AES+F

Карьера Художник, Скульптор, Автор
Всего фильмов 8
Жанры видео, инсталляция, скульптура, современное искусство, фотография

Группа АЕС (AES) существует с 1987 года. С 1995 года художники Татьяна Арзамасова (А), Лев Евзович (E) и Евгений Святский (S) стали сотрудничать с фотографом Владимиром Фридкесом (F) и объединились в группу АЕС+Ф (AES+F).

На сегодняшний день одни из самых ярких современных российских художников, чей видеопроект `Last Riot` был представлен в Российском павильоне на 52 Биеннале современного искусства в Венеции. В 2007 году АЕС+Ф – участники Стамбульской биеннале, их ретроспектива проходит в Русском музее в Санкт-Петербурге.

В 1987 художники объединились в группу АЕС. С 1995 года группа сотрудничает с фотографом Владимиром Фридкесом и тогда называется «АЕС+Ф».

Персональные выставки группы (выборочно):

2002
Le Roi des Aulnesa, Galerie Knoll Budapest, Будапешт, Венгрия.
Le Roi des Aulnesa, Galerie Knoll Wien, Вена, Австрия.

2001
«Мастерские Арт-Москвы», ЦДХ, Москва.
«АЕС. Исламский проект», Galerie Sollertis, Тулуза, Франция.

2000
AES Travel Agency to the Future – Islamic Project, SIETAR Europe Congress 2000, Брюссель, Бельгия.
AES group. Islamic Project, Jean-Marc Patras – N.O.M.A.D.E., Париж, Франция.

1999
AES Nomade makes stop in New York, Art in General, Нью-Йорк.
AES Travel Agency to the Future, Festival Atlantico-99, Лиссабон, Португалия.
AES Travel Agency to the Future, City intervention in Sture Galerian during After the Wall, Museum of Modern Art, Стокгольм, Швеция.


Группе АЕС+Ф свойственна жесткая постановка философских, экзистенциальных и социальных вопросов, предельная артикуляция художественного концепта, имеющего ярко выраженную профетическую направленность. Каждый их новый проект, будь то «Подозреваемые» (1998) или Action Half Life (2003), – своеобразная провокация, заставляющая трещать по швам наши привычные представления о добре и зле, грехе и невиновности, добродетели и пороке.

Серия «Подозреваемые» – четырнадцать портретов девушек в возрасте до 18 лет. Семь портретов сняты в колонии строгого режима для малолетних преступников, совершивших немотивированные убийства с особой жестокостью. Семь фотографий – портреты учениц средних учебных заведений Москвы, девочек из более или менее благополучных семей. В инсталляции «Подозреваемые» портреты девочек-убийц и обычных девочек перемешаны в случайном порядке. По этическим соображениям точная информация о каждой из участниц этого проекта является закрытой и известна только авторам проекта. Между тем зрителям предлагается попытаться ответить на вопрос о том, кто из изображенных на портретах оказался способным на тяжкое преступление. Каждый из зрителей ощущает себя героем Достоевского, задавая вопрос, мог ли бы и он сам оказаться в ряду «Подозреваемых»? Привычная идеологема «Глаза – зеркало души» в данный момент оказывается бесполезной.

Кроме экзистенциальных, инсталляция ставит и социальные вопросы. Женская и детская агрессивность в исключительных случаях существовала и существует во все времена и во всех цивилизациях. Но есть эпохи, когда этот феномен проявляется особенно сильно, выражая кризисное состояние в переломные моменты развития общества. Именно это случилось в России в середине 1990-х, когда люди, оказавшиеся в ситуации промежутка, разрушенных экономических, социальных и моральных норм старого советского строя, судорожно искали возможность выжить в условиях становления новой формации и начала «дикого капитализма». Наиболее подверженные эмоциональным стрессам женщины и дети зачастую оказывались слабым звеном и реагировали деструктивными неадекватными способами.

