О полнометражных русских фильмах и состоянии отечественного кинематографа спорят ежедневно, рьяно и до первой крови. На всех ступенях общества. Одни считают, что индустрия переживает упадок, другие – рассвет, третьи стабильно ругают ленты, не успев их даже посмотреть, четвёртые – «опять эта чернуха, как же они достали». А с коротким метром всё ещё интереснее: порой до зрителей эти работы даже не доходят. У них нет громких премьер и огромных кассовых сборов, они (очень часто) лишены обсуждений и рецензий, про них мало кто слышал. Эта подборка – 10 короткометражных фильмов, что за очень сжатое время запросто могут рассказать целую историю. Ведь очень часто лучше меньше, да лучше.

1. «Одна историческая ошибка» (7 минут, 2018)

Одно решение может изменить ход событий, одна ошибка – перевернуть всё с ног на голову, один бой – исход войны переиначен. Всё зависит от рассказчика, позиции, обстоятельств. И, разумеется, подробностей. «Одна историческая ошибка» – искромётная картина Михаила Местецкого, в которой нашлось место и Троцкому, и школьникам, и ледорубу, спрятанному под широким плащом.

2. «Такое настроение, адажио Баха и небольшой фрагмент из жизни девушки Лены» (17 минут, 2014)

Анна Меликян – режиссёр, что одинаково задорно, стильно, легко справляется и с длинной, и с короткой дистанциями. Её «Русалка» заставила всхлипывать зрителей самых разных возрастов, «Нежность» – верить в чудо, «Звезда» – переживать и надеяться на лучшее. Лена (Ольга Зуева) – самая простая девушка: милая, обаятельная, застенчивая. Неудачница, как говорит она сама. Ждёт не принца, но того, кто полюбит её настоящей, не страсти, но огромных и чистых отношений, не взрыва, но сладких пробуждений по утрам, от которых очень хочется жить.

3. «Москва — Владивосток» (18 минут, 2019)

В поездах случается всякое: там дерутся и влюбляются, говорят и перекрикивают, обсуждают философские вопросы и попивают чай. «Москва...» – часть альманаха «Иваны, помнящие родство», рассуждающего о случайностях, благодарности, принятых решениях и ответственности за них. Кажется, от этого фильма Ивана Соснина даже пахнет курочкой, пирожками и лапшой быстрого приготовления.

4. «Топливо» (24 минуты, 2019)

Никита Кукушкин, заглохший трактор, поэтика труда и глухомани (режиссёр – Михаил Архипов). Не надо медлить – всё равно захотите пересмотреть.

5. «Последний» (15 минут, 2014)

Старик сидит перед телевизором. Слушает новости, разглядывает картинку, вслушивается в события. Старик забирает хлеб и молоко. Он много лет не выходит из дома – волонтёр приносит ему продукты. Старик разговаривает с холодильником. У пожилого мужчины больше никого не осталось. Пронзительная работа Сергея Пикалова об огромном, лавинообразном, вопиющем одиночестве. Без предела, конца и края.

6. «Лалай-Балалай» (13 минут, 2017)

Жизнь в России – аттракцион, к катанию на котором нужно очень долго готовиться. Чтобы не удивляться моментальным изменениям и длительным ожиданиям, нелогичности и бесповоротности, странности и простоте. В коротком метре Руслана Братова подвыпившие ребята катаются на «Сюрпризе» (знаете ведь такое цветастое колесо из детства, которое вертит людей параллельно земле?), рассуждают о судьбе страны и мучительно стараются протрезветь.

7. «Экстрим» (25 минут, 2019)

Лихая короткометражка Андрея Берченко о том, что любой, самый тихий отдых в нашей стране рано или поздно отправит тебя в лихие девяностые. С трупами, разборками и бандюганами. Так смешно, что даже страшно.

8. «Календарь» (28 минут, 2018)

Тайна – то, что заставляет тебя врать. Каждый день, каждую минуту, каждый год. Помнить уже сказанное, придумывать новое, волноваться и переживать о последствиях. Женщина едет по русской глубинке: меняет виды транспорта, изворачивается перед родными, стремится доехать до финальной точки (режиссёр – Игорь Поплаухин). Она хочет попасть на свидание. В тюрьму. Но действительно ли существует тот, ради которого она проходит этот путь?

9. «Сера» (20 минут, 2020)

Она убила своего мужа не сама: её позвали сделать это мёртвые. Мёртвые люди, мёртвая природа, мёртвый город. Город, в котором только пыль, снег и страх. Теперь задача следователя – установить причины, узнать все обстоятельства, сделать выводы. И найти виноватых. Фильм Ланы Влади – обладатель Гран-при конкурса «Короткий метр» «Кинотавра» этого года (и эта работа уже есть в свободном доступе).

10. «У меня нет друга» (23 минуты, 1988)

Внезапно, конечно, но многие не знают, что Алексей Балабанов снимал короткий метр. Да ещё какой. Рокерские пьянки, первая любовь, настоящая жизнь. Философские разговоры, споры, желание быть куда взрослее, чем ты есть на самом деле. Коротко, по делу и на все времена.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: