Театр на Таганке

Оценка редакции
Театр на Таганке

Московский драматический театр, имя которого неразрывно с именем режиссера Юрия Любимова.

В 1911 году был построен модный в то время электротеатр «Вулкан» с немым кино, куда с удовольствием ходила публика всех сословий. Правда, прожил этот электротеатр не долго, потому как в революцию и гражданскую войну у электротеатра не было денег на киноленты и кинопроизводство, а у людей не было сил смотреть кино.

С 1922 года «Вулкан» передали Рогожско-Симоновскому театру и Студии Вахтангова, и он служил филиалом Малого театра до 1930-х годов, когда перешел секретарю ВРК Рогожского района Москвы Сафонову (и стал называться Театром Сафонова).

В 1946 году Театр Сафонова реорганизовали в Театр драмы и комедии, труппу которого составили воспитанники московских театральных студий и актёры периферийных театров. Но в 1960-е Театр стал одним из наименее посещаемых в столице, и его главному режиссеру Александру Плотникову пришлось уйти, передав бразды правления Юрию Любимову.

Юрий Петрович переименовал Театр в привычный нам теперь «Театр на Таганке», привел в него своих учеников из Щукинского училища вместе с их дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана», который и стал открытием новой, современной «Таганки». Юрий Любимов, как сказочный доктор, оживил Театр, вдохнул в него новые идеи, поставил множество спектаклей и вновь вернул его модный имидж.

Режиссер руководил Театром в течение 20 лет, до 1984 года, когда был лишён гражданства СССР. В 1989 году Любимов вновь вернулся на должность худрука Таганки. Именно тогда в Театре произошел раскол и образовалось новое «Содружество актеров на Таганке», существующее и по сей день.

В 2015 году на пост директора Театра на Таганке пришла Ирина Апексимова, российская актриса и режиссёр театра и кино, театральный деятель, певица, телеведущая. Под ее руководством Театр, продолжая идти в ногу со временем, вышел на новый уровень с качественным отличием от большинства Московских театров.

Отзывы о «Театр на Таганке»

Ещё 26 отзывов

Лаборатория проекта "Ликбез" и его концепция мне крайне близки, ведь сейчас как никогда важно ознакомить современного зрителя с драматургией советского периода, но также мне очень импонирует, и всем советую ознакомиться с режиссерскими лабораториями театра Российской армии. Благодаря этим лабораториям можно ознакомиться со смелыми постановками на актуальные темы.

Ольга Сорокина 28 мая, 02:31

Под занавес сезона Театр на Таганке представил спектакль по любимой многими представителями старшего поколения пьесе Леонида Зорина "Варшавская мелодия". Режиссёр Виктор Трегубов.

Это очередной спектакль, вошедший в репертуар театра из режиссерской лаборатории проекта "Ликбез", одна из целей которого познакомить современного зрителя с драматургией советского периода. Сначала создаётся эскиз, который, в случае его удачности, вырастает до полноценного спектакля. Что ж, идея интересная. Правда, спектакли пока рождаются весьма компактными. Так, например, "Мой бедный Марат" идёт 1 час 30 минут, "Причал" 1 час 10 минут, а "Утиная охота" 1 час 20 минут.

Премьерная "Варшавская мелодия" тоже довольно скоротечна - 1 час 20 минут.

И в этом, вероятно, тоже есть свой смысл. Для первого знакомства зрителю вполне достаточно, а если у кого-то возникнет желание поглубже изучить материал, тот всегда найдёт для себя такую возможность. Благо пьеса в самом деле весьма популярна.

Мне, признаюсь честно, поначалу смотреть подобный "дайджест" было сложновато, мешал "бэкграунд", но постепенно втянулась и я. Тем более, что идея преподнести данную историю любви как бы независящей от давления извне, мне показалась интересной.

