Спектакль Хованщина

Хованщина Хованщина трейлер
В избранное
Оценка редакции
5 декабря 2018 (Ср) | 19:00 Полное расписание
Жанр опера
Режиссер-постановщик Александр Титель
Композитор Модест Мусоргский
Дирижер-постановщик Александр Лазарев
Длительность 210 мин
Официальный сайт https://www.stanmus.ru/performance/98
Возраст 12+
В избранное Билеты (1500 — 2500₽)

Моя оценка

Монументальная историческая опера про допетровскую Россию.

Грандиозный оперный эпос в постановке Александра Тителя. Время и пространство действия условны, на сцене гигантский сарай из неокрашенных досок. Редкий реквизит прямо отсылает к сегодняшней действительности: от чиновничьего портфеля до оцинкованного ведра. На контрасте со сдержанным оформлением масштаб оперы Мусоргского еще очевиднее. Темы, затронутые в ней, самые актуальные: пропасть между народом и властью, религиозные войны, политические распри, фанатичная вера в «особый путь» Руси. У спектакля совершенно грандиозный финал — женское соло, разносящееся над головами сотен раскольников, приготовившихся к самосожжению.

* Купить билеты на спектакль "Хованщина" в Москве, который пройдет на сцене "Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко" 05.12.2018. Цены на билеты - от 1500 руб. без наценки и сборов.
Олег Черноус, www.stanmus.ru
Отправить другу

Рецензия редакции

Наталья Витвицкая 24 февраля 2015
Премьера одного из самых ожидаемых событий сезона состоялась, и в репертуаре Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко появилась «Хованщина» Мусоргского. Режиссер Александр Титель превратил народную драму русского классика в историософское исследование, а дирижер Александр Лазарев сумел заставить оркестр звучать идеально. Поклонники грандиозных оперных эпосов в восторге. Читать далее →

Афиша

Отзывы о «Хованщина»

Ольга Сорокина 26 марта, 08:55
Не зря, не зря раздают у нас спектаклям "Золотые маски"

Стрелецкий бунт - весьма сложная страница российской истории. И опера "Хованщина" тоже непроста для постановки.
Но прежде чем рассказать о "Хованщине" в МАМТе, напомню, что впервые партитура оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» была издана в 1883 году в редакции Римского-Корсакова. Мусоргский писал оперу долго и трудно, и так и не закончил. Но у него получилось главное!
Получилось отразить в музыке и чувства людей, и красоту, и сложность ситуации, в которой оказались стрельцы, и темень времени, и раскол не только церкви, но всей страны, всего общества, и даже невероятную тоску и безысходность. А ещё красоту России, красоту простого народа. Режиссер-постановщик Александр Титель вместе с дирижером-постановщиком Александром Лазаревым лишь правильно преподнесли всё это зрителю.
Да! В МАМТе мы слышим оперу в оркестровке Дмитрия Шостаковича, сделанную им в 1958 г., завершение оперы написано Владимиром Кобекиным.
В постановке МАМТа очень, очень много правильного. Правильные декорации, которые начинают работать ещё задолго до начала спектакля, как только зритель попадает в зал. Сидишь, смотришь на эти деревянные стены то ли дома, то ли города, и остро чувствуешь то самое время, словно там на сцене открылся портал в прошлое.
И первая же сцена, в которой женщины в старинных простых одеждах, подоткнув подолы, моют полы, вызывает мгновенное принятие, как нечто абсолютно естественное и повседневное, происходящее здесь и сейчас.
И таких сцен, в которых всё происходящее кажется абсолютно правдивым и естественным, много. Вот уж не ожидала лично я, например, что буду пристально следить за каждой секундой, проведённой на сцене Чингисом Аюшевым в роли Подьячего.
Что буду восхищаться не только голосом, но и каждым движением Князя Ивана Хованского, которого так ёмко сыграл Андрей Валентий.
Что буду не просто слушать, а подавшись вперёд, впитывать звуки оркестра. Впитывать как живительную воду или как яд, даже не знаю.
Но сопротивляться этому мощнейшему потоку бессмысленно.
А моменты, когда пел стрелецкий хор, проникающие прямо в душу, забыть просто невозможно! До дрожи. Потрясающе красиво задумано и исполнено!
А стрелецкая казнь - кульминация всего спектакля. Встающие и уходящие в финале сцены один за другим стрельцы - это мощно.
Это тот самый прыжок с обрыва после долгого и мучительного балансирования на краю. Браво!
И, конечно, блестяще сыгранная Ксенией Дудниковой Марфа. Да-да, не только спетая, но и сыгранная!
Особенно пронзительная в сценах с Сусанной и Досифеем.
Партию Андрея Хованского исполнял Николай Ерохин, обладатель гипнотически красивого голоса и весьма эмоционально сыгравший молодого князя.
И оба они, и Ксения Дудникова, и Николай Ерохин, безупречно сыграли финальную сцену, именно так, что понимаешь: всё, конец.
А дальше.. Дальше лишь смотреть застывшими глазами вверх на клубы дыма и всполохи огня. Смотреть опустошенно, чувствуя, как в этих клубах исчезает и какая-то часть твоего собственного маленького мирка, который теперь уже не будет прежним.
И эта неизбывная тоска, которую, наверное, так или иначе знают и чувствуют все, в чьих венах течёт хоть капля русской крови, неотъемлемая часть и тебя самого. И она очень точно выражена Мусоргским в его бессмертной "Хованщине".

