Если вам удобнее слушать, а не читать, мы записали аудио-версию материала

Google Podcasts | Castbox | Apple Podcasts |


Принято считать, что дебют — это что-то пристрелочное и необязательное, проба пера. Как правило, это так. Авторы только ищут свой стиль, нащупывают свой язык и свои сильные стороны. Однако есть и очень приятные исключения. Кинообозреватель «Вашего Досуга» Денис Кудряшов рассказывает о 15 самых удачных режиссерских дебютов в кино, которые случились в XXI веке.

Дженнифер Ли – «Холодное сердце»

Один из самых кассовых фильмов Диснея за десятилетие, «Холодное сердце» – это дебют в двух номинациях. Во-первых, это режиссерский дебют сценариста Дженнифер Ли, а во-вторых, это первый фильм Диснея, который режиссировала женщина. Начав работу как один из сценаристов мультфильма «Ральф», она увлеклась написанием «Холодного сердца», и помогла фильму перейти из приключенческого боевика в музыкальное комедийное приключение, в котором узнали себя многие дети. Результат оказался чудом. «Холодное сердце» мгновенно стал хитом, заработав более миллиарда долларов по всему миру, завоевал множество наград, в том числе Оскар за лучший анимационный фильм, и положил начало франшизе.

Том Форд– «Одинокий мужчина»

В 2006 году известный дизайнер, работавший креативным директоромGucci, Том Форд купил права на роман 1964 года «Одинокий мужчина», написанный Кристофером Ишервудом, вместе со сценарием Дэвида Скирса, который Форд решил переписать. Чтобы подготовиться, он прочитал книги по сценарному делу и режиссуре. Свою черновую версию сценария он показал руководителю студии, и тот посоветовал ему нанять профессионала. Форд пытался сотрудничать со сценаристом, но они не сошлись. В итоге, сценарий был переписан 15 раз за 2 года. «Одинокий мужчина», вышел ограниченным прокат в декабре 2009 года и был признан критиками. Они отметили чуткую актерскую игру Колина Фёрта в роли Джорджа, профессора-гея из 1960-х, который размышляет о самоубийстве после того, как его давний партнер погибает в результате несчастного случая. В итоге, Ферт выиграл BAFTAза главную мужскую роль и был номинирован на Оскар в аналогичной категории. Фильм окупил 7 миллионов, которые Форд лично вложил в кино, и всего собрал 25 миллионов. Это практически идеальный переход из мира моды – в мир кино. 

Алекс Гарленд – «Из машины»

Для научной фантастики это было непростое десятилетие, и Алекс Гарленд находится в его авангарде побед. Он начал свою карьеру как писатель, стал сценаристом, и прославился такими фильмами, как «28 дней спустя», «Пляж» и «Судья Дредд». Его режиссерский дебют ознаменовал собой заметную и интересную главу в жизни писателя. «Из машины» – это стильный и умный триллер, в котором любопытные мысли воплощены в до ужаса тесном кино. Визуально этот фильм ощущается намного больше и роскошее, чем его относительно скромный бюджет. В итоге фильм выиграл Оскар за лучшие визуальные эффекты. 

Стив МакКуин – «Голод»

Дебют британского художника Стива МакКуина рассказывает о голодовке 1981 года, организованной заключенным агентом Ирландской Республиканской Армии, Бобби Сэндсом (Майкл Фассбендер). Сила фильма заключается в внимании к физическим деталям, а не к диалогу, который практический отсутствует: выражение охранников перед запланированным избиением, чистке коридора, пропитанного мочой, одышке умирающего человека.

Снятый с глазом художника, «Голод» – это испытание. Зрители вынуждены терпеть реалии человеческого тела под муками, и редкий фильм можно сравнить с «Голодом». За свой дебют МакКуин получил множество наград, включая премию BAFTA и «Золотую камеру» Каннского фестиваля за режиссерский дебют.

