На праздничных каникулах бороться за сердце и рубль зрителя будут три отечественные комедии, авторы которых по мере сил заряжают аудиторию новогодним настроением.

«Елки 3»

Россия, 2013

Первые «Елки» танцевали от теории шести рукопожатий, вторые — от апокрифического народного поверья (придуманного при этом сценаристами), что все россияне — жмущиеся друг к дружке в холода иголки на одной ели. В новой картине авторы вдохновляются «эффектом бумеранга»: все поступки, дурные или хорошие, так или иначе отливаются вам в будущем. В «Елках» это явление переименовано в звучащий несколько грозно «бумеранг добра» (пригодилось бы для модернизированной системы ПВО), что неслучайно: хвойная франшиза — флагман российского «доброго кино». Аккорд заявлен как финальный, и после детей и стариков из прошлых серий логичным поводом умилиться становятся животные. А именно беспородный пес, убегающий из дому вслед за чистокровной возлюбленной; ту аккурат 31 декабря отправили в Лондон на случку с увешанным медалями и дипломами английским кобелем. За путешествиями пса краем глаза наблюдают в Сети онлайн разбросанные по России герои, у которых свои проблемы и истории. У кого-то тоже есть английский жених, а приходится патронировать русского пенсионера. У бабы Мани снова выпадает глаз. Нищий провинциальный доктор подъезжает к сердцу гламурной возлюбленной на взятом покататься «мерсе». Герои и обзавелись младенцами и 31 декабря безответственно попадают в дурдом. Предъявлять к «Елкам» интеллектуальные претензии (впрочем, имеется цитата из «Пролетая над гнездом кукушки») — не менее жестоко, чем хаять заливное Нади из «Иронии судьбы»: под водку и новогоднее настроение сойдет.

«Друзья друзей»

Россия, 2013

В первой половине «Елок» герои как будто соревнуются, кто проявит себя большей сволочью (чтобы финальное добро было ослепительнее), но до персонажей «Друзей друзей» им далеко. Как и в «Елках» (ну и в «Криминальном чтиве», например), все персонажи, действуя вроде бы сепаратно, волей судеб оказываются частью единой цепочки событий. Доверившись названию, аттестовать эту связь как дружескую едва ли повернется язык. Первоначальное взаимное непонимание в горячий день в канун Нового года норовит обернуться для персонажей (около-криминальные богатые папики, неумело подающиеся в бандитизм нищие музыканты) тюрьмой, а то и смертью. Крупнокалиберная сентиментальность «Мам» (среди продюсеров «Друзей друзей» ) смешивается с буднями творческой богемы, мечущейся по корпоративам и беспощадно бессмысленной клоунадой в духе «Самого лучшего фильма». Резидент Comedy Club парит над схваткой в образе неумелого папаши, который пытается убаюкать своего малолетнего ребенка то матросским хором, то «Рюмкой водки» в собственном исполнении.

«Быстрее, чем кролики»

Россия, 2013

Для тех, кому первого января не хватит силы духа для похода за желанными новогодними флюидами на «Друзей друзей», российский прокат предлагает более симпатичную альтернативу. Сюжет «Быстрее, чем кролики» окажется актуален, если вы встретили 2014-й особенно приключенчески. Главные герои прочухиваются после бурной вечеринки в сумрачном помещении без окон-без дверей и пытаются вспомнить, как они сюда попали. При этом создатели ориентируются не на такой очевидный вроде бы образец для подражания как «Мальчишник в Вегасе», а на «Пилу», но заимствуют оттуда не муки и пытки, а клаустрофобическую атмосферу. Она, правда, регулярно развеивается: охая и постанывая, персонажи (среди них артисты, продюсер, милиционер, трансвестит) трындят про пережитое, много фантазируют, а наиболее яркие фантазии иллюстрируются искрометными новеллами. Как и в своих предыдыщущих работах («О чем говорят мужчины», «О чем еще говорят мужчины»), «Квартет И» привычно держит марку: узнать себя в героях может всякий худо-бедно образованный россиянин около сорока. Случаются шутки о бренности всего живого и о душе — ну а когда об этом еще задумываться, как не сумеречным вечерним утром 1 января, с другой-то стороны.