Наталья Пыхова
15 августа 2014

Ух, Арбат! Пять музеев и три лабиринта

Музей пыток и эротики, акулы, фаллосы и дыбы: Арбат сегодня — средоточие  не только уличных художников и музыкантов, но и необычных, даже эпатажных музеев. «ВД» побывал в пяти музеях и исследовал три лабиринта на легендарной улице.

Музей оптических иллюзий

М. Николопесковский пер., 4, (499) 340-01-13
ежедневно с 11.30 до 23.30
билеты: 350 р.


Со дня открытия Музея оптических иллюзий на Арбате и месяца не прошло, а народу тут уже — не пробиться. Возле входа очереди сейчас нет (среда, будний день, поясняет управляющая Ольга Донская), по выходным люди, бывает, ждут часами. Минут 30—50 в «час пик» можно простоять в отдельной очереди возле каждого экспоната уже внутри музея. Их тут больше сотни, и на высокую художественную ценность ни один не претендует. «Идеи взяты из интернета, что-то придумали сами талантливые художники, реализовавшие экспонаты, имена их мы не разглашаем», — говорит Ольга.

Теперь, заплатив 350 рублей за вход и вооружившись смартфоном с камерой или фотоаппаратом, каждый желающий имеет возможность сделать «селфи» с Дмитрием Медведевым или запечатлеть момент вручения себе пачки денег из рук Владимира Путина, «взобраться» на макушку Останкинской башни или оказаться в летящем в пропасть вагоне метро, вспорхнуть в небеса под зонтиком или воздушным шаром, ощутить себя головой профессора Доуэля или Колобком  — и так далее, и тому подобное. Поначалу в шуме, гвалте и толчее ничего не разобрать. Хохочут подростки, капризничают младенцы и пожилые дамы («Мама, ты же пришла — ну так фотографируйся!»), девушки поправляют макияж и наряды (видно, что многие готовились к походу сюда как к полноценной фотосессии). Кстати, фотосессию можно устроить, воспользовавшись услугами фотографа-сотрудника музея, — серия из 50 снимков стоит 3000 рублей. С помощью сотрудников и освоившихся уже посетителей начинаешь понемногу ориентироваться: на полу указаны точки, с которых лучше всего снимать тот или иной объект, на стенах — примеры «моделей» в «интерьерах».

«На нашу страничку «В контакте» посетители выкладывают свои снимки постоянно в огромных количествах», — говорит выглядящая слегка утомленной к десятому часу вечера Ольга. В переулке рядом со входом в музей пацаны кричат в телефон: «Да приезжай давай, конечно, тут круто!» До закрытия музея, работающего ежедневно, остается еще два с лишним часа. Времени хватит на съемки с каждым экспонатом: по словам управляющей, чтобы «отщелкать» себя на фоне каждой иллюзии музея, нужно около двух часов.

«Точка G»: Музей эротики, Музей смерти, Зеркальный лабиринт, Лабиринт страха, Ленточный лабиринт

ул. Новый Арбат, 15, (495) 695-44-30
ежедневно c 12.00 до 24.00
билеты: 500 р., билеты в Музей смерти и лабиринты покупаются отдельно


Музей эротического искусства, как заявляется, с самым большим в Европе секс-шопом открылся в Николопесковском переулке между Новым и Старым Арбатом три года назад. С тех пор тут много что переменилось. Во-первых, сюда переехали экспонаты из подобного же музея, работавшего в Санкт-Петербурге на Невском проспекте и закрывшегося там. Часть вещей убрали, их заменили новыми. Картины и рисунки, скульптуры, эротические современные миниатюры и старинные редкости музею преподносят в дар, куратор Александр Донской привозит их из путешествий и поездок, что-то художники создают для экспозиции специально. По-прежнему тут есть разнообразные куклы, рядами выстроились фаллосы разных материалов и форм, размеров и расцветок. Рядом со старинными приспособлениями для эротических утех в застекленных витринах — скульптуры: слившиеся в порыве страсти жирафы, жуки — и люди, конечно.

