Когда дело доходит до спора про отечественные фильмы, стороны чаще всего непримиримы. Одна с пеной у рта кричит, что лучше пойдёт на фильм из Румынии, Перу, Гватемалы, но на «наш» — ни ногой; другая, задыхаясь от восторга, пытается рассказать, что всё не так уж плохо, много интересного и нового, далеко не каждая лента — «чернуха». Конфликт на десятилетия, отличный повод разругаться, разговор без конца и края. Так уж повелось. Эта подборка — 10 новых разноплановых российских картин, вышедших за последнее время. Вот такое кино. Другого (пока) не будет.

 

1. «Дело» (2021)

 

Давид (Мераб Нинидзе, постоянный актёр Алексея Германа-младшего) — отличный специалист в области литературы, — хотел справедливости: он точно знает, что мэр города совершил кражу в особо крупном размере. Но происходит так, что в растрате обвиняют именно его, человека чести и совести. И отправляют под строгий домашний арест. Теперь — ни преподавания, ни прогулок, ни свободы, ни перспектив. На долгие годы. Ничего не напоминает?

 

2. «Пингвины моей мамы» (2021)

 

Школьник Гоша (Макар Хлебников) чудовищно устал от всего, что творится у него в семье: родители постоянно берут домой приёмных детей, штрафуют за мат и опоздания, живут, видя только себя. А он — застенчивый, но бойкий, — очень хочет стать стендапером. Говорить ладно и колко, смешить людей, быть душой компании. Гоша рассекает Арбат на скейте, выходит на сцену клуба со своими подростковыми шутками, злит учителей, а количество братьев и сестёр растёт. Отличный сериал Наталии Мещаниновой об ответственности, страхе и количестве попыток на всякий успех в этой жизни.

 

3. «Ничья» (2021)

 

Тебе всего лишь 14 лет. Ты живёшь в маленьком уральском провинциальном городке, где все друг друга знают. Где всякий разговор — повод для пересудов. Где каждый чих — достояние общественности. Мечтаешь о любви, деньгах, профессии. А ещё у тебя в твои 14 лет есть ребёнок. И об этом никто не должен узнать. Странноватое, но довольно обаятельное кино Лены Ланских, что будто бы опоздало годков так на десять.

 

4. «Конференция» (2020)

 

Наталья (Наталья Павленкова) много лет провела в затворничестве, когда-то став одной из тех, кто пережил трагедию «Норд-Оста» вместе со своей семьёй (режиссёр — Иван И. Твердовский). Теперь она, матушка из монастыря, возвращается в Москву, чтобы устроить вечер памяти погибших. Чтобы вновь встретиться с теми, кто был в зале в тот вечер, чтобы почтить память умерших, чтобы никто ни о чём не забыл. Или же только для того, чтобы ей самой стало чуть легче.

 

5. «Вертинский» (2021)

 

Любая попытка снять кино про большого творца — хождение по краю. Про Петра ли Лещенко, про Магомаева, про Вертинского. Это всегда огромный соблазн пуститься в разглагольствования о «портрете эпохи», о судьбе страны, в скучный и однобокий рассказ о жизни интересного человека. Вертинский в исполнении Алексея Филимонова — то, ради чего можно мириться и с шероховатостями сценария сериала Авдотьи Смирновой, и с историческими неточностями, и со странными сюжетными поворотами. Он — шампанское, отложенный взрыв, сжатая пружина, что вот-вот выстрелит. И никому мало не покажется.

 

6. «Седьмой пробег по контуру земного шара» (2019)

 

Михаил (Александр Карнаушкин) всю жизнь рисовал. То какие-то вазы с цветами, то пейзажи, то берёзы и поля. В этом и видел смысл своей серой жизни. Человек хороший, надёжный, ответственный. Сейчас же он работает охранником (было бы чего воровать): не нужен ни дочери, ни знакомым, ни бывшим друзьям. Пронзительное кино Виталия Суслина — вечный бег по кругу: к себе, от себя, для спасения от вечного русского холода. И в попытке найти хоть какие-то остатки тепла в этом суетном мире.

 

7. «Нас других не будет» (2021)

 

Сергей Бодров-младший — человек, которого знает, кажется, каждый, кто говорит по-русски. Простой, понятный, «свой». Парень из соседнего двора. Картина Петра Шепотинника, открывшая в этом году «Кинотавр», — портрет общероссийского «брата» в воспоминаниях и разговорах, в спорах и вопросах, в честных интервью и откровенных признаниях.

 

8. «Контейнер» (2021)

 

Есть люди, которые планируют ребёнка, но не хотят сами его вынашивать. А есть те, кто готов им помочь. За большие деньги. Тридцатилетняя Саша (Оксана Акиньшина) — простая и обычная — очень хочет уехать из России: забыть своё прошлое, никогда больше не видеть снега, постоянно лежать у моря, не встречаться со своей деспотичной мамой. Для исполнения мечты она решает стать суррогатной матерью. На восьмом месяце беременности будущие родители ребёнка приглашают её переехать к ним, в шикарный особняк: с водителем, прислугой, ужинами всех мастей. Но сможет ли там комфортно себя чувствовать человек, который привык к совсем другой жизни?

 

9. «Общага» (2021)

 

Выбор между совестью и собственным интересом — излюбленная тема в кино: она позволяет запросто поставить зрителя на место героя, проверяя на прочность. Роман Васьянов — известнейший оператор — дебютирует в роли режиссёра, предлагая всем переместиться в атмосферу вечного праздника, дешёвой выпивки и случайных связей. Каждый день — торжество, всякий момент — радость. Одним словом, молодость. Бойкая история одной свердловской общаги, где студентка покончила жизнь самоубийством. И обязательно нужно найти виноватых. Или тех, кто ими станет. Любой ценой.

 

10. «Разжимая кулаки» (2021)

 

Ададза (Милана Агузарова) — девушка, живущая в небольшом городке в Северной Осетии. Несколько лет назад умерла её мама. Ададза работает в магазине, помогает строгому отцу по хозяйству, а параллельно ждёт своего старшего брата, уехавшего в Ростов-на-Дону. Потому что только он может её отсюда забрать. Для новой, светлой, современной жизни. Если папа разрешит. Картина Киры Коваленко— удивительное и непростое путешествие по страхам и предвзятостям, ожиданиям и влюблённостям, мечтам и простым забавам. Сложный рассказ о том, каково это — быть женщиной среди кавказских гор. И о том, что любовь запросто может убить. Если вовремя не разомкнуть объятия.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: