Парень в простой футболке и рваных кедах сидит в кафе. Заказывает чай, улыбается официантам, что-то помечает в телефоне. Позже выяснится, что он – владелец огромной многомиллионной фирмы. Барышня всегда ухожена и приветлива, много путешествует и гуляет. А дома она задыхается от слёз. Пожилой мужчина еле-еле ходит, смотрит на мир растерянно. В юности же он был известным музыкантом, большой величиной, звездой всех посиделок. Известно, что почти всегда людей встречают по их одежде, манере говорить, тому, кем и чем человек является в данную минуту. Но очень часто он не тот, кем кажется. Или хочет казаться. 

1. «Дом из песка и тумана» (США, 2003) 

История невероятно стара: девушка должна денег, за долги её выселяют, в дом въезжают новые хозяева. К ней планирует вот-вот приехать мама, семья, переселившаяся в её жильё, – выходцы из другой страны. Остаётся только наблюдать за тем, как на её кухне готовят ужин, как моются в её ванной, как трогают её вещи. Лабиринт открытий и потерь, любви и сострадания, беспомощности, несправедливости и расплаты. Эту работу Вадима Перельмана стоит смотреть хотя бы из-за великой работы Бена Кингсли. 

2. «Белый, белый свет» (Швеция, Германия, Сербия, 2010) 

Любовь не смотрит на социальный статус, возраст и предрассудки. Ей плевать на национальность, планы и внутреннее состояние. Она, беспощадная, может подарить паре возможность новой жизни, а может и запросто выжечь всё внутри. «Белый, белый свет» – два часа (режиссёр – Олег Новкович) попыток понять другого, доверить и довериться, стать ближе на фоне серости провинциального городка. Обратите внимание, что существует ещё ирландский фильм «Белый, белый день» (2019) о начальнике полиции, который пытается «посчитать» скелеты в шкафу своей семьи (эта работа тоже, безусловно, заслуживает просмотра). 

3. «Господин Лазар» (Канада, 2011) 

Редкий пример невероятно тёплого и обаятельного фильма, получившего массу премий, про школу, учителей, родителей и «классные» будни – от режиссёра Филиппа Фалардо. Башир (Мохамед Феллаг) – беженец из Алжира, который заменяет учительницу, покончившую жизнь самоубийством. Он жонглирует культурами и различиями, подходами и приёмами. Располагает к себе и балагурит, смотрит открытым взглядом и широко улыбается. И никто не знает, что у него, на Родине, погибли жена и дети. 

4. «Тело Христово» (Польша, Франция, 2019) 

Даниэль (Бартош Беленя) мечтает стать священником. Хочет помогать людям, просветлять, указывать истинный путь. Но он, двадцатилетний пацан, только что вышел из тюрьмы, а таких в служение Господу не берут. Единственный выход – немного смекалки, риска и везения. Отличная работа Яна Комаса, где и вера, и предательство, и искреннее желание помочь. И добро, за причинение которого очень часто приходится расхлёбывать по полной. 

5. «Окно напротив» (США, 2019) 

Жизнь соседей – отдельная тема. Нам всегда кажется, что у них дела неизменно хорошо, нет проблем, солнце им светит 365 дней в год. Всё как у людей. А не как у нас. Так считала и семья, живущая напротив молодой пары, недавно въехавшей в высотку: у них – постоянный секс, нежность, юность, а у нас – пелёнки, повседневность, усталость от жизни. 21 минута, режиссёр – Маршалл Карри, премия «Оскар» за лучший короткометражный фильм. 

6. «Мальчик» (Новая Зеландия, 2010) 

Тайка Вайтити, любимец публики и фестивалей, не всегда снимал про упырей и героев. «Мальчик» – душедробительная и в меру юморная история о взрослении и знакомстве с реальным миром, о восхищении, что часто сменяется разочарованием, о реальности, которая ранит сильнее любого ножа. Мальчик (его все так и зовут) живёт с бабушкой, братом, кучей родни. И тут появляется папа. 

7. «Кино про Алексеева» (Россия, 2014) 

С его песнями космонавты отправлялась в космос, а советские студенты стройными рядами шли в походы. Слушали днями и ночами, переписывали тексты, спорили и перепевали. Он пил чай с Тарковским, путешествовал по всему миру, выступал на лучших площадках. Вы что, не знаете Алексеева (Александр Збруев)? Скорее смотрите фильм Михаила Сегала, он всё объяснит чётко и подробно. Так, что в конце придётся вытирать скупые горячие слезы. 

8. «Красивый, плохой, злой» (США, 2019) 

Если мы влюбляемся в человека, то чаще всего готовы простить ему все грехи. Нам кажется, что он – самый лучший, добрый, прекрасный и милый. Ругает? По делу. Бьёт? Ничего страшного. И даже в мыслях не допускаем, что у него, как и у любого человека, есть тёмные стороны. Тэд (Зак Эфрон) – красавец, душка и вообще отличный парень (режиссёр – Джо Берлингер). Каждая девушка хотела бы оказаться с ним рядом. Он же, кажется, расчленил несколько человек. 

9. «Предприятие "Божий дар"» (США, 2019) 

Коротко, потому что любая подробность – спойлер, лишающий вас удовольствия от просмотра чумовой истории о мошеннике, который хотел облапошить пожилую пару, руководящую церковной общиной. Но дедуля не так прост, как кажется. Да и бабуля не промах. Бен Кингсли (снова он, снова прекрасен), десять серий, невероятно стильная картинка. 

10. «Сера» (Россия, 2020) 

Фильм Ланы Влади, получивший «Кинотавра» за лучший короткий метр, что можно посмотреть уже сейчас. Пятнадцать минут Женщина-Полицейский (Наталия Чумбуридзе) и Жена Убитого (Анна Слю) общаются, смотрят друг на друга, выясняют обстоятельства случившегося. Задыхаются от смога и серы Норильска, проникаются друг к другу симпатией, молчат, слушают, дышат. И пытаются ответить на извечные русские вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: