Они всесильны: могут запросто навязать нам стандарты красоты, признаки успешности, степени необходимости. Они беспощадны: механизмы сильны и изысканны, точны и выверены, крепки и беспробойны. Они хитры: играют на страхах и комплексах, сомнениях и травмах, ожиданиях и понятиях. Они умны: соединяют и уговаривают, яро втюхивают и осторожничают, работают деликатно, без шума и пыли. Они – люди, которые диктуют нам то, что мы купим уже завтрашним утром. Или нет, прямо сейчас. Катя Нечитайло собрала 10 фильмов о тех, кто рекламирует, продвигает, продаёт и продаётся. Всё зависит от количества денег.

1. «99 франков» (Франция, 2007)

Один из моих друзей назвал работу Яна Кунена, созданную по мотивам романа Фредерика Бегбедера, одним из мерзотнейших фильмов всех времён. Шутка ли: злые размышления об обществе потребления и беспощадный юмор по поводу и без, разговоры о рекламном агентстве, которое не пощадит никого, нежная любовная линия, изнанка «продажников» и попытка говорить серьёзно об общих ценностях. Октав (Жан Дюжарден) – человек, который может загнать любому всякий продукт. И в этом его главная слабость. Потому что жизнь – не только слава, деньги и реклама. 

2. «Как преуспеть в рекламе» (Великобритания, 1988)

Когда начинаешь думать над каким-то проектом, очень часто соединяешься с ним до неприличного уровня. Отвечаешь фразами, созданными в процессе работы, в повседневности случайно выстраиваешь сцены, понимаешь, что весь мир (якобы) крутится вокруг твоего продукта. Дэнис (Ричард Грант), матёрый работник агентства, справлялся с самыми разными задачами (режиссёр – Брюс Робинсон). А споткнулся о рекламу мази от прыщей, которую никак не может разрекламировать.

3. «Чешская мечта» (Чехия, 2004)

Люди падки на обещания. На обещания лучшей жизни, красоты, перемен. Они искренне думают, что им ничего не нужно будет делать, что всё случится волшебным образом, что работа над собой – для слабаков. Жители Праги совсем скоро будут зажигать в новом гипермаркете: радоваться скидкам, ловить акции, молиться в храме потребительства. Двое режиссёров – Вит Клусак и Филип Ремунда – заказали у агентства рекламную кампанию для открытия магазина. Фиктивного. И посмотрели на реакцию людей.

4. «Столетие личности» / «Век эгоизма» (Великобритания, 2002)

Любопытный документальный сериал (4 часа, режиссёр – Адам Кёртис) о влиянии инстинктов и бессознательного на покупки, продажи, спрос. И о том, как этим активно пользоваться.

 

5. «Приходит женщина к врачу» (Нидерланды, 2009)

Достаём платочки, жилетки, вино, потому что под финал фильма Рейну Урлеманса весело уже никому не будет. Стейн (Барри Атсма) – успешный мастер своего дела. Умеет разрекламировать и продать, посоветовать, подсказать, обратить внимание на недостатки. Он, провинциальный парень, сделал себя сам. Не отстаёт от него и супруга Кармен (Кэрис ван Хаутен). У них всё хорошо: ребёнок, дом, успешность. Но рак не щадит никого. Как говорится, рекламщики тоже люди.

 

6. «Здесь курят» (США, 2005)

Продать нечто полезное – не самая сложная задача. Можно снять милый и добрый ролик, подключить активистов, взять массу интервью. Обязательно найдутся те, кто руками, ногами, деньгами за. А вот поддержать что-то сомнительное... «Почему вы здесь курите, мне это мешает», «Ваш дым отравляет лёгкие моих детей», «Я сейчас полицию вызову». В фильме Джейсона Райтмона, снятом по роману Кристофера Бакли, Ник (Аарон Экхарт) продвигает табакокурение. Рьяно, ярко, грациозно. И это не так уж просто в нашем чрезмерно здоровом мире.

7. «Мир крепежа» (Россия, 2011)

Организовать свадьбу? Легко. Похороны? Наша специализация. Поминки? Без проблем. Представитель (Андрей Мерзликин) выслушает все ваши пожелания, всё запишет, привезёт нужных людей. Хоть с гармонью, хоть с роялем, хоть с балалайкой. Жутко смешная короткометражка Михаила Сегала, получившая главный приз «Кинотавра».

8. «Реклама для гения» (США, 2005)

Отличные диалоги, много ненавязчивого юмора, бойкий сюжет, грустная действительность от режиссёра Терри Цвигоффа. Художник Джером (Макс Мингелла) был уверен, что он запросто сможет стать богатым и знаменитым. Потому что он талантлив, бодр, ярок. Но, как известно, без умения себя продать – будь ты хоть самым золотым – ничего не получится.

9. «Нет» (Чили, США, Франция, Мексика, 2012)

Любую неповоротливую систему можно «взять» только современностью: современным подходом, свежим языком, сиюминутной повесткой. Попыткой говорить так, как говорят на улицах городов. Вот-вот в Чили состоится референдум (1988), на котором, разумеется, должен будет победить Аугусто Пиночет. Оппозиционеры приглашают известного рекламщика Рене (Гаэль Гарсиа Берналь), чтобы тот разработал агитационную программу. Именно она будет противопоставлена официальной (режиссёр – Пабло Ларраин). Рене начинает и, как известно, выигрывает. 

10. «Generation "П"» (Россия, 2011)

«И он, и другие участники изнурительного рекламного бизнеса вторгались в визуально-информационную среду и пытались так изменить её, чтобы чужая душа рассталась с деньгами. Цель была проста – заработать крошечную часть этих денег. С другой стороны, деньги были нужны, чтобы попытаться приблизиться к объектам этой панорамы самому».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: