Мультфильмы студии «Дисней» традиционно воспринимаются как носители ванильной доброты. Но был в истории компании период и мрачных, депрессивных мультфильмов. О нем в компании стараются не вспоминать, но специально для «Вашего досуга» Денис Кудряшов рассказывает о мрачном и зловещем периоде студии добра и волшебства.

«О, сатанинская печь… пробуди и воскреси солдат смерти!», — взревел он тоном, который вряд ли можно принять за высокий гелиевый голос Микки Мауса. «Восстановите непобедимую армию слуг дьявола…Черный котел жаждет больше тел!».

Это был 1986 год, и глубоко под землей, под 51-метровой копией знаменитого замка Золушки, Диснейленд Токио приветствовал первых посетителей своего нового Таинственного тура по замку Золушки. Во всеоружии ужаса, в тур входили Волшебное Зеркало Белоснежки, светящиеся скелеты, прячущиеся в озере, и супер-злодейка Малефисента. А затем, в последней комнате посетителей встречал леденящий дух его сатанинского величества – Рогатый Король, главный антагонист провального мультфильма Диснея «Черный Котел».

Тур был настолько страшным, что западным посетителям советовали воздержаться от его посещения и выбрать какой-нибудь другой. Конечно, когда посетители понимали, что тур основан в том числе на «Черном Котле» – одном из самых больших кассовых провалах «Диснея» – они и сами предпочитали обходить его стороной.

К тому времени, когда в Токио открылся таинственный тур, «Черный Котел» и Рогатый Король уже находились в полулегендарном статусе, как главный урок «Диснея». Более того, «Черный Котел» – это вершина одной из самых странных глав в истории студии.

Позже этот период будет назван «Злым Диснеем» — десятилетней попыткой студии добра и волшебства привлечь более зрелую аудиторию и попыткой дистанцироваться от ванильности и семейных ценностей, на которых Уолт Дисней построил свою империю.

Злой Дисней сегодня редко упоминается, даже несмотря на то, что он породил ряд интересных фильмов, разумеется, наряду с посредственными. И все же «Дисней» не рекламирует эти фильмы на каждом углу. Если вы вам нравится «Холодное сердце» или «Моана», это более чем нормально. Но «Дисней» и его фанаты как будто договорились делать вид, что мрачного периода никогда не было.

Тем не менее, он был.  Те, кто внимательно смотрел фильмографию студии, знают его очень хорошо. В середине семидесятых, спустя десятилетие после смерти Уолта, стало ясно, что Дисней теряет актуальность. В годы, непосредственно последовавшие за смертью основателя, в студии были готовые идеи для проектов, разработанные Уолтом Диснеем еще при жизни.

Увы, вскоре прибыли начали падать. Сегодня мало кто знает про фильмы, такие как «Робин Гуд» (1973), «Спасатели» (1977) и «Лис и Пес» (1981). Они еще тогда подтвердили, что искра помощников Микки Мауса начала угасать. Директора студии видели результаты своими глазами: вместо того, чтобы стоять в очереди к Робину Гуду, изображенного в виде умной лисы, дети выстраивались в ряд на «Звездные войны», «Челюсти» и «Экзорциста». У директоров студии возник резонный вопрос – почему «Дисней» не идет туда, где больше всего людей и денег?

Ощущение упущенных возможностей усугублялось тем фактом, что Джордж Лукас предлагал «Звездные войны» «Диснею», но ему отказали. Лукас был убежден: претенциозная космическая сага и Микки-Маус идеально подходят друг другу. «Это фильм абсолютно в формате Диснея», – говорил тогда Лукас. «Все фильмы Диснея зарабатывают 16 миллионов долларов, и этот фильм заработает свои 16 миллионов. Его съемки обойдутся в 10 миллионов, а если в прокате заработать все 16 не удастся, недосдачу проката мы компенсируем через продажу фирменных игрушек».

Зять Уолта Диснея, Рон Миллер, который работал в отделе кино студии «Дисней», громче всех требовал перемен. «Каждый день промедления «Диснея» – это уход все дальше и дальше от потенциальной аудитории», — предупреждал он. «Я скажу вам откровенно», — сказал Миллер в интервью в конце семидесятых, — «кажется, мы достигли потолка в своем продукте. Возрастная группа, к которой мы обычно обращаемся, просто не даст нам больших показателей посещаемости кинотеатров, которые уже достигнуты другими студиями».

Миллер, который стал президентом Walt Disney Productions в 1980 году, лоббировал отказ от правила Диснея о том, что его фильмы показывают без ограничений по возрасту. И вот, в 1979 году «Дисней» представили свой первый фильм с рейтингом PG, то есть рекомендованный к просмотру вместе с родителями. Этим фильмом оказался научно-фантастический триллер «Черная дыра».

