Приквел «Чужого» — отчасти вдохновленный Кубриком новый фильм Ридли Скотта, зрелищный, прекрасный и ужасный, но местами недопустимо философский для формата «летнего блокбастера».

Не такой уж, в общем-то, и далекий 2089-й год. Внимательно всмотревшись в наскальные рисунки, обнаруженные в самых разных местах, ученые делают революционные выводы и отправляются на далекую планету. Согласно расчетам, именно благодаря ее обитателям много тысяч лет назад на Земле зародилась жизнь. Как и следовало ожидать, дерзость участников экспедиции, попытавшихся сунуться в дела небесной канцелярии, оказывается роковой. Любопытной Варваре защемляют нос самым радикальным образом: практически никто из героев не добирается живым до финальных титров (кто все-таки доберется, поклонники творчества могут предположить уже в самом начале картины и ведь не ошибутся). Ясно, что худо придется не только персонажам, но и человечеству в целом: сюжет «Прометея» предваряет события знакового триллера «Чужой», на котором молодой Скотт 1979 году сорвал джекпот.

За прошедшие тридцать лет франшиза о противостоянии людей и инопланетного монстра с выдающимися зубами попадала в разные руки (Скотт все эти годы к теме не возвращался). На сиквелах отметились, и , однако ни один из фильмов не повторил успеха оригинальной ленты (не говоря о десятке бездуховных поделок вроде «Чужой против Хищника»). Но вот к своему детищу вернулся создатель — так отец может повстречать, приголубить и отмыть некогда выгнанного, поиздержавшегося и оскотинившегося на дорогах сына — и старый потрепанный миф заиграл новыми красками. В уродстве твари из первого «Чужого» нетрудно было разглядеть и нечто привлекательное. В новой картине режиссер, не растерявший схватки, вновь смело микширует прекрасное и ужасное. В этом смысле показательна уже первая сцена, где нам демонстрируют невероятной красоты пейзаж с водопадом (с пейзажами, что с инопланетными, что с земными, в кадре все хорошо). Но спустя минуту величие развеивается. На краю водопада сначала тошнит, а потом разрывает на куски, как в кошмарном похмельном сне, красивого человекоподобного пришельца. Именно из его ошметков потом разовьется земная цивилизация.

В дальнейшем натурализм крепнет (толстенькие щупальца дважды эффектно влезают героям в рот) и достигает пика в снятой вдохновенным крупным планом сцене, где героиня сама себе делает кесарево сечение, пусть и с помощью прогрессивной медицинской техники. , как и в «Чужом» (из которого в «Прометей» перекочевал каркас сюжета), играет девушку с характером достаточно сильным, чтобы выживать, пока вокруг в муках гибнут персонажи второго плана. Среди них руководительница проекта (), которой красота и любовь к неразбавленной водке, увы, не мешают быть циничной сволочью, спонсор-миллиардер (неузнаваемый в старческом гриме ) и, наконец, андроид (умница ), робот с избытком человечности, как у Электроника.

130 миллионов бюджетных долларов позволяют Ридли Скотту плодить в кадре причудливые объекты и не экономить на стерильно-совершенных интерьерах корабля (включая гигантские живые обои с зимним лесом совершенно русского вида). Безупречностью дизайна они вполне могут конкурировать с «Космической Одиссеей 2001». Сомнительный момент в том, что Ридли Скотт намерен конкурировать с на поле не только визуальном, но и, так сказать, духовном, где терпит поражение. По задумке автора, «Прометей» призван не только пугать, но и давать повод зрителю задаться философскими вопросами из распространенной оперы: «Кто мы? Куда идем?». Однако, в отличие от Кубрика, автор «Гладиатора» и «Черного ястреба», при всей своей несомненной одаренности, никак не мыслитель. Отдельная линия отведена под волшебное воздействие на космическую нечисть крестильного крестика, но выглядит она топорно и как-то ну совсем уж для бедных. Глубина религиозной мысли в фильме примерно та же, что и в зрелищной мясорубке «Царства Небесного» — то есть где-то по щиколотку.