Сходите в театр!

Наталья Наталья 1 декабря 2017, 04:58
Решила поближе познакомиться с таким жанром, как опера, раньше казалось, что это не мое... Выбрала «Хованщину» в театре Станиславского. Коллеги шутят: «Начала бы со Снегурочки», но мы же не ищем легких путей!
Не имея музыкального образования и не являясь театральным критиком, оперу «Хованщина» я могу оценить лишь как зритель. И как зритель – я в восторге! Из театра вышла какая-то… просветленная! Пугающие 3,5 часа – на одном дыхании. Cолидарны со мной многие, реплики в фойе: «Такое чудо!», «Это прямо от сердца идет!», «Я сегодня не усну, сильная постановка!», "Давно такого не видела!" и т.п.
Сразу отметила прекрасное литературное либретто, ничего подобного не слышала (хотя опыт у меня небольшой). Оказывается, оно написано самим композитором! Многие недвусмысленно вспоминают Мусоргского только по портрету Репина... на самом деле, картина писалась незадолго до смерти композитора, мы видим Мусоргского, который серьезно болен. К сожалению, опера не исполнялась при его жизни...
Порадовали подробные программка и буклет, либретто транслировалось на экран над сценой - плюс к этому отличная дикция исполнителей, старательно пропевались окончания, поэтому всё было понятно.
В буклете приведена переписка между М.П. Мусоргским и В.В. Стасовым, где последний просит не делать «летопись княжеских отродий» «пусть они будут истый коренной народ, из избы, деревни и поля, сохи и прялки, от тяжелой давящей работы…» Изба и является основной декорацией: деревянные стены, скамейки. Художнику по костюмам удалось избежать нелепости и вычурности в представлении бояр и князей, в образах эстетическая простота. Постановка - мечта фотографа.
Что особенно понравилось? Много массовых сцен, гланым героем которых, является народ. Одна из таких - между стрельцами и их женами, завершается обращением к Ивану Хованскому «Батя, Батя, выйди к нам!» Красивое и разнообразное звучание хоров. Видно, что каждый артист является винтиком в большом и слаженном механизме, каждый играет свою роль, и не выходит из образа даже стоя где-то высоко на лестнице или с краю сцены.
Очень актерски, раскатистым басом передал образ русского боярина Ивана Хованского – Дмитрий Ульянов. Поймала себя на мысли, как это должно быть непросто – петь, двигаться и держать эмоцию на лице! Поразила многоплановость голоса Ксении Дудниковой от мрачного до ангельского: сцены гадания Марфы «Силы потайные, силы великие» и «Исходила младёшенька». И не буду оригинальной, оценила арию Шакловитого (А. Шишляев) «Спит стрелецкое гнездо», после которой зал взорвался аплодисментами.
Не нужно анализировать процент исторической достоверности, ведь вся историческая наука в принципе основана на диалектике. В основе сюжета события, которые, в общем, вне времени: борьба за власть, слепая жертвенная вера, страдалец-народ…

Для того, чтобы писать отзывы необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.

Статьи по теме

Еще лучше спектакли в Москве

6 ноября (вт) | 19:00 | РАМТ, драма 6 ноября (вт) | 19:00

Политическое кабаре о нацистских судьях.

8 ноября (чт) | 19:00 | Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, опера 8 ноября (чт) | 19:00

Гениальная опера Моцарта в постановке Александра Тителя.

4 ноября (вс) | 18:00 | Театр им. Вл. Маяковского, драма 4 ноября (вс) | 18:00

Веселый спектакль о судьбе двух сестёр.

2 ноября (пт) | 19:00 | Театр им. А.С. Пушкина, драма 2 ноября (пт) | 19:00

Главный хит Юрия Бутусова о том, как трудно быть добрым.

12 ноября (пн) | 19:00 | Театр им. Евг. Вахтангова, комедия 12 ноября (пн) | 19:00

Неистовый фарс от режиссера Юрия Бутусова, успевший стать театральной легендой.

31 октября (ср) | 19:00 | Театр имени Моссовета, драма 31 октября (ср) | 19:00

Философский спектакль-спор о том, какого правителя ждет Россия.

2 ноября (пт) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко (Старая сцена), драма 2 ноября (пт) | 19:00

Спектакль о несбывшихся мечтах и обманувшей любви с Людмилой Максаковой в главной роли.

31 октября (ср) | 19:00 | Мастерская Петра Фоменко, драма 31 октября (ср) | 19:00

Лирический спектакль Фоменко не про войну, а про мир.

10 ноября (сб) | 19:00 | Большой театр, балет 10 ноября (сб) | 19:00

Хит Большого с благообразно-сказочным сюжетом и жестковатой начинкой.

30 октября (вт) | 20:00 | Школа драматического искусства, драма 30 октября (вт) | 20:00

11 ноября (вс) | 19:00 | Студия театрального искусства, драма 11 ноября (вс) | 19:00

Актуальная трагикомедия о «маленьком человеке».

28 октября (вс) | 19:00 | РАМТ, драма 28 октября (вс) | 19:00

Трагикомедия Марины Брусникиной о проблемах в семье.