Дисней был явно настроен сослаться на каждый успешный научно-фантастический фильм того времени. Сюжет «Черной дыры» – это солянка из «Звездных войн», «Космической одиссеи» и даже «Чужого». Фильм получился впечатляющим, особенно если учесть, что космический триллер Ридли Скотта еще не вышел на экраны.

«Черная дыра» снята с относительно звездным составом, включая таких популярных актеров из семидесятых, как Эрнест Боргнайн, Энтони Перкинс и Роберт Форстер. Они играют членов корабля по исследованию дальнего космоса, которые натыкаются на заброшенный корабль-призрак на окраине черной дыры. Герои по глупости взбираются на корабль и встречают невменяемого доктора Ганса Рейнхардта с безумным планом. Он состоит в том, чтобы осуществить межзвездный маневр и прыгнуть прямо в сверхмассивную гравитационную яму на пороге черной дыры.

Фильм получился очень странным, а его концовка еще более бредовая: когда команда наконец проходит через черную дыру и попадает в сюрреалистический мир, по сравнению с которым последние 15 минут «Космической одиссеи» Кубрика – невинная детская фантазия. Существование такого фильма, как «Черная дыра» было очень противоречивым, и с самого начала упертые поклонники «Диснея» агитировали против него.

«Мы получили много писем, и мы ожидаем получить еще больше», – пожаловался Миллер в интервью, — «Я получил одно письмо от женщины-врача, а через пару дней от ее мужа. Оба они написали, что надеются на провал картины в прокате».

«Черная дыра» оказался самым дорогим мультфильмом «Диснея», с бюджетом в 20 миллионов долларов. Большая часть денег была потрачена на робота-убийцу Максимилиана – угловатое чудовище, похожее на Дарта Вейдера, застрявшем на выходных в уплотнителе мусора. Фильм, однако, оказался далек от коммерческого провала. Он собрал в прокате 35,8 миллионов. Такая победа не отговорила Миллера от нового курса, и он вывел «Злой Дисней» на новый уровень вместе с фильмом «Лесной наблюдатель» или, говоря иначе, «Экзорцистом» для подростков.

«Наблюдатель» – это готический ужас на реактивном двигателе, снятый по одноименному бестселлеру Флоренс Энгель Рэндалл. Главной звездой фильма является 72-летняя Бетти Дэйвис, играющая грозную старуху в сельской Англии. Как у «Черной дыры», у этого фильма было все непросто с источниками вдохновения.

Джон Хаф, режиссер, следил за успехом кинохита 1973-го года «Легенда адского дома». Ветеран триллеров, Брайан Клеменс, написал сценарий. Наряду с Бетии Дэйвис, в состав актерского состава вошла итальянская хоррор-пинап звезда Кэрролл Бейкер. «Лесной наблюдатель» даже снимался в той же локации, где Роберт Уайз снимал «Призраков дома на холме» в 1963-ем году. Что же могло пойти не так?

Оказалось, что многое. «Наблюдатель в лесу» на выходе обернулся катастрофой, которая началась с курьезного пресс-показа для критиков в Нью-Йорке.

Фильм разваливается в последние 10 минут, когда оказывается, что страшный инопланетянин – главная интрига – это гигантская резиновая летучая мышь, привязанная к веревке. Все аккуратно выстроенное напряжение испаряется, и в зале раздается хихиканье. Сидя в кинотеатре, Миллер понимал, что нужно срочно действовать. Ему сказали, что уже поздно переделывать фильм, который показали критикам в Нью-Йорке. Несмотря на преграды, Миллер сумел изъять копии фильмов, и финал был перемонтирован. Вместо резиновой летучей мыши теперь был луч света.

Тем не менее, ситуация зашла слишком далеко, и фильм было не спасти. «Наблюдатель в лесу» окупил менее половины своего бюджета, но, несмотря на провал, Миллер был назначен президентом «Диснея». Одним из его первых действий на новом посту было привнесение атмосферы «Злого Диснея» в анимационное подразделение. Миллер сделал это, одобрив адаптацию популярной в то время детской фантастической саги Ллойда Александра «Хроники Прайдена».

На этот раз «Дисней» был по крайней мере предупрежден о возможном провале. Компания приобрела права на экранизацию в начале семидесятых и изо всех сил пыталась придумать способ, которым можно было бы показать насыщенный фэнтезийный мир Александра на экране.

Против «Диснея» играло и то, что в отделе анимации была неразбериха. Оригинальная команда аниматоров Уолта Диснея – «Девять стариков» – в основном вышла на пенсию. «Дисней» готовил замены, и Дон Блут – амбициозный аниматор «Диснея» – был убежден, что обладает талантом и видением, которое позволит открыть новую главу в истории компании.

