Анатолий Белый долго и трудно шел к успеху. Сегодня он — ведущий артист МХТ имени Чехова, много занят в кино и на ТВ. В преддверии выхода психологического триллера «Стальная бабочка» с участием Белого «Ваш Досуг» поговорил с ним о новом фильме, загруженности в театре и поэзии.


Источник фото: kinopoisk.ru

«Стальная бабочка» — это же не только нож оригинальной конструкции, так можно назвать и сыгранного вами оперативника Ханина. За внешним цинизмом у него скрывается тонкая душа. Этим вас привлекла роль, или были иные мотивы?

Соглашаясь на роль Ханина, я немного рисковал, потому что года два назад уже сыграл следователя в фильме молодого режиссера Клима Шипенко «Кто я?». Эта лента прошла небольшим экраном, но участвовала в конкурсе «Кинотавра», ее отметили люди, чье мнение мне важно. И предложение сыграть «опера» в «Стальной бабочке» я принял как вызов: найдите десять отличий! Было интересно изобразить в одних и тех же рамках профессии другой характер, найти нюансы, которых не было у моего персонажа в «Кто я?».

Как бы вы объяснили друзьям, почему необходимо смотреть «Стальную бабочку»?

Я никогда ничего не навязываю — в характере такого нет. Бывает, что знакомые узнают о какой-то моей новой работе и звонят: «Мы хотим прийти». Пожалуйста! Но сам я советовать не буду… А «Стальную бабочку» я бы рекомендовал как яркий пример сегодняшнего российского кинематографа. Фильм сделан по законам жанра, профессионально и добротно. Это крепкое кино, за него не стыдно. Хотя съемки давались тяжело: в середине работы ушел режиссер, и продюсер Ренат Давлетьяров взялся доснять картину самостоятельно. Но для меня это было скорее хорошо: Ренат по характеру очень близок моему герою, и мне оставалось только наблюдать за режиссером. И что-то от него я в своего Ханина вложил.

Молодая актриса , сыгравшая главную героиню, признавалась, что во время съемок вы стали для нее «отдушиной»: материал сложный, а вы снимали напряжение, развлекали ее пародиями на «Папиных дочек» и на рекламу…

Даша — большой молодец! Она не превратилась в звезду ситкома. Она ищет, пробует, слушает и слышит. Когда я увидел на площадке, как она погружается в роль, влезает в шкуру персонажа, был поражен. Я думаю, Даша сделает в кино какие-то вещи, которыми мы будем любоваться.

А что у вас с театральными планами? И не только в родном МХТ. Я, например, когда-то открыл для себя артиста Белого на другой площадке, в спектакле «Пленные духи», где вы играли Андрея Белого.

Сейчас я взял в театре паузу. Так получилось, что последние два сезона у меня было очень много работы: «Обрыв», «Дуэль», «Околоноля», «Мастер и Маргарита». Череда бесконечных репетиций и премьер, к тому же к концу прошлого сезона я играл по 12-15 спектаклей в месяц. Роли психологически тяжелые. Я посмотрел на это со стороны и понял, что долго существовать в таком режиме не смогу. Пошел к и честно сказал, что театром сейчас немного опустошен, попросил меня разгрузить. И большое спасибо Табакову, что он все понял. Я вышел из двух спектаклей — «Белой гвардии» и «Примадонн», и в текущем сезоне не делаю ничего нового. А в МХТ происходят прекрасные вещи — там репетируется трилогия Сухово-Кобылина, но без меня. Увы, всего объять невозможно, и надо беречь свое психическое здоровье.

На вечере памяти , проходившем в этом году в МХТ, публика обнаружила, что вы замечательно читаете стихи. А недавняя ваша сольная программа на канале «Культура» окончательно убедила, что Белый — один из лучших чтецов в стране. Откуда этот вкус к поэзии?

Спасибо. Я читаю с юности, это привито мамой, за что ей огромное спасибо. Она всю жизнь проработала учительницей немецкого языка, параллельно вела кружки, устраивала в школе литературные вечера, нас с сестрой приучила к поэзии. Когда я поступил в театральный институт, то познакомился с кругом молодых поэтов, которые именовали себя объединением «Железный век». И я стал поглощать огромное количество стихов, открывать для себя Пастернака, Бродского, Мандельштама, Маяковского, Хлебникова… Учил то, что нравилось. В институте педагог по сценической речи говорил мне: «Толя, это твое!» Я чувствую поэзию, но должно было прийти время, чтобы выйти со стихами на публику.

 А сами не пробовали писать?

Нет, я не пишу, слава богу. Этого дара лишен напрочь, но транслировать чужую поэзию очень люблю, и долгое время делал это для себя, для друзей, в компании — находило на меня, и я читал. Я понимал, что происходил процесс накопления. Чтобы транслировать поэзию со сцены, надо самому состояться как личность. Тогда твое прочтение будет осмысленным. Что касается телевидения, канал «Культура» выходил на меня два года назад, но я был сильно занят, сказал: «Вы меня не теряйте, держите на связи! Когда-нибудь я освобожусь». И вот такой момент настал, я открыл свои книги с закладками, составил программу, мы ее записали, а недавно она вышла в эфир. 50 минут чистой поэзии. Я этому несказанно рад. Теперь в моих планах — давать живые поэтические концерты.

Уже упомянутая Даша, ваша юная партнерша по «Стальной бабочке», пожаловалась: «Не хочу заниматься этой профессией, потому что просто не успеваю жить!» А вам работа позволяет «понюхать розу», как говорят англичане?

Да-да-да! Больной вопрос! Конечно же, времени не хватает ни на что. Но я не делаю из этого драмы. Если я на съемках, то пытаюсь получить максимальное удовольствие от того, что я там делаю, а если дома, то получаю радость от общения с детьми и женой. Я живу здесь и сейчас, не ропщу и не жалуюсь.

Куда вы пойдете, если у вас вдруг выпадет свободный вечер?

Большой вопрос, пойду ли я вообще куда-то. Если у меня будет свободное время, я высплюсь и, скорее всего, останусь дома, проведу это время с детьми, в кругу семьи, чего мне страшно не хватает. А если я куда и выберусь, то, наверное, на веселый мультфильм, чтобы рядом в зале были мои малыши, чтобы я их обнимал...

Беседа проходила накануне трагической гибели .