Театр Российской Армии

Оценка редакции
Театр Российской Армии

Созданный в 1930 году, театр стал ярким образцом отечественного искусства сцены, а также инициатором проектов международного масштаба.

Более 70 лет его существования — это десятилетия работы на сценической площадке выдающихся личностей, истинных подвижников театрального дела. В труппе театра блистали такие звёздные имена, как Фаина Раневская и Любовь Добржанская, Виктор Пестовский и Марк Перцовский, Михаил Майоров и Николай Коновалов, Людмила Фетисова и Нина Сазонова, а также многие другие.

А сегодня со сцены Театра Российской Армии дарят зрителям свое искусство народные артисты СССР Людмила Касаткина, Людмила Чурсина, Владимир Зельдин, народные артисты России Ольга Богданова, Лариса Голубкина, Александр Дик, Юрий Комиссаров, Геннадий Крынкин, Александр Михайлушкин, Николай Пастухов, Александр Петров, Алина Покровская, Владимир Сошальский, Фёдор Чеханков.

В 1930-е годы Театр Красной Армии (так он назывался в тот период) возглавлял Владимир Месхетели. Именно ему удалось привлечь к художественному руководству театром Юрия Александровича Завадского, одного из лучших постановщиков того времени. С тех пор Театр Красной (с 1951 года — Советской, с 1993-го — Российской) Армии неизменно удивляет всех поклонников театрального искусства высоким художественным уровнем своих сценических постановок. С 1935 по 1958 год художественным руководителем театра был Алексей Дмитриевич Попов — выдающийся русский режиссёр, теоретик театра и педагог. А в 1963 году руководство театра взял в свои руки режиссёр и педагог, народный артист СССР Андрей Алексеевич Попов.

С конца 80-х годов главным режиссёром театра является народный артист России Борис Афанасьевич Морозов. Ученик  Попова, он за многие годы своей творческой жизни в театре создал много замечательных по своей художественной силе спектаклей, в которых русская и зарубежная классика органично переплетается с современной драматургией

Отзывы о «Театр Российской Армии»

Ещё 251 отзыв
Татьяна Татьяна 24 декабря 2023, 02:35

Спектакль"Девочки"(к 100-летию Зои Космодемьянской)
Театр Армии представил на Малой сцене спектакль «Девочки» в честь 100- летия со дня рождения Героя Советского Союза, разведчицы Зои Космодемьянской.

Спектакль поставлен по пьесе Дарьи Верясовой «9903» о разведчицах Зое Космодемьянской, Вере Волошиной, Клавдии Милорадовой, Клавдии Сукачевой, Рите Загировой, Маргарите Каравай. Девушки вошли в диверсионно – разведывательную группу воинской части 9903 .

Постановка основана на исторических документах,которые звучат речитативом из уст героинь.
На сцене - десятки свисающих канатов, которые становятся то качелями для молодых девушек, то деревьями леса, то средством пыток и виселицей.

Треугольники писем, которые девушки пишут своим мамам и подругам, раскрывают их нежные души. Тем страшнее звучат натуралистично описанные пытки, которым подвергались комсомолки.

Прямая речь режиссёра Юлии Шульевой о своей постановке:
«Уникальность этой пьесы в том, что через монологи девушек, которые позже станут героями, зрителю передается идея: «Они были молоды, их самоотверженность, любовь к Родине и их выбор сделал имена вечно живыми».

Зоя Космодемьянская останется навсегда 18-летней. Её подвиг бессмертен, память о ней - вечна.

Татьяна Татьяна 23 декабря 2023, 07:25

"Дом под снос". Малая сцена. Степан Николаевич(Сергей Колесников) всю жизнь проработал на железной дороге: сначала помощником машиниста, потом - проводником. Его холостяцкий быт регулируется принципами "водку не пить, в карты не играть, туалетами на стоянке не пользоваться". Скатерти, постельное бельё и подстаканники в его доме имеют фирменный штамп ж/д, а на двери ванной комнаты вместо защёлки висят два флажка - зелёный и красный. Степан Николаевич делит всех людей на тех, кто едет в кабине локомотива, а кто в тамбуре, а человека он определяет насквозь, уже по тому, как тот предъявляет билет при посадке. Кстати, и окна его квартиры выходят на железнодорожную станцию, а вот жизненный путь уже направляет мужчину в депо.
Софья Александровна(Алина Покровская) сразу идентифицировала Степана Николаевича как "обыкновенного троечника с задатками начинающего хулигана". И хоть она не работала в депо, но тоже жила всю жизнь по расписанию - школьному.
У бывших учительницы и железнодорожника и натуры, и жизненные колеи разные, но воспитали они своих детей одинаково неудачно: дочь-"вертихвостка " отправила мать на улицу, а сын-подкаблучник определил отца "в дураки".
За несколько дней эти два прежде незнакомых человека прошли свой путь познания любви. Степан Николаевич - от ультиматума "Не нравится - стоп-кран и на первой же станции высажу" до романтичного признания: "Как Вы вошли, мне показалось, что кто-то окна вымыл", так светло стало у него на душе. А Софья Александровна умерила "свой гонор, как у графини с Кацапетовки " до совместного танца под стук колёс товарняка на Иркутск. В спектакле "Дом под снос "(по пьесе А. Крыма) нашими попутчиками сегодня были ведущие актёры Театра Российской Армии - Алина Покровская и Сергей Колесников. Андрей Бадулин создал прекрасный актерский дуэт в спектакле со счастливым концом.

Гулия Гулия 22 декабря 2023, 09:37

Спектакль "Король Лир" в (ЦАТРА) - одно из мощнейших впечатлений этого театрального сезона. Режиссёру Андрею Бадулину удалось, на мой, взгляд, справиться с весьма сложной задачей: поставить трагедию Шекспира так, что, несмотря на трагизм ситуации, чувствуешь себя завороженным зрелищем. Сергей Колесников -истинное воплощение Короля Лира: он убедителен и в роли отца-тирана, и сумасшедшего оборванного старика, тщетно пытающегося восстановить некогда утраченное величие...
Сценография спектакля поражает парадоксальным сочетанием аскетизма и мощи, благо, масштаб сцены и зрительного зала позволяет видеть бастионы... Прекрасны в своём коварстве дочери Лира -Гонерилья (Людмила Татарова - Джигурда) и Регана (Елена Сванидзе). Отдельного внимания заслуживает и хрупкая Корделия (Карина Балашова).
Что касается мужских ролей - то тут и самый изощренный интриган Эдмунд ( Максим Чиков), и обманутый и преданный отцом Глостером ( потрясающий Эдуард Зиновьев) , но не предавший его Эдгар (Ярослав Бережнов) -все очень яркие, благодаря актёрскому мастерству...
Потрясает жестокость, которая вполне обыденно правит бал -и это мастерски передаёт актёрская группа.
Момент ослепления Глостера ужасает, но, возможно, может послужить нравственным уроком всем нам, а особенно молодому зрителю, только начинающему знакомиться с творчеством Шекспира...
"Король Лир" на сцене Театра Российской Армии - это не только дистиллированная трагедия, эта богатейшая палитра человеческих эмоций, это спектакль, на который я советую сходить каждому и, возможно, не один раз.

Ольга Сорокина 20 декабря 2023, 10:33

ЦАТРА - удивительный театр.

Есть в нём какая-то необъяснимая специфичность. Притягательность.

Которая лично у меня длится вот уже добрых лет 20. Причём год от года меня цепляет разное. То я маниакально ходила на все доступные спектакли с Людмилой Касаткиной, потом на Владимира Зельдина, а потом, рассмотрев таки других актёров, стала верной поклонницей сначала Алины Покровской, а потом и Сергея Колесникова. И то ли ещё будет!

Теперь вот осознала, что у меня появился ещё один веский повод сходить в ЦАТРА - режиссёр-постановщик – Андрей Бадулин

Именно он поставил мои любимые спектакли "Старомодная комедия", "Дом под снос" и "Баба голубиная". Поэтому имя я запомнила хорошо.

И конечно, увидев его в анонсе спектакля, не могла пропустить премьеру "Король Лир". Тем более с Сергеем Колесниковым в главной роли.

Сама премьера состоялась ещё весной, а я добралась только сейчас, но наконец-то, свершилось!

Я посмотрела. :)

"Король Лир", безусловно, не самое простое произведение У. Шекспира, но и одно из самых гениальных, я считаю. Страсти и метаморфозы, заставляющие то кусать локти, то сжимать кулаки.

Ложь, жестокость, предательство в противовес любви, доброте и преданности.

Сразу скажу об основном достоинстве спектакля - в нём всё понятно!!!! Даже если вы вдруг не читали оригинал, вам всё будет понятно.
А разобраться кто с кем, зачем и почему, в этом произведении весьма непросто.
В спектакле же не только выстроена очень чёткая цепь событий, но и точно расставлены акценты. Даже если не запомнились сложные имена героев, всегда понятно, например, о какой из сестёр речь и т.д.