Однако в 1979 году, в свой 42-й день рождения, Блут ушел создавать свою собственную студию. Вместе с ним ушли самые талантливые аниматоры. Внезапная потеряла заставила компанию привлекать к работе юных и неопытных выпускников Калифорнийского института искусств (в том числе наивного и дерзкого Тима Бертона, который несколько раз уходил из компании и возвращался). У новобранцев была настоящая страсть к анимации, но они плохо понимали, что нужно делать.

Спустя какое-то время до «Диснея» дошел слух, что первым проектом Блута будет готическая сказка «Секрет Н.И.М.Х.». «Дисней» преисполнился решимости переиграть перебежчика в его собственной игре и планы по созданию «Черного котла» были быстро разработаны.

Увы, аниматоры «Диснея» и продюсер фильма Джо Хэйл в спешке потеряли из виду то, что делало оригинальные романы такими интересными. Большая сага из 5 томов о совершеннолетии была переделана в 80-минутный фильм. А из незначительного злодея, Рогатого Короля, слепили грозного антагониста в стиле Дарта Вейдера – по-видимому ради сильных впечатлений и зрелищности.

«Мы думали, что Рогатый Король станет хорошим анимационным персонажем, потому что у него была яркая характерная особенность – из его головы торчали рога», – сказал Блут перед уходом. После ухода Блута «Черный котел» стал еще короче.

Несмотря на то, что новые аниматоры усердно работали над фильмом, за их спинами творились заговоры. К 1984 году стало ясно, что Дисней не может продолжать работу как раньше. Пришло время меняться или умирать. В сентябре того года исполнительным директором был назначен бывший босс Paramount Pictures Майкл Эйснер. Одним из его первых шагов было нанять перспективного руководителя Джеффри Катценберга, который в 1979 году помог студии спасти фильм «Звездный путь» от катастрофы. В «Диснее» Катценберг должен был следить за работой отдела кино.

Это означало, что он становился начальником над Роем Диснеем, племянником Уолта и главой анимационного подразделения. В первую неделю работы Катценберг попросил показать мультфильмы, которые были в разработке. Был устроен просмотр материала из «Черного Котла». Пять минут анимации дракона, который летает и держит в когтях ребенка, в кадрах присутствует кровь. Катценберг не мог поверить своим глазам. При этом бюджет фильма превышал 40 миллионов и был бы еще выше, если бы Хейл не оставил свой первоначальный план – показать голограмму Рогатого Короля в кинотеатрах.

«Это нужно перемонтировать», – сказал Катценберг продюсеру Хейлу. Хейл ответил, что нельзя просто так взять и перезаписать анимацию. Второго вариант в виде дополнительных кадров не было. То, что работает в кино, не работает в анимации. «Это смешно», – возмутился Катценберг, — «Можно монтировать что угодно». Он ворвался в монтажную и начал монтировать фильм стоимостью 40 миллионов долларов, который было невозможно перемонтировать. Хейл позвонил Рою Диснею, который, хотя и сам испытывал опасения по поводу провала «Черного Котла», в панике связался с Эйснером. Эйснер дозвонился прямо в монтажную.

«Что ты делаешь?», – генеральный директор спросил Катценберга, — «Все в шоке».

В конце концов, Катценберга заставили уйти, но перед этим досталось и Хейлу – «"Черный котел" – это плохая работа. Исправь фильм».

В итоге несколько минут было урезано от «Черного Котла», но и это не помешало ему стать первым (и последним) мультфильмом «Диснея», получившем рейтинг PG. «Черный котел» провалился в прокате. К концу 1985 года он заработал меньше, чем фильм «Заботливые фишки», который с бюджетом в 2 миллиона долларов стоил на 43 миллиона долларов меньше.

Только Диснейленд в Токио вспомнил про него – Рогатый Король продолжал зачитывать сатанинские заклинания до 2006 года, пока тур не закрыли.

«Черный Котел» стал для «Диснея» линией, за которую нельзя заступать. По мере того, как разыгрывались корпоративные битвы, Эйснер и Катценберг всерьез думали над тем, чтобы полностью закрыть анимационное подразделение. Однако вместо этого они полностью изменили курс компании – вернули «Дисней» к его доброжелательным детским корням, вместе с «Русалочкой» (1989), «Красавицей и Чудовищем» (1991) и «Королем Львом» (1994).

К тому времени, когда Малыш Симба оглядел стада животных в Короле-Льве, жизненный цикл мультфильмов «Диснея» нашел новых поклонников и стал очень прибыльным, а «Злой Дисней» с тех пор воспринимается компанией как плохой сон, про который все причастные поклялись никогда больше не вспоминать.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: