Рассказываем о сокровищах, которые хранятся в главных музеях города, и даем полезные советы решившимся изучить постоянные экспозиции.

Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина

Что смотреть Классику зарубежного искусства, начиная с древнеегипетских артефактов (в ГМИИ есть даже саркофаг) и заканчивая знаковыми картинами первой половины XX века вроде «Девочки на шаре» Пабло Пикассо и «Красных рыб» Анри Матисса.

План Общее правило при посещении главных музеев: не пытайтесь охватить все сразу, оставьте это туристам. Изучение собрания в главном здании лучше разбить на два визита. Искусство Древнего мира посмотрите вкупе с коллекцией слепков и копий античных, средневековых скульптур, работ Микеланджело и Донателло. Для живописи — от эпохи Возрождения до начала XIX века — лучше выделить специальный поход. Галерею искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков можно осилить за один раз.

Не пропустите В главном здании: крошечное (створки переносного алтаря — каждая размером 45 на 13 см) «Благовещение» — пример позднего Боттичелли, мясистую «Вакханалию» Рубенса, работы Рембрандта и Гойи. Обратите внимание на «Святое семейство» Джузеппе Марии Креси, не очень популярного, но интересного итальянского автора.

Прежде чем бежать на очередную мультимедийную выставку, помните, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков хранятся не «ожившие», а всегда живые и прекрасные картины Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Эдгара Дега, Винсента ван Гога, Поля Сезанна, Анри Матисса, Пабло Пикассо. Главная радость — цельность и безупречный вкус коллекции.

Музеи Кремля 

Что смотреть Предметы роскоши и оружие — атрибуты любой власти. Самое богатое в прямом смысле собрание: вещи, принадлежавшие некогда правителям, сделаны сплошь из серебра и золота, приправленного драгоценными камнями.

План Шапка Мономаха, чайный сервиз Елизаветы Петровны, коронационное платье Екатерины I, портсигар Николая II — эти и другие сокровища хранятся в Оружейной палате. Ее посещение — обязательная программа. Другие площадки комплекса (Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, Патриаршие палаты) — для интересующихся историей.

Не пропустите Ни один экспонат Оружейной палаты вас не разочарует, но мы все же перечислим наши любимые. Во-первых, серебряные и золотые ожерелья, колты, браслеты XII–XIII веков, созданные мастерами из Киева, Чернигова, Рязани, Суздаля, Новгорода. Древнерусские художники, впечатлявшиеся творчеством старших византийских товарищей, добавили своим работам немного северной суровости. Еще одна особенно ослепительная витрина — оружие и парадные доспехи турецких оружейников XVI–XVII веков. Щиты, булавы, шлемы и ружья изящны по форме, щедро усыпаны драгоценными камнями и украшены замысловатыми орнаментами. 

Третьяковская галерея

Что смотреть Главные русские картины, о которых все знают, но видели давно или на репродукциях. А еще важнее открыть для себя впечатляющие произведения, о которых вы, возможно, не слышали.

План За иконописью и классикой отправляемся в Лаврушинский переулок: хрестоматийные образы русских людей и природы здесь. Искусство XX века — на Крымском Валу. Кандинский, Малевич, Филонов, Шагал, Петров-Водкин, соцреалисты и представители «сурового стиля» ждут вас.

Не пропустите Знаменитостей уровня «Девочки с персиками» Валентина Серова или «Демона» Михаила Врубеля вы вряд ли пропустите. Поэтому советуем менее очевидное: итальянские пейзажи Сильвестра Щедрина, по-современному лаконичную вещь Алексея Венецианова «На жатве. Лето», отдающую экспрессионизмом «Голгофу» обычно аккуратного Николая Ге, «Феномен» художника-эмигранта Павла Челищева (пример непривычного для русского искусства сюрреализма). И конечно, невозможно проигнорировать главные бренды: иконы и авангард. Не вздумайте уходить, не проведя по паре минут у «Троицы» Андрея Рублева и «Черного квадрата» Казимира Малевича!

Государственный исторический музей

Что смотреть Археологические находки Каменного, Бронзового, Железного веков и античной эпохи, от «палеолитических Венер» до мраморного Таманского саркофага, а также культовые для отечественной истории предметы.

План Коллекция музея обширна, лучше выбрать интересующий период и подробно изучить соответствующую экспозицию и пояснительные материалы к ней. Обязательно приводите сюда детей школьного возраста, если они у вас есть. Интерпретировать минувшие времена можно как угодно, но подлинные примеры материальной культуры — самый убедительный рассказ о прошлом.

Не пропустите Золото скифских воинов (кстати, совсем не чуждых изысканности) и все, что связано с Древней Русью: берестяные грамоты, богато оформленные книги, самобытные ювелирные изделия, одежда, богатырские доспехи и оружие.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Музей Востока

Что смотреть ​Изобразительное и декоративно-прикладное искусство народов Азии. Восток — дело эстетически многообразное: китайский фарфор и гравюры Андо Хиросигэ уживаются в одном здании с кавказскими коврами и эскимосскими изделиями из моржового клыка.

План Экспозиция распределена по регионам (Иран, Индия, Китай, Сибирь и Крайний Север, Юго-Восточная Азия и др.), определите наиболее интригующий и сосредоточьтесь на нем.

Не пропустите Индийские миниатюры, традиционную китайскую живопись, японские гравюры. Восточные художники, в отличие от западных, не пытались сделать искусство копией жизни и всегда ценили условность и стилизации. Так что знакомство с изобразительным искусством народов Азии поможет эмансипировать художественное восприятие.

Музей-заповедник «Царицыно»

Что смотреть Во дворце, который строился как резиденция Екатерины II, рассказывают об эпохе правления императрицы. Еще одна большая тема — декоративно-прикладное искусство, классическое (русское серебро и европейские гобелены), народное и трогательное в своей официозности «манежное» (произведения-участники главных художественных выставок СССР).

План «Царицыно» — лучший музей с парком в Москве, поэтому смело можно совместить приятное с другим приятным — искусство с прогулками. Один визит на экспозиции Большого дворца, второй — в Хлебный дом, занятый примерами народных промыслов и промышленным искусством. 

Не пропустите Прикладные работы авангардистов, хранящиеся в Хлебном доме (эскизы и образцы тканей Любови Поповой и Варвары Степановой, фарфор Казимира Малевича, Николая Суетина и мирискусника Сергея Чехонина) и экспозицию «Искусство Большого стиля».