Если и существует на свете актер, способный сыграть абсолютно любую роль, то это, несомненно — Гэри Олдман, который отмечает на этой неделе день рождения. «ВД» вспоминает лучшие его фильмы.

Сыграть он способен действительно кого угодно: от злодея Зорга в «Пятом элементе», желающего уничтожить весь мир, до хорошего детектива Джеймса Гордона в нолановских экранизациях «Бэтмена». При таких невероятных возможностях к перевоплощению, режиссеры, однако, до недавнего времени предпочитали видеть его исключительно в ролях явно отрицательных героев. Он побывал и Ли Харви Освальдом в «JFK», и укурком Дрекслом Спайви в «Настоящей любви», и сумасшедшим убийцей Норманом в «Леоне». С какого момента началось превращение «плохого парня» в крайне положительного? Не поверите — с роли Сириуса Блэка в экранизации длинной истории Джоан Роулинг про «мальчика-который-выжил».

«Сид и Нэнси»

(1986)

Культовый для всех поклонников панк-музыки фильм Алекса Кокса про бедового солиста группы Sex Pistols был выбран главным киноресурсом мира IMDB одним из 500 лучших фильмов за всю историю кинематографа. При всех его неоспоримых достоинствах, он, однако, провалился в американском прокате. История саморазрушения в середине 80-х еще не была так популярна по ту сторону океана, как сейчас. По сути, лента — почти документальное изложение биографии молодого и относительно талантливого музыканта. Отменный саундтрек (пару песен Сида Вишеса Олдман исполнил лично). Довольно смутное объяснение, почему и зачем в жизни Сида появились музыка и наркотики. И, конечно, полупридуманная история большой всепоглощающей любви на панковский лад. Первый серьезный опыт абсолютного перевоплощения 28-летнего Олдмана, убедительно доказавшего, что на сегодняшний день только англичане могут претендовать на звание настоящих гениев сцены.

«Розенкранц и Гильденшерн мертвы»

(1990)

Когда гениальный английский драматург Том Стоппард в середине 60-х написал абсурдистскую пьесу, где сделал главными второстепенных героев знаменитого шекспировского «Гамлета», он, кажется, и предположить не мог, что через 25 лет примерит на себя роль режиссера, объединив в одном фильме двух молодых и талантливых актеров — Гэри Олдмана и Тима Рота. Обласканная критиками и получившая «Золотого льва» история Розенкранца и Гильденштерна ничем не отличается от шекспировской. С одним исключением: подана она с точки зрения не Принца Датского, а двух его друзей детства, которые поневоле становятся главными участниками трагедии. Вся их жистория — это короткое путешествие в Эльсинор и из Эльсинора, философская игра, пронизанная тонким английским юмором и очень стоппардовской иронией. Приносить дурные вести — дело неблагодарное.

«Дракула»

(1992)

Сниматься у Френсиса Форда Копполы — это честь. Сниматься у него в главной роли — невероятный подарок судьбы. Ведь только великий режиссер мог переиначить классический сюжет о румынском вампире и вывести на первый план не его зверства, а настоящую историю любви, ради которой можно ждать века. Даже в гробу. Дракула Гэри Олдмана — крайне убедителен и в своей страсти и в своей жестокости. Он — не монстр, стремящийся к вечной жизни, он — влюбленный с разбитым сердцем, второй раз в жизни преданный миром и смирившийся с неизбежностью смерти. Почему этот фильм обязателен к просмотру, даже если вы не любите историй о кровопийцах, а от вампиров после «Сумерек» вас уже тошнит? Из-за мастерства режиссера, потрясающей игры Олдмана, блестящего актерского состава, включающего Энтони Хопкинса, Вайнону Райдер, Киану Ривза и даже Монику Беллуччи, но главное — из-за удивительной мрачно-готической атмосферности, созданной усилиями всей команды.

«Не глотать»

(1997)

Первый (и пока последний) режиссерский опыт Гэри Олдмана, который продюсировал его давний друг Люк Бессон. Драма об обитателях рабочего района Лондона — где все подчинено грубой силе, где общаются исключительно ненормативной лексикой, где наркотики и алкоголь кажутся единственным выходом из беспросветного существования и нищеты. Драма о семье, в которой сценарист и режиссер Олдман, кажется, собрал все то «чернушное», что не принято показывать на большом экране. Главный герой — грубый самодур, пьет и бьет беременную жену, выгоняет на улицу медленно умирающего шурина-наркомана, терроризирует родственников, и, по признанию самого Олдмана, родившегося в похожей обстановке, является типичным представителем чавов — быдло-класса Великобритании. «Не глотать» был представлен в Каннах одновременно с «Пятым элементом», и, хоть и выжал слезы у зрителей, награды получил на других кинофестивалях и даже был внесен британскими критиками в сотню лучших лент, когда-либо снятых на Туманном Альбионе.

«Шпион, выйди вон!»

(2011)

Нетипичный шпионский фильм, за который Олдман впервые за всю свою карьеру был номинирован-таки на «Оскар», но так его и не получил. Его герой, шпион в отставке Джон Смайли, вынужден вернуться в коридоры МИ6, чтобы найти «крота», сливающего все тайны секретной службы России. Здесь нет погонь, стрельбы и любовных романов. Зато имеется тонкая интеллектуальная игра-расследование. По сути, российским прокатчикам почти удалось перевести и адаптировать название фильма, снятого по роману известнейшего детективщика Джона Ла Карре. В оригинале «Tinker Tailor Soldier Spy» («Лудильщик, Портной, Солдат, Шпион») — фраза из детской считалочки, вроде привычной нам «на златом крыльце сидели...». Это кодовые имена, которыми Смайли наградил возможных кандидатов «на вылет». По признанию многих — один из лучших фильмов Олдмена, довольно давно не получавшего главных ролей. Лента придется по вкусу любителям умного кино и совсем не понравится фанатам боевиков. Но ведь не из-за драк и взрывов мы любим Олдмена?!