Проект «Лесной царь» (2001–2004) снимался в Екатерининском дворце в г. Пушкине, в Каире и на Манхеттене в Нью-Йорке. Участниками проекта стали дети и подростки из модельных агентств разного цвета кожи, принадлежащих к разным религиозным и социальным культурам. Между тем их одежда, способ движения и поведения перед камерой практически идентичен и демонстрирует влияние глобализованных медийных потоков, обрушивающихся на них, заставляющих их принимать жесткие эталоны мира культуры потребления и гламура. Дети становятся объектом воздействия рекламы и одновременно субъектом рекламы, с помощью которого на рынок продвигаются новые товары.

Проект Action Half Life. Cамо название проекта повторяет название популярной компьютерной игры, растиражированной в миллионах экземпляров на всех континентах. Ее герои – те же подростки-модели, выбранные по кастингу среди пятисот претендентов. Пейзаж проекта – Синайская пустыня, сходная с местом действия эпизодов «Звездных войн». Как Адам и Ева в райском саду, герои проекта запечатлены в момент соблазна, когда им в руки дается страшное орудие уничтожения, но они еще не знают о существовании ада и рая. Поэтому, как правило, их взгляд обращен в одну сторону, а орудия – в другую, action еще не начат. Увлекая детей в мир компьютерных игр, главной целью которых оказывается уничтожение всего и всех, можно только догадываться о грядущих последствиях.

Проект Last Riot – новый виток анализа феномена виртуального мира, чья стремительная экспансия порождает новые иллюзии и эсхатологические пророчества. Если в проекте Action Half Life оружие было только вложено в руки детей, то в Last Riot начинается action. 3D-анимация, создающая модель кибер-пространства, порожденного реальными и медийными мирами прошлого ХХ века, преобразована в фэнтэзи-ландшафт нового Рая с остановленным временем. В нем прошлые эпохи соседствуют с будущим, а созидание с распадом. Художники населяют этот ландшафт гламурными тинейджерами-андрогинами, которые затевают войну-восстание с самими собой. В этой битве нет различия между жертвой и насильником, мужским и женским, добром и злом, предназначением и его отсутствием. Участники последнего восстания проживают мифы всех времен и народов, перемешанные с мифами современной масс-культуры, клише и штампами компьютерной анимации. Их сомнамбулический танец-борьба отсылает к эстетике Караваджо. Как летучий голландец, обреченный на вечное скитание, герои нового кибер-эпоса обречены на вечное сражение. Это сражение без крови и боли, контакт без контакта.

Каждое поколение создает свои версии художественного апокалипсиса в музыке, живописи и других видах искусства. «Последнее восстание» – постапокалиптическое видение, пришедшее им на смену.

Анализируя современный мир, используя его мифологию и новейшие технологии, художники эксплуатируют фэшн-фотографию, аdvertising-media, популярную массовую и молодежную культуру, элементы голливудского кино и классическую эстетику старых мастеров для создания собственного визуального языка, презентирующего болевые точки глобализованной цивилизации XXI века, где виртуальный мир все более вытесняет реальный.


Главным событием начала года стала выставка группы «АЕС+Ф» в Музее современного искусства. Художники – триумфаторы Венецианской биеннале, любимцы мировой и русской элиты – осваивают «виртуальную живопись» и чутко улавливают модные темы. Мечети на Красной площади, модное дефиле в морге, смертельный бой детей-киборгов – каждый из проектов «АЕС+Ф» интригует и рождает жаркие споры.

Самые знаменитые вещи «АЕС+Ф» (за аббревиатурой скрыты имена трех художников – Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича, Евгения Святского и приплюсованного фотографа Владимира Фридкеса) – это огромные картины. На них сладчайшего вида девочки и мальчики в белых майках застыли на фоне пустынных пейзажей с гранатометами в руках. В другом месте милые детки заносят друг над другом мечи, замахиваются битами, пытают, добивают или поддерживают умирающих. И все это в изысканных позах, с глянцевым блеском совершенных тел (моделей, между прочим, выбирали как в модельных детских агентствах, так и в балетных училищах). В общем, композиции в духе живописи Ренессанса и XVII века.

