Отзывы о "Органные вечера в Кусково"
Закрытие фестиваля «Органные вечера в Кусково -2025»
=====================================
Орган, «король музыкальных инструментов», впервые зазвучал в усадьбе Кусково в 2010 году. В первых концертах приняли участие молодые органисты – студенты и недавние выпускники консерватории и Академии Гнесиных. Однако, очень скоро он превратился в один из ведущих летних музыкальных форумов в столице. И теперь в Кусково выступают ведущие российские органисты, звезды оперной сцены, солисты-инструменталисты и ансамбли старинной музыки.
«Я отношусь к своему проекту как к главному своему детищу. И мне кажется, именно благодаря этому отношению мой фестиваль выделяется на фоне других проектов. В нем есть душа», - сказала в одном из интервью инициатор и бессменный художественный руководитель фестиваля «Органные вечера в Кусково», известная органистка и музыковед Елена Привалова.
И хотя я пропустила концерты фестиваля всего лишь в прошлом году, Елену Привалову не видела четыре года, с закрытия фестиваля 18 сентября 2021 года, на котором Елена презентовала свой диск «И.С.Бах. Все органные токкаты», записанный в Домском соборе на органе, который уже более века является меккой для всех органистов.
Ну, а в Кусково это современный цифровой орган Viscount, имеющий множество приспособлений, позволяющих настраивать звучание инструмента в соответствии со стилем исполняемой музыки.
В этом году программа фестиваля была приурочена к 340-летию со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха – «величайшего гения, обобщившего в своем творчестве достижения предшествующих эпох и создавшего основу для дальнейшего развития профессиональной музыки Европы» и на закрытии фестиваля, прошедшем 6 сентября, звучала только его музыка – клавирные концерты.
Вместе с Еленой Приваловой в концерте принимал участие ансамбль солистов – «Барочная капелла «Золотой Век», созданный в Москве в 2002 году и являющийся на сегодняшний день одним из самых значимых коллективов старинной музыки в России во главе с художественным руководителем Александром Листратовым:
Фатима Лафишева, барочная скрипка
Ксения Тимофеева, барочная скрипка
Елена Лендова, барочный альт
Александр Листратов, барочная виолончель.
Перед каждым новым исполняемым произведением музыкантам приходилось какое-то время настраивать свои инструменты, ведь у них, как пояснила слушателям Елена Привалова, гутовые (жильные) струны, позволяющие добиться аутентичного звучания, но реагирующие на перепады температуры, влажности и еще целого ряда факторов
Да уж, благодаря фестивалю «Органные вечера в Кусково» я за эти годы увидела и услышала столько неведомых мне ранее инструментов (в т.ч. реплику декоративного фламандского музыкального инструмента клавесина-оттавино, предположительно принадлежавшего семье Медичи!!!)
Но в этот вечер мое внимание целиком и полностью поглотил орган и я не уставала удивляться, как из-под хрупких рук и ног (да,да – у органа полноценная ножная клавиатура) Елены Приваловой вылетают такие божественные звуки!!!
Елена утверждает, что «когда играешь на органе, у тебя вырастают крылья» и мне кажется, что в этот вечер я даже ощущала их трепетание…
Этим летом мне посчастливилось побывать на концертах классической музыки в красивейших местах нашего города – Петровском путевом дворце, Доме Генерал-губернаторов, в Евангелическо-Лютеранский Кафедральный Соборе Святых Петра и Павла…
Но лидирующее место среди них по-прежнему занимает усадьба Кусково, где на протяжении уже двенадцати лет проходит фестиваль «Органные вечера в Кусково», художественным руководителем которого является . известная органистка Елена Привалова.
Программа фестиваля интересна и разнообразна.
В июле я слушала концерт «Музыка кино», на котором прозвучали, пожалуй, самые известные шедевры мировой киномузыки, а 23 августа побывала на праздничном концерте «Vivo Vivaldi», приуроченном к 345-летию со дня рождения Антонио Вивальди.
Итальянский композитор и скрипач-виртуоз Антонио Лучо Вивальди известен широкой публике, прежде всего, четырьмя скрипичными концертами «Времена года».
При этом Вивальди оставил огромное творческое наследие и, конечно же, на вечере прозвучала лишь его малая толика.
Это два скрипичных концерта в органных транскрипциях, созданных Иоганном Себастьяном Бахом, а также серената «Глория и Гименей», написанная по случаю бракосочетания французского короля Людовика XV с польской принцессой Марией Лещинской.
Музыку знаменитого композитора эпохи барокко исполняла органистка Анастасия Сидельникова.
Когда я прочитала в программке, что на вечеере будет исполнена «Кантата-серената «Глория и Гименей» для двух солистов и органа на стихи Д. Лалли, RV 687», подумала, что здесь вкралась опечатка. Мне был совершенно незнаком термин «серената»…
Оказалось, что это набор вокальных номеров, в которых аллегорический образ славы Глория и бог бракосочетаний Гименей восхваляют добродетели пары, благословляя этот союз.
Прозвучала серената в исполнении блистательного вокального дуэта меццо-сопрано Татьяны Рубинской и контратенора Рустама Яваева.
Концерт проходил при минимальном освещении и в роскошном белом танцевальном зале Дворца, которым я не устаю восхищаться, царила в этот вечер весьма аутентичная атмосфера, переносящая публику на несколько веков назад…
У вас еще есть возможность побывать на одном из вечеров этого прекрасного фестиваля, программу которого можно посмотреть на сайте https://organconcert.ru/ или скачать здесь - https://organconcert.ru/concerts.pdf.
«Органные вечера в Кусково», концерт «Иоганн Себастьян Бах»
И еще раз мы сходили в Кусково на концерт ежегодного фестиваля «Органные вечера». На этот раз программа была традиционной: музыка самого И.С. Баха. Но нас ждал приятный сюрприз: вместо заявленной в программе Марии Лесовиченко, которая приболела, все партии на органе исполняла сама Елена Привалова, художественный руководитель фестиваля.
Елена очень понравилась нам на прошлых концертах и мы были рады послушать ее еще раз. Она по-настоящему «проживает» каждую композицию, наблюдать за ее игрой – большое удовольствие. А еще, она очень интересно рассказывает о каждом произведении перед тем, как его исполнить, так что можно узнать и много нового.
Например, знали ли вы, что в большой семье Бахов (а это целая династия, которая около 200 лет оказывала огромное влияние на развитие европейской музыки!), при жизни гораздо большей популярностью пользовались дети Иоганна Себастьяна, а не он сам? И только через столетие после его смерти, к его музыке с большим успехом стали активно обращаться исследователи и многочисленные исполнители.
Кстати, Бах был женат дважды. Первую супругу, Марию Барбару Бах, композитор очень любил и, вероятно, даже написал на ее смерть очень красивую фантазию и фугу, которая и была исполнена на концерте. А во втором браке с молодой придворной певицей Анной Магдаленой у Баха родилось 13 детей!
В молодости Бах работал органистом в церквях, и много времени посвящал написанию именно церковной музыки. Например, широко известна так называемая «органная книжечка» Баха: сборник из 46 хоральных прелюдий для органа. Бах сделал обработки почти всех запланированных им хоралов на период от Адвента до Пасхи; хоралы для остальной части церковного года представлены выборочно. Тем не менее, ее можно изучать как антологию стилевых и композиционных особенностей, специфических именно для Баха, а также как прекрасные образцы барочной органной музыки. Два красивейших хорала мы тоже услышали на концерте.
Но больше всего нас впечатлила токката, адажио и фуга до мажор: помимо красивого перехода от адажио к фуге и прекрасного полифонического звучания, там еще требуется виртуозная игра и правой, и левой рукой по отдельности, а также есть педальное соло! Такого я вообще ранее никогда не видела.
Еще, мне очень понравился концерт ля минор Вивальди в переложении Баха для органа. Реально, если знать, что это музыка Вивальди, можно услышать какие-то нотки и переходы, типичные для этого композитора.
Уже с большим нетерпением жду Органный фестиваль в следующем году: считаю, что лучшего «обрамления» для старинной органной музыки, чем дворец 18 века в Кусково, невозможно представить.