Джордан Пил – «Прочь»

До 2017 года у Джордана Пила было десятилетие плодотворной актерской карьеры в комедии. Никто не ожидал, насколько его режиссерский дебют повлияет на жанр ужасов, не говоря уже о кассовых сборах. Пил сделал свой напряженный триллер «Прочь» остроумным, смешным, и неглупым. «Прочь» – это сатира, которая смешит и пугает в равной мере. Это понравилось и критикам, и зрителям – они сделали его одним из самых успешных фильмов года. «Прочь» получил множество номинаций и побед, в том числе премию Оскар за лучший оригинальный сценарий. 

Юрий Быков – «Жить»

Один из самых заметных современных российских режиссеров, Юрий Быков, снял свой дебютный полнометражный фильм «Жить» в 2010 году. По сюжету два противоположных героя, которые вынуждены вместе искать дорогу из леса в город. Своеобразный российский «Повелитель мух», фильм-притча, положил начало интересной карьеры Юрия Быкова, в которой позже появились и другие притчи: «Майор», «Дурак» и «Завод». 

Чад Стахелски – «Джон Уик»

«Джон Уик» - одна из самых захватывающих франшиз, появившихся за последнее десятилетие. Изящный, стильный и напряженный, «Джон Уик» еще больше впечатляет, когда вспоминаешь, что это дебютное кино. Разумеется, если кто-нибудь сможет сделать нового героя на века, выдающегося своими трюками и боевыми искусствами, то это будет Чад Стахелски. Именно его работа в качестве координатора каскадеров боевых искусств в серии «Матрица» привела к режиссерскому дебюту. Киану Ривз разыскал Стахелски, потому что хотел поставить хореографию с ним с момента выхода в прокат «Матрицы». Не то чтобы Киану Ривз был забытым актером, но Джон Уик вдохновил актерский ренессанс Ривза и положил начало блестящей режиссерской карьере Стахелски.

Джеймс Ван – «Пила»

Забудьте о многочисленных продолжениях и скучных порнографических пытках, с которыми уже прочно ассоциируется серия. Оригинальная «Пила» – режиссерский дебют Джеймса Вана - все еще захватывает и пугает из-за игры на нашем инстинкте самосохранения. Главный злодей с искаженной моралью и огромным ассортиментом «игр» – не просто злой дух-демон или бессмысленное чудовище. По его мнению, он – учитель, которому поручено помогать бесцельным гражданам вернуть ценность жизни. «Пила» стала хитом в прокате и при бюджете чуть больше миллиона вернула 103, а Джеймс Ван заслужил репутацию режиссера, который любой фильм превращает в золото.

Ричард Келли – «Донни Дарко»

Сейчас уже можно смело называть сценариста-режиссера Ричарда Келли гением одного хита, но его единственный фильм, о котором стоит поговорить, это бомба. Поймав критиков и зрителей совершенно не готовых к такому дебюту, «Донни Дарко», дебютный фильм 26-летнего Келли, представил бесстрашного молодого режиссера. Это подростковая драма 80-х годов, главный герой которой супер-умный старшеклассник Донни Дарко (сардонический Джейк Джилленхол). Лучше всего смотреть «Донни Дарко», зная как можно меньше о сюжете. Подвиг Келли тем более примечателен, когда понимаешь, что неизвестный парень в начале нулевых был способен создать такой масштабный, остроумный и тревожный фильм. Чертовски жаль, что таланты Келли больше похожи на мягкий сыр, чем на хорошее вино.

Нил Бломкамп – «Район №9»

Нил Бломкамп окончил Ванкуверскую школу компьютерной графики и спецэффектов и снимал сай-фай короткометражки с социальным подтекстом. Его заметил режиссер «Властелина Колец» и «Хоббита» Питер Джексон, и предложил ему снять полнометражный фильм – им стал «Район №9», со скромным для жанра бюджетом в 30 миллионов. Визуально необычные локации Южной Африки, красивые спецэффекты и актуальный социальный подтекст оценили как критики, так и зрители – фильм заработал чуть больше 200 миллионов и был четырежды номинирован на Оскар. 