Культурный замес
Если определить стиль «АЕС+Ф» кратко – это классика, замешанная на гламурной картинке и приперченная виртуальной эротикой. Впечатление выходит совсем неоднозначное. Один из зрителей проницательно определил смесь чувств от полотен: «Все это прекрасно и ужасно, но при этом смешно!»
Впрочем, леди Диане – героине одной из аесовских серий – не до смеха. С улыбкой на устах, по законам светского раута, она демонстрирует кровавые раны после аварии: рефреном звучит строчка `Who wants to live forever!` («Кто хочет жить вечно!» – самый жесткий, но не самый удачный проект группы). Леди Ди – дитя глянца: кровь и ссадины, боль и смерть – нелепые помехи в этом мире. Кстати, когда группа делала серию с Дианой, художники пользовались реальной цитатой из желтой английской прессы: «Она была прекрасна, только струйка крови из носа...»
Впрочем, самый большие дивиденды «АЕС+Ф» получили от детей. Они собирали для массовых перформансов детей-моделей на улицах Нью-Йорка, у мечетей Каира и в дворцовых залах Питера. Создавали золотые скульптуры малолетних компьютерных героев. Лолиты и прекрасноликие принцы с просветленными лицами отменили взрослых, а вместе с ними и «взрослое глубокомыслие» – они не думают, не испытывают сомнений, в них нет страха и жалости. Сквозь «шуттеры» и виртуальные миры прямиком входят в Царствие небесное, а заодно кончают с реальным миром с помощью военного Апокалипсиса. Инфантилизм разрушит любые преграды и законы. Точно так же когда-то подросток Давид победил великана Голиафа и спас Израиль. Сегодня инфантилизм побеждает масс-медия (включите телевизор – убедитесь сами).
Дети, искушающие обывателей, давно стали нашим артистическим ноу-хау. Вспомним набоковскую «Лолиту», шаповаловских «Тату». Или (для искушенных в фотографии) портреты Сергея Браткова. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться, что и на мировой арт-сцене от русских (юных и неопытных в сравнении со старушкой-Европой) ждут деткой непосредственности. АЕСы дают ее с лихвой: их картинные дети нынче – агрессивный товар, уходящий влет.

Мифологическое пространство
На фоне домашней самодеятельности наших художников, едва ли не вырезающих лобзиком, изделия «АЕС+Ф» – вещи из дорогих бутиков. От предлагаемого ими видео под музыку Вагнера взгляд не оторвать. Отточен каждый жест, срежиссирована каждая поза. Но какая бочка меда без ложки дегтя? Работы группы «АЕС+Ф» сравнивают с... порнокартинками. С их такой же завораживающей бессмысленностью и опустошающей выверенностью.
Нашим художникам не впервой сталкиваться с недопониманием (или, наоборот, слишком прозорливым пониманием). Например, их «Исламский проект» – там, где виды мировых столиц были «дописаны» «аесовцами» приметами мусульманского Востока (минареты над Лондоном и Статуя Свободы в хиджабе) – сначала посчитали не более чем топорно исполненной шуткой. А после теракта 11 сентября – пророчеством. Что называется, накликали.
«В какой-то момент мы поняли, что размышления о том, что реально, а что нет, не имеет никакого значения, – отрешенно замечают «АЕС+Ф». – Мы все стали жить в реально-виртуально-мифологическом пространстве. Можно сказать, что динозавры из «Парка Юрского периода», сказочные принцы и принцессы шоу-бизнеса и ужасающие теракты и катастрофы находятся в одном пространственном измерении. Все это похоже на одну огромную средневековую картину, где ангелы и черти смешались с людьми... В этом смысле цивилизованное общество стало походить на некоторые африканские племена, в сознании которых сон и явь не различаются».
Диагноз не самый радостный, но под него галлюциногены «АЕС+Ф» распространяются с еще большим успехом.

Сергей Соловьев

Статьи по теме