Возможно, реализовать это удалось благодаря масштабам сцены и минимальным, статичным декорациям, которые тем не менее "лёгким движение руки" превращаются то в парадный зал дворца, то в жалкую хижину.
Хотя первая же сцена вызвала некоторое беспокойство, а смогут ли эти "маленькие человечки" на фоне огромных стен справиться с огромным пространством вокруг, не потеряются ли.

Но едва это пространство прорезал громогласный голос Лира, беспокойство улетучилось, как и не было.
Всё таки Сергей Колесников нереальный актёр!
И Лир у него получился такой.. человечный! К персонажу я всегда относилась двойственно, ведь он сам всю "кашу" и заварил. Но в этом спектакле настолько глубокий переживания Лира, настолько велик весь ужас от осознания предательства, что невозможно не посочувствовать ему, невозможно не простить. Ведь каждый может ошибиться.
А уж расплата за ошибку досталась Лиру жёсткая.
Я не знаю, какой из моментов зацепил меня сильнее всего. Сцена во время бури (а какая красивая здесь сама буря!), неузнавание окружающих или неожиданная и исцеляющая встреча с Корделией (Карина Балашова).

Хотя нет. Конечно, мощнее всего оказался финал.
С того самого момента, когда появляется растерзанный, согнутый горем старик, едва волочащий (по другому и не скажешь), тело любимой дочери, я настолько погрузилась в спектакль, что, кажется, даже плакала.
Браво!

Впрочем, не только Лиру выпало блистать. Спектакль изобилует отличными ролями.

Чего стоят старшие дочери (Людмила Татарова-Джигурда) Регана (Елена Сванидзе). Вихрь, ураган! Королевская стать и королевское же коварство. Когда какая-нибудь из них взлетала вверх по ступеням в своём развевающемся наряде, прямо оторопь охватывала.

Ещё одна из ключевых фигур Граф Глостер (Эдуард Зиновьев). Тоже предавший своего ребёнка и тоже поплатившийся за это. Но... Какая разная судьба с Лиром. Какая разная расплата. Шекспировский гений даёт нам безграничную возможность для размышлений.

И конечно, безусловное украшение спектакля - сыновья Глостера.
Эдгар, старший сын (Ярослав Бережнов) и побочный сын Эдмунд (Максим Чиков)
Как свет и тьма, ангел и демон.

Максим Чирков просто чума! Очень интересное решение с пластикой. Какие говорящие позы, движения. Ярчайшая роль. Безупречная.
Мне даже захотелось теперь посмотреть на его Треплева в "Чайке".
И отдельная благодарность режиссёру по пластике Марии Шмаевич.
А ведь есть ещё верный и неугомонный Шут (Александр Макаров), короли, герцоги и графы. И о каждом есть, что сказать!

В общем, хрестоматийный спектакль.
Удививший своей масштабностью и простотой.
Спектакль, на который смело можно идти с уже позврослевшими детьми (16+). Идеально и для понимания Шекспира, и для жизни в целом.

Сходите!

Екатерина Екатерина 9 декабря 2023, 07:17

 В первый снежный день зимы на малой сцене Театра Российской Армии я посмотрела спектакль "Девочки» по пьесе современного драматурга Дарьи Верясовой о юных разведчицах Зое Космодемьянской, Вере Волошиной, Клавдии Милорадовой, Клавдии Сукачевой, Рите Загировой, Маргарите Каравай, служивших во время Великой Отечественной ***** в воинской части 9903 в составе диверсионно — разведывательной группы. В основе пьесы исторические факты и вместе с ними — письма девочек маме, подругам, семье. Трогательные и искренние, как сами героини. На историческом фоне развиваются их судьбы, не испугавшихся вызова времени. «Люди, мы очень любили вас. В боях за ваше счастье и свободу мы отдали свои жизни», — говорит одна из героинь. Даже жестокая смерть подруг не останавливает, не пугает, не заставляет передумать таких совсем ещё юных, но очень стойких, твёрдых, решительных девушек в борьбе за свою свободу и за свободу своей Родины.
По словам режиссёра спектакля Юлии Шульевой, уникальность пьесы в том, что каждый из нас может поставить себя на место главного героя — историка (актёр Роман Богданов) и вместе ответить на вопрос: «как было на самом деле?». Через монологи девушек, которые намного позже станут Героями, мы хотим сказать, что они были молоды, их любовь к Родине и решение её защитить, сделал их имена вечно живыми. И каждый наш выбор определяет будущее, а иногда и будущее нашей страны. Пример мужества, стойкости Зои и других девочек дает уверенность, что наше поколение также способно выдержать испытания, найти в себе свет, доблесть и доброту.
И действительно, за один час спектакля совместно с героями проживаешь не один день, месяц, год *****. Казалось бы минимум декораций - длинные верёвки, завязанные в узлы, канаты, спускающиеся сверху... Но сколько информации можно в них прочесть... Это и серость, безликость, опустошение и голый,холодный зимний лес, в котором прятались наши разведчицы, и бесконечное количество виселиц, которые оставляли после себя немцы, и орудие пыток...Эти звонкие удары нагайкой до сих пор речитативом отдаются в памяти. Спектакль заставляет задуматься не только над вопросом "А как было на самом дела? ", но и "А смог(ла) бы Я? "
Постановка серьезная, ёмкая, хлëсткая, трагичная, и в то же время жизнеутверждающая, актуальная, заставляющая думать.