Ведь до этого я однозначно воспринимала всё происходящее с героями, как некую борьбу с "безжалостным внешним миром" в лице государства и тогдашнего жизненного уклада. И конечно, именно из-за грубого вмешательства государства герои не смогли пожениться. И конечно, именно из-за боязни последствий герой отказывается от героини во время новой встречи спустя 10 лет. И да, именно полная строгих рамок и неукоснительных правил жизнь постепенно перемалывает его. "Без жертв ничего не бывает" - говорит главный герой и проигрывает. Проигрывает ещё в самом начале.

Виктор Трегубов пошёл другим путём, убрав акценты на внешних обстоятельствах до минимума. И вот уже нет никаких сомнений в том, что Виктор (Александр Зарядин) всего лишь человек, плывущий по течению. Его образ ещё сильнее бледнеет на фоне эмоциональной, решительной, предприимчивой Гелены (Дарья Авратинская). Именно она движущая сила в этой паре, именно она готова на ту самую пресловутую жертву. А в итоге сама же и становится этой жертвой. Жертвой обстоятельств, жертвой собственной любви.

Дарье Авратинской, наверное, было проще. Её героиня живая и лёгкая на подъём, целеустремлённая, цельная натура. У неё забавный акцент и потрясающее чувство юмора. И вообще она смешная. Именно её реплики встречают живой отклик у зала. Александру Зарядину же достался персонаж "ни рыба, ни мясо". Но и он стравился. Сквозь всю эту нерешительность, ведомость и мягкотелость Виктора, я очень чётко почувствовала главное - искренность его чувств к Геле. Это было так по-настоящему!

Спектакль на удивление тактильный. В первой части герои используют любую возможность, чтоб прикоснуться друг к другу, держатся за руки, обнимаются. Сколько в этом нежности и искренности! Я любовалась! Это было настолько красноречиво, что всё происходящее было бы понятно и без слов.

Очень чётко для меня обозначилась и "точка невозврата". Когда после свидания в Варшаве герой несколько раз то приближается, то отдаляется.

Они оба ещё не знают, но Рубикон уже перейдён. В этом месте я едва не прослезилась.

И как подтверждение того, что всё навсегда изменилось, в пространстве сцены вдруг появляется единственное яркое пятно - ботинки героини. До этого момента спектакль был почти монохромным, лишь пространство всё время менялось благодаря причудливой игре света, то сгущаясь до густо-синего, то взрываясь ярко-оранжевым, то нависая каким-то тревожно-зелёным.

Понравился ли мне спектакль?

Мне бы хотелось посмотреть его ещё раз, а значит, да. Он мне понравился. Даже не смотря на "бэкграунд" :)

Сходите в театр!

Дарья Дарья, полностью разделяю ваше мнение. Спектакль вышел крайне удачным. Молодые ребята показали "новую театральную школу". Я вот еще посещал спектакль "Данькина каска" в театре армии. Там поднимается актуальная тема и актеры прекрасно вжились в роль, им веришь.

Театр на Таганке, театр наций и театр Российской армии кажутся мне на данный момент лучшими в плане репертуара, подбора актеров и уровню идей в постановках. Из последнего посещала спектакли "Черная кошка, белый кот" на Таганке и "Данькина каска" в театре армии. Всем крайне рекомендую!

Elena Zi, спасибо за большой отзыв. Я вот посещала спектакль "Женитьба" в театре Российской армии.
Получила уйму впечатлений от глубины сюжета, мастерской актерской игры и качественно воссозданной атмосферы. Советую, если вам сильно понравились "Деревянные кони".

Elena Zi 25 апреля, 10:39

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц,—

Н. А. Некрасов

Неделю назад в Театре на Таганке состоялся показ спектакля "Деревянные кони", созданный по мотивам трех повестей Федора Абрамова: "Деревянные кони", "Пелагея" и "Алька". Режиссер спектакля Светлана Землякова. Это спектакль - история Русской деревни, показанная через судьбы и характеры трех женщин, живущих в разное время. Здесь очень хорошо раскрывается образ русской женщины. На мой взгляд, режиссеру удалось прочувствовать и подсветить много тонкостей и самых важных моментов, которые объясняют поступки и психологию людей, живущих в довоенный и послевоенный периоды в глухих деревнях.

"Деревянные кони", это такие украшения, обереги, которые устанавливались на крышах крестьянских жилищ. В постановке идет сравнение этого сакрального украшения с героиней Елены Оболенской в первой части спектакля, которая служит хранительницей глухой, забытой богом деревни. Ее образ является олицетворением возрождения деревни, но спустя несколько поколений мы наблюдаем, как деревня начинает угасать и постепенно редеет обороняющий "конный полк".

Первое действие происходило в лесной северной деревне Пижма, где мало бывает солнца, а люди выживали за счет охоты и рыбалки. Здесь соблюдают свои традиции и устои. Некоторые эпизоды сопровождались народными песнопениями, которые, как известно, помогали справляться со всеми невзгодами, велись разговоры о правилах похорон местных жителей, очень строго относились к понятиям чести и достоинства, почитали тяжёлый физический труд, потому что именно он являлся основой жизни.

Василиса Милентьева, в её образе многие узнают своих прабабушек. Женщина старой закалки, мудрая, смиренная и рассудительная. Её рано выпихнули замуж, грозным супругом - дикарем она была не любима. Женщина была с детства приучена к труду, её уважали за доброту и твердость. Елена Оболенская прекрасно справилась с непростой ролью Василисы Милентьевой, глядя на неё не перестаёшь восхищаться, как можно сочетать в себе одновременно такую тихую кротость и огромную внутреннюю силу, способную выдержать тяжелые удары судьбы.

Во втором действии, Пелагея, совершенно другой образ. Вроде бы та же работящая деревенская женщина, но уже с другим характером, многое понимает, не боится пойти против всех, всю жизнь тянулась к хорошим людям. Героиня Александры Басовой пережила голодные послевоенные годы, желает , чтобы дочь её была счастлива и сыта. Она знает цену каждой вещи, ведь после ***** так сложно было достать что-либо из одежды, а из-за голода она потеряла своего первенца. Много лет проработала на пекарне и ни одного дня не отдыхала, запасалась одеждой, обрезами, думая тем самым, что обеспечит счастливое будущее себе и своим близким. С какой досадой и сожалением она начинает понимать, что жизнь уже ни та. Поменялись ценности и взгляды, что она отстаёт от жизни. На примере с покупкой плюшевых жакетов, которые оказались давно уже ни в моде. Она вдруг осознает, что все, что раньше представляло какую-то ценность, нынче тряпками зовётся. Вещи быстро выходят из моды и выкидываются. Несмотря на потери и разочарования, Пелагея с большой любовью относится к своему труду и испытывает огромное уважение к хлебу.

Дочь Пелагеи, Алька (великолепная игра Анастасии Лазукиной), не хочет такой судьбы, как у матери. Красивая, смелая, легкомысленная, уверенная в себе, но семейная жизнь так ей и не удаётся. Уезжает в город попытать счастья вместе с офицером Владиславом Сергеевичем (Максим Михалев), но разочаровывается, так как он оказывается д****** алиментщиком.

Три судьбы, такие разные и непохожие. Разное время и нравственные ценности. Стала ли женщина свободней и счастливей?задумываешься после просмотра этого спектакля . Постановку обязательно стоит посмотреть, хотя бы потому, что это история наших бабушек и прабабушек. Понравились очень реалистичные декорации, воссоздающие образ русской деревушки. Забор из деревянных досок, скамьи, глиняная посуда и костюмы героев (фуфайки, платки, ситцевые платья и обувь, на которой очень часто делает акцент режиссер).

Елена Елена 24 апреля, 04:47

О легендарном спектакле Юрия Любимова «Деревянные кони», премьера которого состоялась ровно полвека назад, в апреле 1974 года, я, признаюсь честно, даже и не слышала… А вот повести Федора Абрамова «Пелагея» и «Алька» когда-то читала, но содержание их почти напрочь забыла – в памяти всплыл лишь эпизод покупки Пелагеей в сельмаге полушубков, которые давно уже вышли из моды.
И вот, благодаря сообществу @moskvalublu и его замечательному куратору @ninel////, мне довелось побывать в Театре на Таганке на пресс-показе новых «Деревянных коней» прекрасного режиссера Светланы Земляковой, чьи спектакли в ГИТИСе со студентами Мастерской Олега Кудряшова мне когда-то посчастливилось посмотреть.
По всей авансцене расставлены скамейки, на которых деревенские жители, одетые в телогрейки, ведут неспешные разговоры. Временами распeвную речь смeняют прoтяжные пeсни. За скамейками – двa рядa частокoла, на заднике сцены изображен большой круг, который подсвечивают то красным, то желтым цветом. Вот и все декорации, в которых происходит первое действие спектакля, героиней которого стала старуха Василиса Милентьевна, об истории жизни которой рассказывает соседям ее невестка Евгения (Марфа Кольцова), величающая ее, как было раньше принято, «мамой», а затем и сама Милентьевна (Елена Оболенская) вступает в разговор. У нее не так много слов, а уж какое-либо действие и вовсе практически отсутствует, актриса играет роль без внешних эффектов, меняя лишь интонации, позы, выражении глаз. Вот вроде бы ничего и не происходит – а мурашки бегут по коже. А уж на страшном воспоминании о том, как повесилась ее дочь Санюшка (маленькая, но очень запоминающаяся роль Александры Хованской), только чтобы мать не срамить перед соседями и как обошлась Милентьевна с человеком, из-за которого в ее жизни произошла эта трагедия – практически у всех, сидящих в зале, на глазах выступили слезы…
Второе действие спектакля более густонаселенное и динамичное, да и декораций в нем поприбавилось. Перед нами пронеслась жизнь следующего поколения русской женщины - Пелагеи Амосовой (Александра Басова).
В отличие от Милентьевны, Пелагею святой уж точно не назовешь – чтобы хорошо, по ее понятиям, жить, приходилось ей не раз поскупиться своими моральными принципами, однако, и патриархальные устои в ней были все еще сильны.
А вот третье из показанных в спектакле поколений – ее раскрасавица дочка Алька (Анастасия Лазукина, недавняя выпускница Мастерской Александра Коручекова в ВШСИ К.А.Райкина), уже легко «стряхивает прах со своих ног» и устремляется в город, на встречу новой жизни. Актриса покидает маленький кусочек сцены, на котором и разворачивалось почти все действие постановки, и устремляется в зрительный зал, как-бы закрывая тем самым калитку в свое прошлое.
Три героини. Три поколения. Три жизни. Ювелирная работа режиссера Светланы Земляковой, сценография Александра Боровского, задуманная так, чтобы «на первом плане было лицо и слово», точнейшие в малейших деталях костюмы Марии Боровской, гдe ни oднa пугoвицa не выхoдит за прeдeлы времени действия cпектакля.
Наверное, это самый сильный по эмоциональному воздействию спектакль, виденный мной за последнее время. Я была потрясена работами молодых, практически незнакомых мне, актеров Театра на Таганке – ведь они не сыграли, а прожили жизни своих персонажей и у меня, да и у всех зрителей в зале было полное ощущение, что мы находимся не в театре, а перенеслись на машине времени в одну из северных деревень нашей необъятной Родины и в щелочку подсматриваем за жизнью ее обитателей.
Ну как можно было так точно передать плавную речь с характерным говором? Как им удалось так точно создать образы простых деревенских жителей? Просто «высший пилотаж»!!! Достоверность – абсолютная! И помимо главных героинь, чья игра достойна лишь хвалебных слов, практически все другие персонажи также заслуживают того, чтобы петь им дифирамбы! Ну, а актрисы, игравшие Маню Большую (Анастасия Захарова) и Маню Маленькую (Мария Рябкова), покорили сердца всех зрителей без исключения! И все мужские роли здесь тоже очень хороши, но, они, все-таки, при просмотре отходят на второй план.
Спектакль «Деревянные кони», однозначно, достоин высших театральных наград по всем, без исключения, номинациям!
Очень советую его посмотреть!!!

Дария Дария 23 апреля, 03:28

И еще один перезапуск - в прошлый вторник мне довелось побывать на премьере «Деревянные кони» в постановке Светланы Земляковой по трем повестям писателя Федора Абрамова в Театре на Таганке

Первый раз спектакль увидел свет в апреле 1974 года - то есть аж 50 лет назад, и режиссеру Юрию Любимову пришлось «пободаться» с цензорами и внести некоторые правки, чтобы отстоять его, сцены с коллективизацией не вязались с генеральной линией партии, и некоторыми моментами пришлось пожертвовать, чтобы зритель все же увидел «Коней».

Тема русской деревни в 2024 кажется спорной, многие архетипы канули в Лету - но Светлана Васильевна, признанный мастер работы со сложной прозой, той, за которую боятся даже браться режиссеры - сумела интерпретировать повести так, что они смотрятся актуально, а вечные вопросы бытия выходят на первый план, оставаясь вне времени и «декораций».

Кстати, о декорациях, но уже без кавычек; художник-постановщик Александр Боровской и художник по костюмам Мария Боровская - прямые потомки художника Давида Боровского, который полвека назад участвовал в создании первой, любимовской, версии.
Меня восхитили костюмы - часто в исторических постановках не удается найти баланс, и приходится идти на серьезные компромиссы - а Марии это прекрасно удалось - образы персонажей прекрасно смотрятся, и не вызывают сомнений в достоверности.

Светлана Землякова подобрала отличный, убедительный актерский состав - им почему-то сразу веришь.
Мое внимание привлек молодой артист труппы (с 2022 года) Андрей Попов, выпускник ИСИ-2017(мастерская А.И.Шейнина). Когда актер обладает такой гармоничной внешностью и отличным сложением, талант - уже излишество, но Андрей прекрасно справился с ролью послевоенного офицера-подлеца, вскружившего голову совсем юной девочке и воспользовавшегося ее наивной полудетский влюбленностью. Так что отдельное браво, тот случай, когда хочется обойти все спектакли артиста.

nastyusha_happy 21 апреля, 11:58

В театре на Таганке, на основной сцене состоялась премьера спектакля Светланы Земляковой «Деревянные кони» по мотивам повестей Федора Абрамова «Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька».

Спектакль погружает зрителя в атмосферу глухой деревни Севера, где время течет по-своему и создает свой особый ритм жизни. На сцене выстроен деревянный забор, обветшалый и некрашеный. На заборе висят алюминиевые кружки и глиняные горшки. А на заднем фоне крутится колесо, которое символизирует крушение времени.
Сюжет увлекает нас в мир судеб трех героинь. Первая героиня, Василиса Милентьевна, совершенно утерянный образ в современном мире. Она полна смирения и полного принятия. Ее жизнь отражает трагедию коллективизации и раскулачивания. Глубоко трагичные моменты, которые заставляют переживать зрителя- повешение ее дочери и видение не родившейся внучки.
Вторая часть спектакля рассказывает историю жизни Пелагеи Амосовой. Голод и лишения закалили ее и наделили железным характером. Она не покладая рук трудилась на пекарне и ни на что другое времени не оставалось. Зритель наблюдает, как складываются ее отношения с мужем, дочерью, Петром Ивановичем и другими жителями. Отношение к ней складывается уважительное, однако не все так однозначно. Обрела ли она счастье и покой в своей жизни?
Третья часть спектакля повествует о дочери Пелагеи-Альке. Молодая девушка стоит на распутье. Она убежала из деревни в поисках лучшей жизни. А теперь перед ней выбор-не вернуться ли обратно?
Вместе эти три образа создают полотно, на котором раскрывается история не только конкретных героинь, но и всей деревни. Спектакль оставляет зрителя с глубокими размышлениями о времени, судьбе и ценностях наших корней и связи с прошлым.

Татьяна Татьяна 18 апреля, 09:22

"Деревянные кони".
Спетакль по мотивам повестей Ф. Абрамова "Деревянные кони", "Пелагея", "Алька".Режиссёр - С. Земляков
Начиная с символов, проходит наше знакомство с героями пьесы.
Большую часть занимают бытовые разговоры героев. Сидят на завалинке старики и старухи в фуфайках, тулупах, шерстяных платках, ноги обуты в войлочные боты.
Образная северная речь с оканьем неторопливо льется,и постепенно проступает образ Василисы Милентьевны(Е.Оболенская). Каждая реплика героев пронизана любовью и сочувствием к её тяжёлой судьбе. Тягуче плывёт рассказ, и мы постепенно узнаем о нелёгкой судьбе крестьянки, пережившей коллективизацию, раскулачивание ("5 хозяйств на Пижме распотрошили"). Слезы на глазах иконописного образа Милентьевны не просыхали: не жалуясь на судьбу, но глубоко скорбя о своей доле, она с мужеством и покорностью принимает все тяготы своего существования. Очень пронзительна сцена повешения её дочери-самоубийцы Санюшки(Александра Хованская), которая идёт босиком на казнь, снимая кирзачи:"Помнит об обутке для матери ". Символична и сцена прохода неродившейся внучки мимо несостоявшейся бабушки. Всё действие первой части построено на антитезе: чем тише и сокровеннее разговор, тем трагичнее и пронзительнее судьба героини.
Молодые актрисы, играющие глубоких старух с клюками в трясущихся руках, сгорбленные, раздавленные жизнью, с неисчерпаемым морем слез в глазах, поражают зрителей. От лиц М.Рябковой, А. Захаровой, К. Мон Сор невозможно оторвать взгляд.
Во второй части штакетник в три ряда- больше судеб.
Тут правит Пелагея Амосова(А.Басова). Хозяйственная женщина тянет каждый день с работы сумку с хлебом и ведро с помоями.Женщина довольна жизнью, несмотря ни на что. Символична сцена полных вёдер, которые выстраивает покойный муж Павел(М.Михалёв) перед ней на авансцене. Героиня испивает свою жизненную чашу. А вот для дочки Альки (А.Лазукина) вёдра носит молодой офицер. Вместо крови течёт в Альке кипяток. Будет ли она счастлива?
Концентрированное присутствие актёров в эпизодических ролях талантливое:дуэт Мани Маленькой (М.Рябкова) и Большой (А.Захарова) - украшение спектакля. Очень понравился спектакль! Браво!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
события

Театр на Таганке - адрес на карте

Статьи по теме

Афиша 2020. В театр возьмут всех.

Спектакли которые ждут нас в 2020 году.

Зимние каникулы: куда сходить с ребенком

Небанальные идеи для всей семьи: от шоу с Бабой-ягой на метлоцикле до выставки о нравах папуасов.
19 декабря 2016

Спектакли для нее

Обзор к 8 марта: спектакли, которые обязательно понравятся милым дамам.
4 марта 2013

Турандот из Ботанического сада

На театральной карте Москвы то и дело вспыхивают новые точки. Об открытии одних сообщают в теленовостях, о других знают лишь театралы. «ВД» знакомит с самыми интересными сценами-«дебютантами».
10 декабря 2012

Совершенно новый сезон: какие театры изменятся до неузнаваемости

Театры, для которых сезон точно не будет похож на старый.
17 августа 2011

Юрий Любимов и его театр: драма на Таганке

Спектакль «Маска и душа» можно будет увидеть на этой неделе последний раз в сезоне.
13 июля 2011

Каталин: Любимова жена

На дворе был 1976 год. Он был женат, она – замужем... 30-летняя история любви - в интервью с таганкиной «мамой».
21 сентября 2007