Эдгар Райт – «Зомби по имени Шон»

Технически это не первый фильм Эдгара Райта, но это точно первый, вышедший в прокат и с тех пор теперь уже 16-летний «Зомби по имени Шон» задал неповторимый стиль фильмам Райта и стал легендой. Отчасти фильм – это броманс-ром-комедия, основанная на высмеивании клише поп-культуры. Но как только зомби идут в атаку, «Зомби по имени Шон» переходит на новый уровень. Райт, уравновешивает реальный психологический конфликт фильма с забрызганными кровью рукопашными драками, в которых герои отбиваются от полчищ зомби. Несмотря на отсутствие престижных премий и гигантских кассовых сборов, фильм стал легендой и положил начало трилогии «Трилогия трёх вкусов Корнетто».

Андрей Звягинцев – «Возвращение»

«Возвращение» – это дебют в кино Андрея Звягинцев, который до этого успел и поработать дворником, и поснимать рекламу. По сюжету к двум братьям приезжает отец, которого они никогда не видели, и увозит их с собой в путешествие. Этот трудный и самый личный фильм Андрея Звягинцева завоевал множество наград по всему миру, включая 5 призов Венецианского кинофестиваля. С бюджетом в 400 тысяч долларов, он вернул 4,5 миллиона и положил начало режиссерской карьере Звягинцева, в которой будут и признанные «Елена» с «Изгнанием», и любопытный «Левиафан», и хирургическая «Нелюбовь».

Ксавье Долан – «Я убил свою маму»

В 2009 году вышел первый фильм Ксавье Долана «Я убил свою маму» и режиссер сразу же стал легендой. Отмеченной призом на Каннском фестивале, фильм рассказывает о жизни Юбера Минеля (Ксавье Долан), 16-летнем жителе Квебека, живущем в пригороде Монреаля со своей матерью-одиночкой Шанталь (Энн Дорваль). От хлопающих дверей до объятий Долан и Дорваль мастерски улавливают грубую, ненавистническую любовь, родственные отношения, которые разъедают мать и сына.

Дэмьен Шазелл – «Одержимость»

Шазелл учился кино в Гарварде и в 2012 году снял короткометражку «Одержимость» с прицелом продать готовый сценарий для развернутого полного метра. Короткометражка настолько понравилась кинобоссам, что они не только купили сценарий, но и дали Шазеллу лично срежиссировать фильм. По сюжету студент-музыкант Эндрю мечтает стать гением в своем искусстве и попадает в оркестр к суровому и требовательному педагогу Флетчеру (Дж.К.Симмонс). С бюджетом в 3 миллиона он вернул 48, 5 раз был номинирован на Оскар из которых взял 3 приза. Дж.К. Симмонс получил Оскар за лучшую роль второго плана и во многом его образ, вкупе с захватывающим сценарием, стал визитной карточкой фильма. 

Мартин МакДона – «Залечь на дно в Брюгге»

Мартин МакДона до прихода в кино прославился как театральный драматург (в России спектакли по его пьесам наиболее известны в постановке Кирилла Серебренникова – «Палачи» и «Человек-подушка»), но часто говорил о том, что его настоящая страсть – кино. В 2004 году он снял короткометражку «Шестизарядник» и сразу же выиграл с ней Оскар. В 2007 году последовал «Залечь на дно в Брюгге» – полнометражный дебют в жанре естественном для МакДона – черная комедия. По сюжету двое киллеров получают задание: убить священника. Много крови, абсурдного юмора, триллера, и даже трагедии. Фильм получил премию BAFTAза оригинальный сценарий, был номинирован на Оскар в аналогичной категории, а Колин Фаррелл, сыгравший главного героя получил «Золотой глобус». 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: