«Люди Икс: Дни минувшего будущего», очередной том приключений мутантов непростой судьбы — пропитанный ностальгией по 1970-м, очень богато сделанный и, как водится, искрометный.

События фильма стартуют в 2023 году в Москве, и выглядит наша столица неважнецки, как будто в ней так и не убрались после зажигательного визита Тома Круза в «Протоколе «Фантом» (впрочем, в остальном мире, судя по всему, тоже нехорошо). Кремль лежит в руинах, в центре столицы если кого и встретишь живого, так это Людей Икс. Да и тех успешно добивают по подземельям Стражи — биороботы, когда-то созданные с помощью взятых у мутантов хромосом ученым-карликом Боливаром Траском (Питер Динклэйдж, наиболее порядочный Ланнистер в «Игре престолов»). Безусловный негодяй, он, однако, видел в борьбе с мутантами свою логику, подозревая, что те эволюционным путем выживут нормальных людей, и был убит Синей Женщиной Мистейк (Дженнифер Лоуренс) в 1973-м году — но создания Стражей по его наработкам это не уже не остановило. Именно в 1973-й с целью переиграть ход истории в более гуманном и продуктивном русле отправляется Росомаха (Хью Джекман). Вернее, не он сам (тело остается лежать в 2023-м), а его разум.

На то, чтобы зритель мог осмыслить этот маневр чисто технически, никакого разума, в свою очередь, не хватит, да и полно вам, не трудитесь. «Дни минувшего будущего» относятся к той приятной категории блокбастеров, когда, ослабивши несколько мозговые поводья, действительно получаешь от процесса удовольствие, а не впадаешь в кататонический ступор. Более или менее то же самое можно сказать про любой из семи фильмов самой, наверное, известной франшизы кинокомиксов Marvel. Умение, не снижая планки, партию за партией выпускать приблизительно все тот же (как какая-нибудь сметана со вкусом строго по гостам советского детства) продукт — это, может быть, и не сверхспособность, но что-то рядом, и снова занявший режиссерское кресло Брайан Сингер ею располагает.

При этом обходится без чрезмерного новаторства: оно, как и в случае с той же сметаной, может выйти боком. Эффект ballet time (ускоренная съемка, дающая, напротив, визуальный эффект замедления) стала общим местом, а со временем и признаком дурного вкуса, после «Матрицы» (это не единственное, чем фильм обязан трилогии Вачовски). Но авторы доводят его до бесстыдного технического абсолюта — и соответствующая сцена оказывается чуть ли не изобретательным и остроумным экшн-эпизодом сезона. На это звание в фильме есть еще несколько претендентов; 250-миллионный бюджет позволяет не скупиться на аттракционах; и да, экранное время могло бы быть все-таки минут на 10 покороче. Как и в третьих «Людях в черном», сюжетная конструкция построена на путешествии во времени — и аккурат в те же 1970-е. Но шуток про кислотные трипы, а также замшевых пиджаков и рубашек с огромными воротниками никогда — тут костюмеры совершенно правы — не бывает слишком уж много.

Фильм богат отсылками на прошлые серии. «Люди Икс» — не из тех галактик, в которых органично себя чувствуешь, войдя прямо с улицы, без знания бэкграунда персонажей и ясности, что за кошка пробежала между профессором Ксавьером (Джеймс МакЭвой) и Мистейк, почему Магнетто (Майкл Фассбендер) такой сердитый, отчего у Росомахи коготки костяные, а не стальные, и зачем Володька сбрил усы. Однако попадать в этот мир, с его богатым ассортиментом фокусов, нескучных героев, ненужных связей и дружб ненужных, можно, в общем, через любую дверь. На строгой линейности повествования по датам выхода серий франшиза не настаивает, и, если вам показалось, что тело Хью Джекмана в 1970-х не так молодо, как нам это обещают в начале картины, то нет повода не посмотреть, скажем, стартовую ленту 2000 года.