Татьяна Татьяна 2 декабря 2023, 02:25

Театр Российской Армии представил на Малой сцене спектакль «Девочки» в честь 100-летия со дня рождения Героя Советского Союза, разведчицы Зои Космодемьянской.

Спектакль поставлен по пьесе Дарьи Верясовой «9903» о разведчицах Зое Космодемьянской, Вере Волошиной, Клавдии Милорадовой, Клавдии Сукачевой, Рите Загировой, Маргарите Каравай. Девушки вошли в диверсионно – разведывательную группу воинской части 9903 .

Постановка основана на исторических документах,которые звучат речитативом из уст героинь.
На сцене - десятки свисающих канатов, которые становятся то качелями для молодых девушек, то деревьями леса, то средством пыток и виселицей.

Треугольники писем, которые девушки пишут своим мамам и подругам, раскрывают их нежные души. Тем страшнее звучат натуралистично описанные пытки, которым подвергались комсомолки.

Прямая речь режиссёра Юлии Шульевой о своей постановке:
«Уникальность этой пьесы в том, что через монологи девушек, которые позже станут героями, зрителю передается идея: «Они были молоды, их самоотверженность, любовь к Родине и их выбор сделал имена вечно живыми».

Зоя Космодемьянская останется навсегда 18-летней. Её подвиг бессмертен, память о ней - вечна.

Ирина 1 декабря 2023, 01:36

На экспериментальной сцене театра армии – премьера!

С Маяковским у меня особые отношения. Именно он попался мне в билете на вступительном экзамене в универе. За рассказанное «Послушайте!» я получила оценку «отлично» и поступила на любимый филфак.
Поэтому, когда Театр армии заявил о премьере к 130-летию поэта, я загорелась желанием увидеть её.
Итак, что же такое «Маяковский. Дело № 50»? С самого начала зрителей погружают в дело об убийстве поэта. Следователь пытается восстановить картину события того рокового утра, происходит своеобразный «допрос» людей, входивших в окружение Маяковского.
Эта гротескная постановка режиссера Марии Шмаевич - попытка проникнуться творчеством Маяковского. Сквозь призму стихотворений за два часа спектакля ей удалось погрузить зрителей в то время, когда творил главный футурист России.
Весь спектакль ведется монолог от лица Маяковского, причем разными актерами. На протяжении спектакля они не только рассказывали биографию поэта – и от первого, и от третьего лица. Их на сцене – шестеро, и все разнофактурные, что вторит самой противоречивой сущности Маяковского. Вот он рассказывает, как ему дали дворянский титул, вот он хочет отправиться добровольцем на фронт, вот он рассуждает о цели жизни поэта…Спектакль резкий, рваный, ритмичный - такой же, как и поэзия Маяковского. Вместе с актерами зрители пытаются понять, откуда в поэте возникла неприязнь ко всему исконно-русскому и как зародился футуризм. Символичные костюмы ("задом наперед", сотканные из разных полотен тканей), театр теней, жесткий свет и звук, много акробатики, пластики и жестов. Актеры выкладывались на максимум своих возможностей, до пота, до натянутого нерва. Усиливало эффект живое музыкальное сопровождение (ух, какие мощные барабаны!) музыканта-исполнителя Ильи Кириличева.
Этот необычный спектакль однозначно рекомендую, но не всем, а лишь ценителям творчества Маяковского. И практический совет. Из-за обилия сценического дыма постановки в зале работает довольно сильная система кондиционирования, поэтому лучше одеться теплее.

Вера 28 ноября 2023, 12:02

Театр Российской Армии, экспериментальная сцена.
Спектакль "Маяковский ( дело №50 )"

Спектакль очень понравился.
Начало спектакля меня немного насторожило, по-моему, каким-то неоправданным натурализмом местами.... Но по мере развития всех линий сюжета было интересно. Очень хорошо подобран состав актеров .
Алена Губанова в роли Вероники Полонской, Мария Швыдко в роли Лили Брик, Сергей Иванюк в роли Маяковского...
Игра артистов потрясающая, на таком эмоциональном градусе- это невероятно.... Из-за стремительного темпа спектакля часто было трудно разобрать слова, но последние два произведения поэта- «Что такое хорошо и что такое плохо" и стихи о советском паспорте- то, что знакомо с детства, без проблем... "Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза." На этих словах у меня потекли слезы..., что со мной не часто бывает.
Что сказать о спектакле? Очень понравился. Мощно. Но о таком человеке и поэте, как Владимир Маяковский, по-другому и нельзя говорить.
Этот драматический спектакль с такой невероятной хореографией и пластикой основан на материалах дела №50 о смерти поэта, на фактах его биографии и текстах произведений.
В конце были бурные продолжительные аплодисменты. Очень советую посмотреть этот спектакль.

Вера 27 ноября 2023, 11:59

Недавно побывала на спектакле "Маяковский (дело № 50)", который шел на зкспериментальной сцене Театра Российской Армии.
Спектакль очень понравился.
Начало спектакля меня немного насторожило, по-моему, каким-то неоправданным натурализмом местами.... Но по мере развития всех линий сюжета было интересно. Очень хорошо подобран состав актеров .
Алена Губанова в роли Вероники Полонской, Мария Швыдко в роли Лили Брик, Сергей Иванюк в роли Маяковского....
Игра артистов потрясающая, на таком эмоциональном градусе- это невероятно.... Из-за стремительного темпа спектакля часто было трудно разобрать слова, но последние два произведения поэта- «Что такое хорошо и что такое плохо" и стихи о советском паспорте- то, что знакомо с детства, без проблем... "Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза. Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза." На этих словах у меня потекли слезы..., что со мной не часто бывает.
Что сказать о спектакле? Очень понравился. Мощно. Но о таком человеке и поэте, как Владимир Маяковский, по-другому и нельзя говорить.
Этот драматический спектакль с такой невероятной хореографией и пластикой основан на материалах дела №50 о смерти поэта, на фактах его биографии и текстах произведений.
В конце были бурные продолжительные аплодисменты. Очень советую посмотреть этот спектакль.

Екатерина Вольнова 26 ноября 2023, 03:18

Маяковский (Дело #50)

Не так давнo я прoвела чудесный вечер в духе Маяковского в Театре Российской Армии, и признаюсь, он до сих пор не отпускает меня! Пoэзия Владимира Маяковского - явление уникальное, она спoсoбна либо влюбить в себя раз и навсегда, увлекая за собой в мир грубой мужской лирики под свой четкий ритм и патетическую интонацию, либо... не влюбить!
Маяковский - челoвек свoего времени, поэт-футурист, признающий и воспевающий революцию („Принять или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция. Пoшёл в Смольный. Рабoтал. Всё, что приходилось."), прямoй и резкий, влюбляющийся тысячу раз и любящий одну единственную.
Невероятно многогранный человек.
Идя на спектакль, я боялась... разочароваться, расстроиться, разозлиться, увидеть не того Маяковского, которого я знаю и принимаю, но я... была им очарована. И это было прекрасно!
В спектакле не было единого персонажа... Дух поэта словно ожил и витал на сцене. Он был в каждом из шести актеров, представляющих постановку. Актеры театра - две хрупкие девушки (Мария Швыдко и Алёна Губанова) и четверо мужчин (Сергей Иванюк, Ярослав Бережнов, Илья Баранов, Даниил Штейн) представили Владимира во всем его многообразии на камерной экспериментальной сцене Театра Российской Армии (подъезд X))).
Спектакль начался в форме расследования самоубийства поэта под звук стучащих клавиш печатной машинки, расследования, дачи свидетельских показаний, но постепенно перешел в историю всей его жизни: яркой и короткой! Биография поэта в уникальной форме показанная актерами и мастерски переданная мимикой, пластикой, голосом постепенно перешла в другую более личную плоскость, в полной мере отразившейся в его стихах. Кто может рассказать о себе больше, чем сам поэт? Представлено все в эксцентричной форме близкой к футуризму, воспеваемому поэтом, но в тоже время бережно и деликатно, с уважением к автору. Невольно весь спектакль ловила себя на мысли, что хулиган и бунтарь своего времени Маяковский без сомнения оценил бы такую подачу. Постановка с характером: ярким, необычным, немного сумасбродным!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
события

Театр Российской Армии - адрес на карте

Фотографии к «Театр Российской Армии»