В галерее Laboratoria открылась выставка Стеларка австралийского художника, который проделывает со своим телом жуткие эксперименты. «Ваш досуг» попросил известных арт-персон прокомментировать его работы.


«Сидение/качание: акция по подвешиванию с камнями». 1980

В 1973 году Стеларк зашил себе глаза и рот суровой хирургической нитью. А потом, чтобы жизнь медом не казалась, втиснулся между двумя деревянными досками: ни развернуться, ни присесть, ни вздохнуть полной грудью возможности не было. В таком состоянии художник прожил неделю, давая себе передышку разве что на сон, – спал он на полу, рот и глаза по-прежнему были зашиты. Акция проходила в токийской галерее Tamura Gallery и наделала много шума. По словам самого художника, он просто хотел пожить в гармонии со своим телом, прислушиваясь к внутренним ритмам.


Владимир Дубосарский:

В 70-е вообще художники творили черт знает что. Был тогда жуткий проект – какой- то молодой японец прыгнул с небоскреба на холст. Разбился насмерть и получилась такая картина. Брызги тела на холсте. Художники пытались открыть новые горизонты для творчества. И через конфликт с телом выйти на новый уровень. Это было модно.


В 1975 году Стеларк снял несколько фильмов о своем организме. Для этого он проглотил специальную микрокамеру, которая путешествовала по желудку, кишечнику и так далее. Фильм пользовался успехом – такой съемочной площадки не было еще ни у одного режиссера. А художник радовался, ведь он открыл человечеству новую область для творчества – желудок.


Владимир Дубосарский:

Тут даже не важно, что он хотел этим сказать. Важно то, что он создал зрелище, которое шокировало. А это и есть цель искусства – вызвать у зрителя эмоцию любой ценой. Негатив, страх, ужас – любую. Есть эмоция – есть контакт – есть успех. Проглотить камеру – что может быть проще, они же сейчас маленькие выпускаются. Но вы попробуйте. Вот я бы, например, не смог.


Татьяна Арзамасова (группа АЕС+Ф):

Эксперименты Стеларка – стандартная артистическая практика. Вспомним нашего Олега Мавроматти, который самораспялся. По-серьезному. Его привязали к кресту, вырезали на спине надпись «Я не сын Божий» и пробили руки гвоздями. Это тема свободы художника.


Акции Стеларка, которые принесли ему мировую славу, – это подвешивания (1980-е). Художник протыкал свое тело крючьями и цеплялся к разным конструкциям. Происходило это не только в галереях, но и на открытом воздухе – на городских улицах и площадях, над океаном. А один раз он подвесил себя на подъемный кран над Королевским театром Копенгагена. И в таком виде провел несколько часов, описывая неторопливые круги под тревожными взглядами охранников стройки.


Андрей Бартенев:

Это сюрреалистический радикализм. Он всегда действует на общество оздоравливающе. Отвлекает от проблем: катастрофы, падение рубля, наводнения. А так художник вешает себя на крюки и говорит этим: «Смотрите, какие открываются просторы для создания новых проблем!»
Но лично я больше люблю Диснейлэнд.


Татьяна Арзамасова (группа АЕС+Ф):

Недавно Stella Art открывала выставку Германа Нитча, основателя «венского акционизма». Вот уж действительно успешный художник. Он устраивал кровавые религиозножертвенные перформансы с тушами. Это напоминало древние магические ритуалы, цель которых – довести себя до экстатического состояния. Стеларк в этой же традиции работает. Он – не Дракула, не садист и не извращенец.


Владимир Дубосарский:

Нечто подобное я видел в галерее Paperworks. Лера Гай-Германика подвесила на крюки какую-то свою подружку. Это подвиг во имя искусства.


Проект «Интернет-ухо».

Творчество Стеларка – чистой воды арт-киберпанк. Что-то среднее между научной фантастикой и художественным акционизмом. Он не просто проводит мазохистские опыты, он пытается расширить возможности организма. А для этого вовсю использует технологии. Так, в перформансе Fractal Flash люди с разных концов света имели возможность ударить Стеларка током: в его тело были вставлены провода. В акции Parasite специальные машины выискивали в интернете изображения людей, а Стеларк, опутанный проводами, подчинялся электроимпульсам и невольно принимал позы этих людей. Так интернет стал нервной системой человека. Еще была «Протезированная голова» – художник создал компьютерную копию собственной головы: она могла отвечать на вопросы так, как это сделал бы сам Стеларк. Но, пожалуй, самый известный технологический «выкрутас» – это третья рука, своего рода лишний протез. Рука умеет двигаться, рисовать, чесать тело – и все это она делает, подчиняясь мозговым импульсам Стеларка. Не так давно художник преподнес общественности еще один фокус – ухо, вживленное в руку. Ухо вполне реально – для его создания у Стеларка взяли образцы клеток хрящей и костного мозга, а хирурги придали им форму ушной раковины. Зрелище не самое эстетическое, однако новый орган вполне функционален. Художник с помощью bluetooth подсоединил его к Сети, и миллионы юзеров, заглянув на www.earonarm.net, могут узнать, что в данный момент слышит ухо Стеларка.

Проект «Третья рука». 1997–2002

Владимир Дубосарский:

Эта рука очень мне напоминает фильм «Фантомас разбушевался», где у Луи де Фюнеса была такая же механическая рука. Он выдавал ее за родную, а родную тем временем прятал под полой пиджака и в нужный момент ею стрелял. Конечно, все это выглядит несколько комично, но раз Стеларк взял такую тему – тему собственного тела, – то пусть до конца ее и исследует. Это вам не шпаги глотать, как в цирке. Цирк – совсем другое. Тут все серьезно и героически.