Минувшая церемония раздачи «Оскаров» стала не только триумфом для победителей, но и поводом для нашей скромной гордости — в недавнем материале-прогнозе мы если и не угадали всех финалистов, то были к этому очень близки.

«12 ЛЕТ РАБСТВА»

Лучший фильм

Победа, как мы и предполагали в прогнозах. Новый (и не самый удачный) фильм целил в «оскаровском» тире сразу по нескольким статуэткам и заполучил в итоге самую важную. Тем самым академики как бы извинились за прошлый год, когда без заметных наград остались два увесистых высказывания по теме рабства, блистательный «Джанго освобожденный» и виртуозно-скучный «Линкольн» . Лишний раз, для удовольствия, пересматривать картину МакКуина станешь едва ли. Что точно удалось режиссеру, так это атмосфера, тягостная и гнетущая. За два с лишним часа (кажется, что фильм идет дольше) успеваешь сполна ощутить себя в шкуре главного героя, поначалу вздрагивая от каждого хлопка плети, но в дальнейшем реагируя на все новые напасти с полусонным отупением.

Лучшая актриса второго плана — Лупита Нионго

В прогнозах мы почти угадали, хотя по касательной, предположив, что академики отметят темную (без расистских намеков) лошадку: сыгравшего «Капитане Филлипсе» . Как и для Абди, для Лупиты Нионго фильм стал дебютом: ее героиня-рабыня — живая игрушка в руках плантатора, с которой он то обращается почти как с невестой, то забивает до полусмерти. Больших актерских высот Нионго не демонстрирует, при том, что среди конкуренток были великолепные Дженнифер Лоренс (мы болели за нее) и .

Лучший адаптированный сценарий — Джон Ридли

Сценарист аккуратно переделал автобиографию бывшего раба Соломона Нортопа, сохранив основные вехи его мученического пути и простодушную плакатность изложения. В Америке оригинальная книга недавно была включена в школьную программу.

«ГРАВИТАЦИЯ»

Лучший режиссер —

Мы не особенно верили, но очень хотели, чтобы награду получил Куарон, поставивший действительно великую картину, аналогов которой в мировом кино еще и не было. «Гравитация» — аттракцион, да, но потрясающий и близкий к волшебству.

Лучший оператор — Эммануэль Любецки

Полноценный соавтор чуда «Гравитации» и гениальный оператор, снявший «Древо жизни» и «Сонную лощину». До долгожданного триумфа номинировался на «Оскара» пять раз.

«ДАЛЛАССКИЙ КЛУБ ПОКУПАТЕЛЕЙ»

Лучший актер —

Академики в очередной раз прокатили , продолжая почти анекдотическую традицию игнорирования прекрасного актера: не смеется над этим анекдотом только сам Лео. Впрочем, в «Волке с Уолл-стрит» ДиКаприо и впрямь не взял новых высот (что он с легкостью делал в предыдущих фильмах). Другое дело — Мэттью МакКонахи, в 40 лет завязавший с ромкомами и сыгравший подряд несколько мощнейших ролей. В том же «Волке» он на несколько минут заглядывает в кадр и в совместной сцене делает исполнителя главной роли как мальчика. Герой «Даласского клуба», святой и грешник, доедаемый СПИДом, но не сдающийся техасский авантюрист — объективно лучшая роль МакКонахи на сегодняшний день; в дальнейшем, думается, он не раз еще нас изумит.

Лучший актер второго плана —

Как и МакКонахи, для «Далласского клуба» Лето основательно всхуднул (МакКонахи — на 22 кг., Джаред — на 15), что героически делал уже неоднократно. В картине, обживая роль трансвестита, актер меняет все более рискованные декольтированные платья и пронзительные парички. Рискнем предположить, что статуэтку он получил в первую очередь за смелость и впечатляющее умение ходить на шпильках. Попутно заметим, что даже если вам, как поначалу герою МакКонахи, не слишком импонируют геи и мало заботят проблемы больных СПИДом, все равно посмотрите «Даласский клуб» — убедительный гимн жажде жизни.

«ЖАСМИН»

Лучшая женская роль —

Наши пожелания и резоны академиков счастливо совпали. Кейт Бланшетт заносит в свой актив второй по счету «Оскар» (первый был за «Авиатора») — за роль живущей в собственной автономной реальности красавицы, алкоголички и истерички. «Жасмин» — переосмысленный «Трамвай «Желание», а Бланшетт — лучшая Бланш Дюбуа.

«ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ»

Лучший анимационный фильм

В прогнозах мы снова угадали, пускай сами болели за «Ветер крепчает». Заявление, что «Ветром» завершает свою режиссерскую карьеру, академиков не проняло. Можно, с другой стороны, понять. Миядзаки — гений, но пафосно прощаться и запросто возвращаться любит не меньше, чем . «Холодное сердце» — нарядный и неглупый диснеевский мультик, но не более того.

«ВЕЛИКАЯ КРАСОТА»

Лучший иностранный фильм

Как и в отношении Кейт Бланшетт, в случае с «Великой красотой» мы с академиками оказались солидарны. «Великую красоту» не сравнить с фильмами итальянских классиков, которые ее вдохновили. Но это действительно отлично сделанное европейское кино, которое уверенно находит дорогу к сердцам как кинокритиков, так и обычных зрителей. Мир красота, может быть, и не спасает, но иногда объединяет, и спасибо ей на том.