Современные выставочные концепции зачастую представляют собой довольно сложные организмы и дают примеры изобретательности в подходах к истории и теории искусства. Подобные проекты набирают популярность по разным причинам. ГМИИ им. Пушкина в последнее время активно осваивает новые способы экспонирования и новые формы выставочных проектов. Пример тому — первая часть проекта «Котел алхимика» в галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков. Екатерина Чернова рассказала о главных концепциях выставки, созданной из фрагментов истории и теории искусства. 

В современных институциях, которые сколько-нибудь причастны к современному искусству, все реже можно встретить привычную экспозицию, собранную в хронологическом порядке. Основой выставочных проектов становится идея. Дело здесь не только в том, что целостный и красочный нарратив смотрится гораздо веселее, но в том, что всякое историческое повествование, всегда крупное, тяжеловесное, в материальной экспозиции неизбежно утрачивает детальность, объективность или что-то еще. В то же время убедительная репрезентация фрагментов, небольших деталей большого исторического нарратива может указать на внутренние противоречия, углубить общие знания. История искусства в таком ключе представляется как нечто, не поддающееся стандартизации: мы только привыкли к тому, что границы форм и жанров весьма условны, а оказывается, что это отнюдь не ново.   

Кураторы выставки «Котел алхимика» Евгения Киселева-Аффлербах и Александра Данилова, которая работала над проектом «Бывают странные сближенья» совместно с Жаном Юбером-Мартеном, создали экспозицию как синтез теории и практики искусства. Произведения Нового времени и современности приоткрывают многосложную проблематику зрения, визуального опыта, его возможностей и ограничений. Часть экспонатов была доставлена из коллекции ГМИИ, однако в экспозиции есть также предметы из частных собраний — некоторые из них экспонируются впервые. 

В подзаголовке выставочного проекта фигурирует вот такой оксюморон: «осязательный взгляд и незрительное восприятие». Если разобраться, это не только фигура речи. Искусства разных исторических периодов — как у традиционных живописцев и скульпторов, так и у авторов современных синтетических проектов, — обращается к природе восприятия, к тому, как один сенсорный аппарат может дополнить другой. Хороший пример здесь — феномен гаптического восприятия, «ощупывания взглядом», когда из визуальной информации мы делаем вывод о том, каков предмет на ощупь, какова его температура или консистенция. Иными словами, визуальное искусство давно в курсе, что общее впечатление складывается не только в пределах зрительной сенсорики. Несмотря на то, что в общем (в учебниках, в практике) искусство тесно связано со зрительным аппаратом, художники уже в Средние века задавались вопросом: что если зрение редуцировать? Что если его дополнить, перекроить, свести к минимуму или вовсе отключить? Будет ли искусство?    

Выставка «Котел алхимика» раскрывает отдельные «главы» из истории искусства, в которых художники обращались к интерпретации зрительного восприятия — в частных, редких формах или технологиях создания произведений. Целый зал здесь посвящен теме слепоты. Как художники изображали незрячих, что общего между визуальным образом и слепотой? Как художники ХХ века, представители ташизма и сюрреализма, интерпретировали эту связь? Какие смыслы вкладывали в феномен слепоты? Самое интересное, что в сопровождение к каждой такой «главе» в экспозиции даны цитаты крупных философов, историков и теоретиков искусства — как современников, так и исторических фигур. Так, тема не-зрения дополнена идеей Жака Деррида, представителя французской постструктуралистской философии: по мысли философа, состояние художника, создающего визуальный образ, в чем-то схоже со слепотой. Ведь если задуматься, традиционный визуальный образ — это иллюзорное присутствие. Конструкция образа, воображаемого, написанного с натуры, по памяти, всегда проходит через распад, расщепление. А художник — тот, кто собирает его заново, формует, возделывает буквально из «ничто».

Благодаря многообразию форм и включению в контекст выставки идей влиятельных мыслителей, экспозиция дает повод к самостоятельному размышлению. Пожалуй, это главное ее достоинство. Стоит отметить, что кураторы уделили внимание и интерактивному аспекту выставки — ведь речь заходит о неисключительной роли зрения в восприятии искусства. Соответственно, в экспозиции есть несколько объектов, которые можно исследовать самостоятельно, присматриваться, прислушиваться. Концептуальный дизайн при этом дополняет повествование.  

На выставке представлены отдельные проекты нескольких современных художников — тех, кто еще не отметился в таких крупных изданиях, как «Искусство с 1900 года», но уже выработал свой язык, свои методы. В эти проекты активно вплетается ольфакторная и аудиальная эстетика, которая освобождает зрителя и дает ему самостоятельно выстроить некий сентетический образ, не запечатанный в визуальности. 

Выставка «Котел алхимика» — ожидаемый, но не самый масштабный проект. Однако самостоятельное исследование насыщенной смыслами экспозиции занимает немало времени. Важно, что проект не претендует на исчерпывающий комментарий к теме редукции визуальности, не предоставляет целостную картину, не перегружает внимание и не напоминает скучный учебник истории. Вместо этого зрительский опыт обогащается фрагментарными знанием о том, что не все так просто, что визуальное искусство не исчерпывает себя сюжетом и композицией. 

графика

Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие. Часть I

5,0 Международная выставка, посвященная теме слепоты и методу редукции зрения в искусстве.
  • Потрясающе
  • 0 отзывов
5,0

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: