В прокат вышел фильм классика мирового кино «8½», за который автор получил третий из четырех «Оскаров» за лучший фильм на иностранном языке. Если в предыдущей работе «Сладкая жизнь» герой Марчелло Мастроянни искал выход из кризиса в окружающем мире, то в «8½» альтер-эго Федерико Феллини устало от жизни и утопает в снах и детских воспоминаниях. О том, как режиссер поменял эстетику неореализма на поэтику сюрреализма, и что общего между «Болью и славой» испанца Педро Альмодовара и «8½», объясняет Дмитрий Елагин.

Кратко:

Кризисный фильм «8½» идеальный пример того, как содержание отображается в визуальном решении. Потерянность героя Мастроянни передана запутанным сюжетом, где реальное смешивается с иллюзией, прошлое возникает в настоящем, а постоянная ложь уничтожает правду. Талант Федерико Феллини в принятии кризиса и использования его для создания нового произведения – если прошлое состоит из травм, сделай фильм.

Подробно:

Федерико Феллини за свою жизнь получил 4 премии «Оскар» за лучший иностранный фильм: за «Дорогу» (1954), за «Ночи Кабирии» (1957), за «8½» (1963), за «Амаркорд» (1973) и дополнительно почетный «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. Маэстро родился в небольшом городке Римини, в детстве хотел стать цирковым артистом, взрослым в Риме рисовал карикатуры, шаржи и создавал фотокомиксы, в кино начал работать сценаристом и примкнул к родившемуся после войны движению итальянского неореализма. Предводителем «новой волны» был сценарист Чезаре Дзаваттини, работавший над главным неореалистическим фильмом «Похитители велосипедов» (1948) Витторио де Сики. Основные элементы неореализма – социальная направленность, истории о «маленьких» людях, непрофессиональные актеры, съемка на натуре. С развитием направления и ростом авторов, трудно было удержать их творчество в узких границах правил. Последним рубежом неореализма был публицистический альманах «Любовь в городе» (1953), после которого движение пошло на спад.

Актриса и жена Феллини Джульетта Мазина стала звездой «Дороги» и «Ночи Кабирии» (за роль Кабирии получила Золотую пальмовую ветвь в Каннах за лучшую актрису), где Феллини добавил к социальной проблематике нежную чувственность. Если «Кабирия» – женское кино, то будущие «8½» – мужское, нарушающее все законы неореализма и принадлежащее к поэтическому движению кино 60-ых. 

Многие режиссеры решаются снять фильм о своей профессии, но обычно создают такие произведения в позднем периоде творчества. Эти картины кризисные, в них авторы пытаются проанализировать свое прошлое, чтобы увидеть пути к будущему. Классик испанского кино Педро Альмодовар в «Боле и славе» (2019) воссоздал события из детства, найдя в них красоту и связи с настоящим, – то же самое сделал Федерико Феллини в «8½». Оба художника проецируют свой образ через любимых актеров, у Альмодовара Антонио Бандерас, у Феллини Марчелло Мастроянни. При схожести некоторых деталей, эстетический подход двух авторов к одной теме противоположен. Педро Альмодовар создал реалистичный фильм, а Федерико Феллини на своем творческом пути уже прошел путь прямого отражения действительности, поэтому «8½» сделаны по правилам сюрреализма, где сны, воспоминания, иллюзии и настоящее смешиваются в одной реальности.

По сюжету режиссер Гвидо Ансельми (Марчелло Мастроянни) проживает в санатории, куда приезжают артисты для съёмок фильма, который Гвидо ещё не придумал. «8½» начинается с эпизода-сна, где герой стоит в пробке в машине, она начинает дымиться, все вокруг пристально смотрят на него. Он выбирается через окно и улетает к морю, но его цепляет за ногу веревкой Адвокат и сбрасывает в воду. Открывающий эпизод отражает в себе весь фильм. Машина и кинематограф – механизмы, изобретения 19 века, ставшие популярными в 20-м. Задымление и побег с полетом передают желание Гвидо/Феллини вырваться из обыденной жизни, но окружающие люди смотрят на него и «опускают с небес на землю». В реальности в пансионате Гвидо постоянно третирует критик, продюсер требует от него сценарий, актриса хочет внимания, а жена обвиняет в постоянной лжи. Если сравнивать Гвидо с героем Мастроянни из «Сладкой жизни» (1960), то там журналист Марчелло Рубини искал выход из кризисного состояния во внешней мире, перемещаясь между женщинами и вечеринками. Но Гвидо надоело все вокруг, потому он обращается к воспоминаниям, когда он мальчиком учился в приходской школе. Конфликт дозволенности в поведении человека в католической стране возникает во время встречи маленького Гвидо с живущей на пляже проституткой Сарагиной, которую он и другие дети просят станцевать румбу. Она делает это неумело, у нее некрасивое лицо и взлохмаченные волосы, но в ней та витальность и запретность, которая недоступна и желанна «правильному» человеку итальянского общества. 

Реальность вокруг Гвидо сюрреалистична: на заброшенной площади люди механистично выстроились в идеальные шеренги за стаканом минеральной воды, там же медиум угадывает мысли людей, и жена подозревает в измене Гвидо, когда ему улыбается актриса. В «8½» очень сложная операторская работа: камера иногда субъективно снимает от первого лица, иногда показывает действие от третьего из-за спины героя, потом уводит его из кадра, делая Гвидо и зрителя одинаковыми отстраненными наблюдателями за окружающим миром. В фокусе камеры оказываются случайные люди и детали, которые не важны – воспоминания и сны главнее, они оказываются фильмом, который снимает режиссер. Такой же прием использует Альмодовар, демонстрируя в финале процесс съемок воспоминаний из детства, но Феллини более тонок – его реальность уже искажена, поэтому соединение пространств гармонизирует мир режиссера. В финале все актеры оказываются около декорации недостроенной космической станции внутри циркового ринга и образуют хоровод, частью которого становится Гвидо. Если жизнь – это бесконечное движение по кругу, цифра 8, то жизнь художника чуть больше – 8 ½. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: