его выход за рамки материальной оболочки и мастерства исполнения в область идей. А идеи эти на сегодняшний взгляд совсем незамысловаты: критика общества потребления, позаимствованная у американских поп-артистов, и взращенные на итальянской земле, но успевшие стать интернациональными идеалы социальной справедливости.

Надо сказать, что у итальянцев, в отличие от их соседей французов, испанцев, немцев, искусство в XX веке было зоной большого социального напряжения. Ведь до экономического бума, который случился в 70-х, дела на Апеннинах шли печальнее некуда: безработица, коррупция, мафия, а отсюда вытекала ситуация, так хорошо известная русским, пережившим 90-е, – непристойное богатство рядом с кромешной нищетой. Так что идеи Arte Povera вполне созвучны и нашим иррациональным желаниям.

С другой стороны, то, что у итальянцев вызывало раздражение и шок, а именно на это рассчитывали художники «бедного искусства», у россиян вызывает лишь скуку и усталость. Ведь у нас эти тряпки и бетонные чурки – сплошь и рядом, да и нищета в России уродливее хотя бы потому, что лишена солнца. Не говоря уж о том, что самый задрипанный неаполитанский дворик не выглядит столь удручающе, сколь центральная улица Челябинска или Тулы. Однако итоговую оценку ставить, разумеется, зрителю.

Три этажа, которые пока еще заняты проектом, посвященным Феллини, уступят место экспонатам из Туринского музея современного искусства Кастелло ди Риволи. На выставке можно будет увидеть «Иглу» Марио Мерца и «Палатку» Джильберто Зорио, которые выглядят точно так же, как указано в названии. Безусловно, поразит своим масштабом инсталляция Джузеппе Пенноне «Дерево» – 11-метровый сучковатый ствол, водруженный на прямоугольный деревянный постамент. Но самым эффектным экспонатом, без сомнения, можно назвать инсталляцию Микеланджело Пистолетто «Тряпичная Венера». На фоне горы с тряпьем спиной к зрителю возвышается копия Венеры Милосской, будто бы размышляющей о том, во что облачить ей свое гипсовое тело.

Заметим, что выставка в Мультимедиа Арт Музее – эксклюзивная, готовилась она специально для Москвы и никуда больше не поедет.