Вторая часть перемен — открытие второго музея прямо противоположной направленности и лабиринтов. Музей смерти существует в «Точке G» как отдельное подразделение. В анонсах заявлены «модные скелеты из Италии» и «очень странные надгробия и похоронные урны», «самые необычные похоронные ритуалы разных стран и эпох» и «веселые гробы из Ганы». Пожалуй, последние — наиболее эффектная часть экспозиции. Как рассказывает видеофильм (и управляющая), в Африке, в Гане, есть сообщество людей, готовящих себе погребальные принадлежности заблаговременно, до момента смерти. Каждый может быть похоронен в «футляре» той формы, расцветки и идеологической направленности, какой пожелает. Тут есть сделанный специально для экспозиции гроб в виде тысячерублевой банкноты, гроб-бутылка водки (в таких, объясняет управляющая, хоронят тех, кто умер от пьянства или просто «выпить любил») и гроб в виде красной, нарядной, даже задорной рыбины. «В этом гробу завещал похоронить себя куратор музея!» — не без гордости сообщает Ольга Донская.

После такого веселья от трех лабиринтов ждешь скорее развлечения. Не тут-то было. В Лабиринт страха, слыша доносящиеся оттуда вопли и визг, не хочется отправляться в одиночестве. Спасает бодрый юноша на входе, отвлекшийся ради этого от продажи билетов в лабиринты (они, несмотря на поздний час, расходятся молниеносно). Держась друг за друга, мы бежим в темноте, время от времени цепляемы скелетами и другими чудищами. Ну правда, в таком лабиринте мы все бывали в детстве — кажется, и в Парке Горького был подобный. Что после того зеркала и тем более какие-то ленточки! Но это предположение оказывается иллюзией. Из зеркального лабиринта с первыми признаками приступа клаустрофобии и чуть ли не слезами выбраться удается лишь через вход («А мы посетителей не пускаем, велим искать выход!»). Едва ступив в «ленточный», оказавшись в темноте опутанным сотнями тонких, шелковистых, шевелящихся, что болотные водоросли, полосок ткани, испытуемый требует прекратить эксперимент. Довольно! Скорее наверх, из подвала.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Музей истории телесных наказаний

ул. Арбат, 25, корп. 36, (919) 965-49-39
ежедневно с 12.00 до 22.00
билеты: для женщин — 200 р., для мужчин — 300 р.


…И снова в подвал. Музей истории телесных наказаний, открытый на Арбате Валерием Переверзевым, известен также как Музей пыток. Чтобы попасть в него, надо спуститься в подземелье старинного здания. Древние стены из траченного временем красного кирпича, приглушенный свет, низкие арки, ведущие из одной небольшой комнатки — то ли склепа, то ли кельи — в другую. Тут идет экскурсия. Ведущий, шутками время от времени приободряющий посетителей (и особенно посетительниц), неуверенно хихикающих в ответ, бодро вещает о «мобильных планшетах» для пыток — в таких выясняли «всю подноготную» жертвы, или о кувшине с дырочкой, откуда на макушку капала вода — «не капай мне на мозги». Клейма и плетки-кошки, наручники, дыбы, ножи, цепи выложены на пурпурный бархат и местами забраны стеклянными витринами. Несмотря на шутки экскурсовода, слушать его с каждой минутой все тяжелее. Рассматривать экспонаты — еще невыносимее. Наконец, перемещаемся в последнюю комнату экспозиции. Опершись о «визитную карточку каждого подобного музея», «позорные колодки» (две массивные деревянные балки с отверстиями для рук и головы), экскурсовод завершает рассказ словами о том, что идея музея — в том, что пытки бессмысленны. Мучая тело человека, не исцелить его душу, да.

Позади на экране — документальный фильм Переверзева. Люди на улице отвечают на вопрос: нужна ли смертная казнь. «Нет!» «Только если для педофилов и террористов!» «А кто исполнитель? Я? Ну не знаю…» «Нужна! Гуманный какой-нибудь способ, например, электрический стул».

