Спектакль Хованщина

Хованщина Хованщина трейлер
В избранное
Оценка редакции
Режиссер-постановщикАлександр Титель
КомпозиторМодест Мусоргский
Жанропера
Премьера18 февраля 2015

Моя оценка

Монументальная историческая опера про допетровскую Россию.

Грандиозный оперный эпос в постановке Александра Тителя. Время и пространство действия условны, на сцене гигантский сарай из неокрашенных досок. Редкий реквизит прямо отсылает к сегодняшней действительности: от чиновничьего портфеля до оцинкованного ведра. На контрасте со сдержанным оформлением масштаб оперы Мусоргского еще очевиднее. Темы, затронутые в ней, самые актуальные: пропасть между народом и властью, религиозные войны, политические распри, фанатичная вера в «особый путь» Руси. У спектакля совершенно грандиозный финал — женское соло, разносящееся над головами сотен раскольников, приготовившихся к самосожжению.

Олег Черноус, www.stanmus.ru

Рецензия редакции

Наталья Витвицкая 24 февраля 2015
Премьера одного из самых ожидаемых событий сезона состоялась, и в репертуаре Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко появилась «Хованщина» Мусоргского. Режиссер Александр Титель превратил народную драму русского классика в историософское исследование, а дирижер Александр Лазарев сумел заставить оркестр звучать идеально. Поклонники грандиозных оперных эпосов в восторге. Читать далее →

Отзывы о «Хованщина»

Наталья Наталья 1 декабря, 04:58
Решила поближе познакомиться с таким жанром, как опера, раньше казалось, что это не мое... Выбрала «Хованщину» в театре Станиславского. Коллеги шутят: «Начала бы со Снегурочки», но мы же не ищем легких путей!
Не имея музыкального образования и не являясь театральным критиком, оперу «Хованщина» я могу оценить лишь как зритель. И как зритель – я в восторге! Из театра вышла какая-то… просветленная! Пугающие 3,5 часа – на одном дыхании. Cолидарны со мной многие, реплики в фойе: «Такое чудо!», «Это прямо от сердца идет!», «Я сегодня не усну, сильная постановка!», "Давно такого не видела!" и т.п.
Сразу отметила прекрасное литературное либретто, ничего подобного не слышала (хотя опыт у меня небольшой). Оказывается, оно написано самим композитором! Многие недвусмысленно вспоминают Мусоргского только по портрету Репина... на самом деле, картина писалась незадолго до смерти композитора, мы видим Мусоргского, который серьезно болен. К сожалению, опера не исполнялась при его жизни...
Порадовали подробные программка и буклет, либретто транслировалось на экран над сценой - плюс к этому отличная дикция исполнителей, старательно пропевались окончания, поэтому всё было понятно.
В буклете приведена переписка между М.П. Мусоргским и В.В. Стасовым, где последний просит не делать «летопись княжеских отродий» «пусть они будут истый коренной народ, из избы, деревни и поля, сохи и прялки, от тяжелой давящей работы…» Изба и является основной декорацией: деревянные стены, скамейки. Художнику по костюмам удалось избежать нелепости и вычурности в представлении бояр и князей, в образах эстетическая простота. Постановка - мечта фотографа.
Что особенно понравилось? Много массовых сцен, гланым героем которых, является народ. Одна из таких - между стрельцами и их женами, завершается обращением к Ивану Хованскому «Батя, Батя, выйди к нам!» Красивое и разнообразное звучание хоров. Видно, что каждый артист является винтиком в большом и слаженном механизме, каждый играет свою роль, и не выходит из образа даже стоя где-то высоко на лестнице или с краю сцены.
Очень актерски, раскатистым басом передал образ русского боярина Ивана Хованского – Дмитрий Ульянов. Поймала себя на мысли, как это должно быть непросто – петь, двигаться и держать эмоцию на лице! Поразила многоплановость голоса Ксении Дудниковой от мрачного до ангельского: сцены гадания Марфы «Силы потайные, силы великие» и «Исходила младёшенька». И не буду оригинальной, оценила арию Шакловитого (А. Шишляев) «Спит стрелецкое гнездо», после которой зал взорвался аплодисментами.
Не нужно анализировать процент исторической достоверности, ведь вся историческая наука в принципе основана на диалектике. В основе сюжета события, которые, в общем, вне времени: борьба за власть, слепая жертвенная вера, страдалец-народ…

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Статьи по теме

Еще лучше спектакли в Москве

Сб, 23 дек | Театр им. А.С. Пушкина, драма Сб, 23 дек

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

Вс, 24 дек | Театр им. Моссовета, драма Вс, 24 дек

Чеховская пьеса в авторской версии Андрея Кончаловского.

Пн, 18 дек | Электротеатр Станиславский, драма Пн, 18 дек

Борис Юхананов работает над текстом Апулея, а зрители следят за процессом репетиций.

Вт, 19 дек | Гоголь-центр, драма Вт, 19 дек

Спектакль Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова, посвященный великой поэтессе.

Премьера

Сб, 23 дек | Студия театрального искусства, драма Сб, 23 дек

Светлый спектакль по довлатовской нетленке «Заповедник».

Премьера

Пт, 22 дек | Театр им. Вл. Маяковского, драма Пт, 22 дек

Игорь Костолевский в роли Генри Хиггинса.

Премьера

Чт, 21 дек | Театр на Малой Бронной, драма Чт, 21 дек

Невероятный Дмитрий Сердюк в роли Чацкого.

На традиционного новогоднего «Щелкунчика» билетов уже не достать — предлагаем достойные варианты замены.

Альтернатива надоевшим домашним посиделкам — праздничный вечер в театре.

Подборка зрелищных постановок к празднику.