В контексте современного искусства текст чаще всего выступает в виде тяжеловесной, предельно теоретизированной концептуальной канвы, которую нужно прочитать несколько раз, чтобы работа прояснилась и стала понятной. Но современные художники нередко обращаются к противоположной стратегии, используя текст как то, что в момент проясняет все. Екатерина Чернова рассказала о новом проекте галереи «Триумф», в котором текст не усложняет, но делает более прозрачными отношения зрителя с современным искусством. 

В экспозиции «Между строк. Текстуальное в визуальном», которая открыта в галерее «Триумф» до 9 октября, кураторка Полина Могилина собрала работы двадцати пяти художников, в чьих работах текст играет ключевую роль. В таком искусстве визуальное расщепляется, трансформируется, расширяется, но остается контекстом или объектом символического определения. Исторически так сложилось.

Текст в визуальном искусстве — в самом теле произведения, а не в сопроводительной карточке, — был освоен художниками авангардных направлений начала прошлого века. Причем плодотворность изобретательного сочетания текста с изображения была почти одновременно открыта советскими конструктивистами и европейскими представителями дадаизма. А еще раньше с интеграцией букв в натюрморты экспериментировали кубисты. Оказалось, что интерпретация изображения, будь то фотография или рисунок, может целиком и полностью зависеть от включенного в композицию или сопровождающего текста. Поэтому стоит понимать, что речь здесь вовсе не о редукции визуального к определению, не об упрощении, а об умножении потенциальных смыслов. 

Главный патент на концептуализацию букв в современном искусстве принадлежит различным ответвлениями концептуализма. В 1960-е слово стало орудием дематериализации искусства, выхода за пределы привычной системы отношений произведения и зрителя. Подлинным содержанием искусства стала идея, концепция, а слово оставалось самым емким и простым способом донести высказывание. Визуальное искусство обнаружило множество точек соприкосновения, содействия с поэзией. Например, в московском романтическом концептуализме, на который до сих пор ориентируются молодые художники, поэтика была столпом художественного высказывания (наравне с иронией и легким цинизмом). А как же? Ведь для российской культуры особенно характерна литературоцентричность. 

Все это можно рассмотреть на выставке в галерее «Триумф». Однако признанных мастеров слова от визуального искусства, таких как Виктор Пивоваров, Эрик Булатор и Авдей Тер-Оганьян вы здесь не найдете. Вместо этого выставка фокусирует внимание на молодых художниках. Однако среди них тоже можно найти знакомые имена: Владимир Абих и Кирилл Кто (тот самый, вырезавший глазницы на ограждениях строящихся и реставрируемых зданий в Москве), оба известные своими стрит-арт работами с текстом; Валерий Чтак, художник года Cosmoscow; Тимофей Радя, который создает краткие, емкие текстовые высказывания в городских и природных ландшафтах; Кирилл Манчунский, остроумно вплетающий текст в работы, выполненные ремесленных техниках. 

В экспозиции выставки представлены самые разные виды искусства, в том числе видео-арт. Молодые художники работают с текстом в неожиданных и свободных формах, отсылая к мифологии и истории, к надписям на заборе и бесчисленной сувенирной продукции. Их работы, не замкнутые в многосложных дискурсах современного искусства, открыты интерпретации. Они говорят о личном, о наболевшем, в то же время выходя к тем смутным ощущениям из области коллективного (бес)сознательного, которые мы можем разделить друг с другом. Таким образом, текст перестает быть препятствием на пути к взаимопониманию и возвращает себе первичную функцию языка — возможность донести сообщение. 

Текст в произведении визуального искусства может разрезать, перекраивать, распускать ткань изображения, открывая сразу несколько новых слоев смысла. Текст может отсылать к медиуму, к манере исполнения или к расхожей идее. Такие работы призывают задержаться ненадолго — не для того, чтобы рассмотреть детали (их здесь может и не быть вовсе), а чтобы подключить воображение, воспоминания, ассоциации. Тогда на стыке нескольких слоев смысла может возникнуть неочевидное, аффективное, убедительное или просто радостное узнавание. 

Отдельно стоит отметить то, что в экспозиции выставки нет текстового сопровождения. А все потому, что работы говорят сами за себя. 

  • Яркое впечатление
  • 0 отзывов
4,5

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: