Спектакль Лебединое озеро
Знаменитый на весь мир балет на сцене Кремля.
Балет в трех действиях, четырех картинах. Либретто В. Бегичева, В. Гельцера. Хореография М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского, А. Мессерера, Н. Касаткиной, В. Василева.
Редакция спектакля осуществлена Н. Касаткиной и В. Василевым. Художник Т. Гудчайльд (Великобритания). Костюмы изготовлены под руководством К. Бейкер (Великобритания).
Премьера спектакля состоялась летом 1988 года во время гастролей Государственного академического театра классического балета в Великобритании. Это первая в истории русского балета совместная российско-английская постановка. Хореографическая редакция и исполнение осуществлены российской стороной — Государственным академическим театром классического балета.
Сценическое оформление, декорации, костюмы выполнила английская сторона. Художник спектакля — один из известнейших британских сценографов Тим Гудчайльд. Костюмы изготовлены под руководством Ким Бейкер. Главные партии в премьерном спектакле исполнили Вера Тимашова и блистательный Владимир Малахов.
Первый балет Чайковского «Лебединое озеро» (соч. 1876 г.) повествует о борьбе за любовь и счастье против темных сил, о любви как высшем проявлении человечности. Эта тема, проходящая через все творчество Чайковского, разрабатывается и во всех его балетах.
Согласно первоначальному замыслу композитора, балет завершался трагическим финалом с гибелью главных героев. Однако этот замысел не был реализован в последующих постановках. Предлагаемая публике версия «Лебединого озера» следует именно этому замыслу автора.
В первой постановке «Лебединого озера» (1877 год, Московский Большой театр, балетмейстер В. Рейзингер) новаторство музыки осталось нераскрытым. Заложенное в ней сочетание симфонизма и действенности получило воплощение лишь в постановке Льва Иванова и Мариуса Петипа (1885 год, Мариинский театр в Петербурге), где впервые были найдены пластический лейтмотив темы лебедей («плывущий арабеск»), контрастное противопоставление фантастики и быта, созданы симфонические танцы лебедей, решена национально характерная сюита и др. Эта постановка стала основой всех последующих версий «Лебединого озера», в том числе и знаменитого спектакля балетмейстера Александра Горского в Большом театре в 1901 году.
Более тридцати лет назад Великобритания рукоплескала спектаклю Большого театра «Лебединое озеро», спектаклю, версия которого носит в России название «старого московского «Лебединого» (хореография Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского, Асафа Мессерера). Этот, уже почти забытый, вариант «Лебединого озера» лег в основу версии, которую предлагает публике Государственный академический театр классического балета. Многие замечательные «куски» старой редакции «Лебединого озера» бережно восстановлены, восстановлены и первоначальные замыслы Мариуса Петипа в первой картине балета. А те фрагменты, которые сочинены заново, чутко и бережно передают стиль знаменитого спектакля.
При постановке спектакля Наталия Касаткина и Владимир Василев консультировались с Николаем Фадеечевым — одним из самых знаменитых Принцев Большого театра, со знаменитой Мариной Семеновой, с Асафом Мессерером.
Российский балетный критик Елена Луцкая назвала эту работу постановщиков «уроком современного отношения к классическому наследию».
Спектакль с успехом показывался на сценах США, Турции, Японии, Франции, Италии.
«Труппа привезла изумительную постановку «Лебединого озера», — писала американская пресса, — это богато оформленный спектакль, исполненный с большой свежестью. Публика увидела балет особой легкости и деликатности».
Спектакль идет в сопровождении оркестра театра «Новая опера» им. Е.В. Колобова.
Отзывы о «Лебединое озеро»
Уже потихоньку начинаю приучать своих мальчишек к искусству балета. В этот раз мы посмотрели балет «Лебединое озеро» в постановке Театра классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василёва.
Этот театр известен оригинальными авторскими версиями великих классических балетов. Коллектив был создан в 1966 году Игорем Александровичем Моисеевым.
Увиденный нами балет - совместная русско-английская постановка.
Художник спектакля - известный британский сценограф Тим Гудчайльд. Декорации очень яркие.
Отлично выстроен свет. Особенно в последней сцене, где погибают Ротбарт, принц и Одетта.
Костюмы изготовлены под руководством Ким Бейкер. Самым эффектным по праву можно назвать образ Ротбарта: бесконечные массивные развивающиеся крылья, лёгкие рукава, серая маска. Впечатлили костюмы, выполненные для испанского танца: красивые эффектные образы в лучших традициях Испании. Безупречная золотистая пачка и сияющий в лучах софитах кокошник русской невесты смотрелись очень выигрышно. Всегда ярким был образ шута. Особенно, мне понравился его чёрный плащ во втором действии. Конечно, костюмы Одетты и Одиллии: идеальные пачки с россыпью страз. И безупречные длинные ниспадающие одежды Владетельной принцессы.
Этот спектакль - бережная реконструкция классического балета Мариуса Петипа. Все новые элементы аккуратно вплетены в классическую основу.
Партии Одетты и Одиллии исполняет заслуженная артистка России Наталья Огнева. Ей легко даются даже самые сложные элементы хореографии. Любимый момент, конечно, - вариация чёрного лебедя.
Роль принца Зигфрида исполняет Артём Хорошилов. Он очень точен и размерен в прыжках, сына впечатлили именно сильные партии принца.
Мне очень понравился шут в исполнении Владислава Дубенко. Немыслимые прыжки!
Поразил размер труппы. Я ещё никогда не видела столько артистов балета на сцене одновременно. Не могу точно сказать, сколько же было лебедей, мы насчитали 20.
Балет проходит в двух действиях в 4-х картинах. Балет изумительный, много очень ярких и запоминающихся моментов! Время пролетело очень стремительно.
Огромное спасибо симфоническому оркестру под управлением дирижера Валерия Крицкова. Без вас магия не получилась!
Теперь хочется посмотреть другие постановки этого театра!)!
Читайте про другие
события
Другие спектакли / балет
Проект «Короли танца возвращаются»
25 октября на сцене Крокус Сити Холла в рамках проекта «Короли танца возвращаются» выступят Иван Васильев, Леонид Сарафанов, Олег Габышев, Дмитрий Соболевский и Владимир Варнава. Специальный гость проекта – пианист Олег Вайнштейн.
Сергей Полунин. Гала-концерт
Всемирно известный артист балета Сергей Полунин представит гала-концерт на сцене ММДМ.