Стул таковой в музее тоже есть. Добротное массивное деревянное кресло, похожее на трон. Почти такой, только наряднее и с иными приспособлениями-аксессуарами стоит в «Точке G» — его, как сообщалось, для утех использовала императрица Екатерина. Наверх! На Арбат, к живым акулам.

Музей истории аквариумистики

ул. Арбат, 17, (962) 951-17-17
ежедневно с 12.00 до 22.00


Несколько шагов вверх по Арбату — и мы у второго музея, открытого тут Валерием Переверзевым. Вывеска Музея истории аквариумистики (он тоже в подвале) кричит — «Живые акулы!». «Кошачьи, рифовые акулы, еще — пираньи», — рассказывает Валерий, спускаясь вниз, к аквариумам. Они огромные, заселены уже почти все (официально музей откроется через несколько дней). То ли от воды вокруг, то ли от мягких движений рыб, степенно помахивающих в ней плавниками и хвостами, становится легче. Звучит спокойная музыка. Владелец музея с увлечением ведет меня от одного аквариума к другому: «А этот красавец со мной десять лет! Совсем маленький был, когда у меня оказался». Вместе с владельцем выставка объехала много городов, теперь будет базироваться на Арбате. Идея музея, по словам Валерия, двойная. С одной стороны, тут можно посмотреть на диковинных рыб, черепах и других морских и пресноводных жителей. С другой — узнать факты именно об истории аквариумистики. Акулы тут и правда есть, только и они в здешней атмосфере выглядят спокойно. И пираньи особо не желают показывать нам свои зубы. Зато грациозная, что гимнастка, змееголовая черепаха устраивает целое представление. Спустя 10 минут мы вместе с владельцем музея все еще возле ее аквариума с телефонами в руках — просим принять то одну, то другую позу. Черепаха милостиво соглашается и плывет туда-сюда, вытянув длинную шею. Наверное, нельзя сказать с уверенностью, хватит ли двух часов, чтобы сфотографировать тут все, что вам захочется.

Отзывы о «Ух, Арбат! Пять музеев и три лабиринта»

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Лучшие выставки в Москве

Выбор редакции

до 4 фев | Музей современного искусства «Гараж», графика, живопись, скульптура до 4 фев

До абсурда и жути жизнерадостный поп-арт из Японии.

Выбор редакции

до 14 янв | Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков, графика до 14 янв

Московский дебют главных художников Австрии.

до 18 фев | Еврейский музей и Центр толерантности, графика, живопись, фотография до 18 фев

Большая ретроспектива дизайнера-авангардиста.

до 31 янв | ArtPlay, мультимедиа до 31 янв

Проект, посвященный творчеству одного из мастеров Северного Возрождения.

до 14 янв | Еврейский музей и Центр толерантности, историческая до 14 янв

Рассказ о еврейском сообществе в первые годы после революции.

Биеннале современного искусства, Такаси Мураками в «Гараже» и австрийские модернисты в ГМИИ: рассказываем о знаковых событиях этого сезона.

От пионера абстрактной скульптуры Бранкузи до безумного японского поп-арта.

до 30 янв | Фонд In Artibus, графика, живопись, историческая до 30 янв

Первый показ богатейшей частной коллекции авангарда.

до 22 дек | Наши художники, графика, живопись до 22 дек

Африканские мотивы от участника «Мира искусства».

Выбор редакции

до 21 янв | ГМИИ им. А. С. Пушкина, живопись до 21 янв

Экспрессивная живопись безумного классика-маргинала.

до 10 дек | Галерея на Солянке, мультимедиа, интерактивная программа до 10 дек

Интерактивный аттракцион к 85-летию дома моды.

Лишенный секса Эгон Шиле, ласковый дождь вместо водопада радиации и другие способы пощадить чувства посетителей выставок.