В прокат выходит «Откуда ты родом?», где главную роль сыграл актер и рэпер Риз Ахмед. В фильме его альтер-эго Зед приезжает в Лондон к родственникам перед гастролями и узнает о переданном ему по наследству аутоиммунном заболевании. О том, как кросс-медийный проект «Откуда ты родом?» задает правильные вопросы, но не находит на них ответы, пишет Дмитрий Елагин.

Кратко:

«Откуда ты родом?» — «я-фильм», где куратор и главный актер Риз Ахмед и режиссер Бассам Тарик не видят логических и идейных противоречий в своем творении. Их герой Зед может славить родину и презирать родителей, читать рэп о великом себе и быть при этом в инвалидном кресле, ненавидеть расизм, но называть себя иностранным именем ради карьеры. Создатели через флешбеки и галлюцинации героя четко обозначают проблемы, но ни одну из них не решают, застывая в вязи песен и призрачных образах.

Подробно:

В 2019 году на «Берлинале» победили «Синонимы» Надава Лапида, фильм о беженце, который отвергает свою прошлую личность, чтобы стать «настоящим» французом. Для этого он по словарю учит язык, в котором по идее Лапида заключается национальная идентичность. «Откуда ты родом?» имеет противоположный сюжет, рэпер Зед перед туром прилетает в Лондон к родителям-пакистанцам, возвращается к прошлому. Во время драки с фанатом он падает в обморок и узнает в больнице, что у него наследственное аутоиммунное заболевание. 

Оригинальное название фильма «Mogul Mowgli» имеет двойное значение. Моголами называли завоевателей монголов-мусульман, обосновавшихся в северной части Индии, откуда родом родители Зеда. Маугли отсылает к двум «Книгам джунглей» английского писателя Редьярда Киплинга, который родился в Бомбее. Поэтому название «Mogul Mowgli» задает не только тему эмиграции, но и обозначает разрыв в самоидентификации со страной, в которой герой не родился, и которая много лет была кем-то завоевана. 

Зед двойной эмигрант, так как его родители живут в Лондоне, а он несколько лет назад уехал покорять нью-йоркскую рэп-сцену. Его сыграл актер и рэпер Риз Ахмед, для которого «Откуда ты родом?» является личным, кросс-медийным проектом. После премьеры фильма на «Берлинале» Ахмед выпустил наполненный политическим посылом рэп-альбом «The Long Goodbye» и одноименный короткометражный фильм. Во всех трех произведениях центральными темами становятся расизм захватчиков и воспевание национального, что выражается музыкально через использование традиционных мелодий и визуально через демонстрацию религиозных ритуалов. Проект Ахмеда напоминает о первых альбомах певицы M.I.A., дочери беженцев из Шри-Ланки, родившейся в Лондоне. Ее прорывной альбом «Kala» был одновременно глубоко личным (назван и вдохновлен ее матерью) и интернациональным, благодаря сочетанию мелодий и инструментов из стран «третьего» мира. Проекты Ахмеда сфокусированы вокруг его личности, через которую он обозначает проблемы, которые кому-то могут быть близки – отрыв от «кровной» земли, связанное с этим отторжение своей национальной идентичности, а также встреча с родственниками-эмигрантах, не ставших частью нового общества.

«Откуда ты родом?» состоит из множества образов-рефренов, которые отражают внутренний, поврежденный мир Зеда: ему вспоминается серый, похожий на аквариум поезд; ему видится святой, повторяющий название находящегося между Индией и Пакистаном города Тоба Тек Сингх; ему слышатся вопросы, один из которых стал русскоязычным названием фильма. Образ Зеда противоречив: в его музыке он использует национальные мотивы, говорит о «родной земле», но своих родственников называет «двинутыми пакистанцами». Его двоякость подчеркивается и несовпадением самовосприятия с нынешним положением: когда его везут на инвалидной коляске, он читает строчки о своем величии. Такой же сдвиг происходит в отношениях с бывшей девушкой, которую он любит, но пытается использовать ради своих эгоистичным желаний. Лицемерие героя кроется и в его имени, которое он заменил, чтобы легче продвигаться по карьерной лестнице. 

Главная проблема фильм – это отсутствие развития образа героя. Большую часть картины герой проводит в больнице, символичном месте «лечения душ», где ему приходится выйти из «лошадиной скачки» за успехом, что дает возможность задуматься над собой. Будучи беспомощным, он терпит родителей, верящих в народную медицину, соглашается на продажу своего трека трэп-рэперу, которого считает недостойным. На последних минутах будет очень легкое изменение личности, будет типичный, для политического кино, взгляд в камеру, но решения внутренних проблем нет. Он все еще Зед, говорящий на английском и считающий себя «будущим», но не определившимся со своим прошлым.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: