Отзывы о "Морское путешествие 1933 года"

Оценка редакции
inessa 6 августа 2022, 12:14

«Морское путешествие 1933 года» в театре им.Моссовета, как бы ни было это неочевидно из названия, показывает зарождение фашизма на примере замкнутого общества путешественников на корабле, плывущем через Атлантику в Германию. На протяжении почти месяца самые разные пассажиры обеспеченного «второго класса» будут общаться, ссориться, влюбляться и заводить краткие романы.

В спектакле занята, кажется, почти вся основная труппа театра – режиссер Юрий Еремин явно имел задачей показать максимальное разнообразие человеческих типажей: на корабле есть уважаемая вдова профессора и бизнесмен с дочерью, стареющая актриса варьете Мэри и еврей-коммивояжер Левенталь, бедный художник и его богатая молодая возлюбленная, старик в кресле-каталке и его племянник, сутенер и танцовщицы/проститутки, издатель крупного журнала и манекенщица, инвалид едва передвигающий ноги и американский спортсмен, а также глуповатая пожилая дама с собачкой (живой!). Самой яркой и необычной пассажиркой является Графиня, которую везут как арестантку, чтобы в Германии посадить в тюрьму за сочувствие и помощь коммунистам. А в трюме, конечно же, три сотни нищих больных работников, ютящихся в темноте без окон, пока богачи гуляют по палубам.

В «Морском путешествии» удивительным образом за три часа очень полно раскрываются все герои и многочисленные сюжетные линии между ними, а разнообразие персонажей не только совсем не путает, но и не дает заскучать. Какие только сцены мы не увидим: и комические, и романтические, и печальные, и трогательные, и даже самые настоящие трагедии! За время спектакля очень проникаешься симпатией к героям (не ко всем, конечно), и поневоле начинаешь им сопереживать. За «капитанским столом» имеют право сидеть в ресторане только богатые чистокровные немцы, все остальные – сидят за дальними столиками. Тут и начинается расслоение общества, которое сквозит в разговорах, которые инициирует издатель Рибер (Евгений Ратьков), поклонник Гитлера, в его отношении к другим путешественникам и в общем тягостном настроении, какое бывает перед катастрофой. Ведь все начинается с мелочей, а кажущиеся приятными дама с собачкой или пай-мальчик, племянник инвалида (Антон Аносов), могут проявиться в дальнейшем как настоящие чудовища!

Наиболее трогательны, конечно же, самые «отстраненные» члены общества, и они же – самые человечные. Матрос Григорио из трюма спасает собачку богатой дамы из океана. Еврей Левенталь (Сергей Виноградов) помогает нацисту Риберу с абсцессом и уверяет стеснительную дочь бизнесмена Эльзу (Евдокия Карева) в ее красоте. Бедный художник Дэвид (Антон Поспелов) видит себя более уместным в трюме, рисуя нищих рабочих, чем на танцах на верхней палубе с богатой девушкой. Инвалид Карл (Дмитрий Подадаев) – единственный, кто откликнулся на крики о помощи старика в коляске и довез его до каюты, несмотря на собственные костыли. Грубоватая танцовщица-проститутка Лола (Лили Болгашвили), мечтающая втайне о нежных чувствах с ровесниками, а не о продажной любви для стариков. И даже вначале раздражающая стареющая актриса Мэри (Ирина Климова) оказывается романтичной одинокой особой, которой так не хватает сильного человека рядом.

Самая красивая и трагичная история - зарождающееся чувство между арестанткой-графиней (Евгения Крюкова) и судовым врачом Шуманом (Дмитрий Щербина). Это любовь, которая изначально обречена: женатый мужчина и женщина, которую везут в тюрьму. Взаимопонимание, которое быстро возникает между красивой утонченной графиней и благородным, но таким скромным доктором, заставляет задуматься о том, как неожиданно можно встретить свою настоящую «судьбу» и как легко ее потерять…

Финальная сцена (не будет спойлером, потому что все знают, что будет дальше), кажется мне самой сильной не только в этом спектакле, но и вообще из всего, что я видела в последнее время: танцы на верхней палубе под немецкие веселые песни сменяются знаменитым «Полетом валькирий» Вагнера, любимого композитора Гитлера. А над выстроившимися в шеренгу героями царит Рибер, который уже сделал такую же прическу, как у своего кумира. И наивный Левенталь, который «прежде всего немец, а уж потом – еврей», шутливо вопрошает: «В Германии более миллиона евреев, да что они с нами сделают? Расстреляют?». Да, дорогой Левенталь, ты еще ни-че-го не знаешь…

Это спектакль можно в полной мере прочувствовать только вживую, надо прожить с героями эти несколько часов, чтобы проникнуться историей каждого. «Морское путешествие», однозначно, стало моим любимым спектаклем театра им.Моссовета, и думаю, я после схожу на него еще раз.

Елизавета Ефремова 11 мая 2022, 02:06

И все-таки Театр начинается с хорошо рассказанной истории, которая может удержать зрителей в зале, а если зритель заинтересовался, то он уже не побежит в антракте в гардероб, ведь всем интересно узнать чем дело закончится.
Спектакль "Морское путешествие 1933 года", поставленный Юрием Ереминым в Театре имени Моссовета как раз и основан на хорошем материале, а именно на вольной интерпретации фильма Стэнли Крамера "Корабль дураков", а фильм в свою очередь поставлен по роману Кэтрин Портер.
Принцип книги-фильма-спектакля множество раз использовался в искусстве - группа казалось бы ничем не связанных между собою людей помещается в некое изолированное пространство, из которого не вырваться при всем желании. Далее в них кидается запал интриги - вот тут все и начинается.
В нашем случае действие происходит на океанском лайнере, плывущем из Мексики в Германию.
И время путешествия - 1933 год - выбрано неслучайно: еще не родился Третий рейх, а уже начинается распределение пассажиров на чистых и нечистых, на полноценных и неполноценных.
В результате получился спектакль о любви, ненависти и жестокости, о взаимопонимании и его отсутствии. И в нём множество сюжетных линий, каждая из которых что-то добавляет в общую картину этого "ноева ковчега".
Это спектакль о нас с вами, он о тщеславии и глупости, о мечтах и надеждах и о человеческих чувствах.
Действующих лиц в спектакле очень много, среди них нет главных, каждый герой важен для развития сюжета, каждый льет свою воду на общую мельницу. Перед нами проходит череда мелких жизней, и все вместе они образуют целое, дают ощущение мира, катящегося в пропасть.
Все актерские работы восхитительны - не видно ни единого узелка на изнанке общей вышивки.
Юрий Еремин не только поставил спектакль, но еще снабдил его выразительной сценографией. Вращающаяся сцена-палуба добавляет образности этому мирку - микрокопии большого мира. Плеск волн, проецируемых на экран, красив, но способен вызвать морскую болезнь, что еще больше сближает зал с персонажами, плывущими на корабле.
В результате получился многогранный, глубокий, наполненный множеством судеб спектакль, в котором постоянно возникает ощущение надвигающейся катастрофы.

iarenkova 27 сентября 2021, 03:17

Актриса Евгения Крюкова нравится мне в фильмах. Красивая, харизматичная, «манкая» ( как говорят про таких девушек с ярко выраженным женским обаянием).
Хотелось посмотреть на неё в театре.
Выбор был сделан в пользу спектакля «Морское путешествие 1933 года» .
События происходят на корабле, который 28 дней плывет в Германию. Я сама часто путешествовала раньше на подобных огромных круизных лайнерах, когда недельное путешествие , как целая жизнь!
Люди разных слоев, профессий, возрастов и устремлений садятся на корабль и отправляются в путешествие, которое символизирует наш жизненный путь. Мы всегда куда-то идём, спешим, стремимся, окружённые постоянно разными людьми, вступая с ними во взаимодействие. Происходят различные события, кто-то влюбляется, кто-то кого-то обманывает,кто-то философствует, кто-то хочет познакомиться...Мы наблюдаем за этими жизненными историями, примеривая их на себя, сопереживая кому-то, осознаём, что многое из увиденного созвучно тому, что происходит с нами, о чем думаем мы,хотя это путешествие 1933 года , а у нас на дворе - конец 2021-го. Меняется время, меняется мода, меняется жизнь и технологии, но неизменными остаются человеческие чувства, пороки,страхи, переживания, мечты...
Каждый здесь увидит что-то своё личное. То , что его заставит задуматься. Лично меня взволновала любовная история судового врача ( актёр Дмитрий Щербина) и графини- арестантки ( Евгения Крюкова). Вот ведь как бывает - «любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждёшь», ну вот в самый неподходящий момент. Часто мне приходилось наблюдать, когда определённые обязательства и долг перед семьей( по факту уже несуществующей) не дают возможности построить новые отношения и личное счастье. Шуман, судовой врач, стоит перед таким же выбором : долг по отношению к семье , жене и вспыхнувшие чувства.
А потрясающе сыгранная Ириной Климовой история бывшей актрисы варьете, дамочки «бальзаковского возраста»,стремящейся к обретению своего женского счастья. Ирина очень тонко и чувственно показывает нам этот образ. У меня он вызвал сочувствие и сострадание к бедной женщине.
А роль Дмитрия Подадаева ( инвалид)! Я даже не могла поверить, что это физически здоровый актёр играет, так это было талантливо.
Здесь каждая сюжетная линия выполнена очень ярко всеми актерами, что практически нет главных и второстепенных персонажей.
И на фоне всех этих личных историй показаны темы добра и зла, общий ход мировой истории кануна великого перелома. Вот уже в воздухе витает зарождающийся дух фашизма и неоднозначное отношение к евреям. Вот погибает нищий эмигрант, спасающий собачку богатой дамы, а та абсолютна безразлична к смерти человека.
Хочу отметить сценографию спектакля . Вращающийся круг сцены выдвигает на первый план то одних героев, то других. Интересное решение. Впрочем , в Моссовета я не помню пока спектакля, чтобы мне не понравилось сценическое решение . Здесь всегда всё к месту. Если нужно - будет ярко и богато, подчеркивая красочность действия и сюжета, если нужно- сдержанно и лаконично ( чтобы больше акцентировать на игре актеров).
Юрий Еремин, режиссёр, сделал объемный, сложный, глубокий спектакль. Смотреть его- удовольствие!

Alena Safronova 21 сентября 2021, 03:08

Морское путешествие 1933 года. Название спектакля, поставленного под крышей театра Моссовета, интригует и заставляет гадать над его содержанием. Туман окончательно рассеивается лишь ближе к концу первого акта, когда уже каждому становится не по себе от осознания той страшной кульминации, которой немного позднее завершится, казалось бы, прочный мир, восстановившийся после первой мировой.

Мрачный горизонт событий близится навстречу пассажирам парохода и его команде, которым предстоит переплыть Атлантику и через 28 дней прибыть к берегам Германии.

Пассажиров непривычно много, и запомнить их иностранные имена в начале спектакля кажется непростой задачей. Но сцена за сценой из их ярких характеров выкладывается та сама мозаика – гипербола, что олицетворяет палитру взглядов и отношений внутри «цивилизованного общества», ведущих к главной катастрофе 20-го века. И вот ты уже подключаешь стереотипы, проводя параллели с образами различных стран, слоёв общества и раскладом сил той эпохи, которые давно уже промаркированы нами на добро и зло.

Стремящаяся к восстановления своего величия через фашизацию общества Германия, представлена несколькими персонажами, среди которых коммивояжёр – симпатичный, по философски настроенный еврей и издатель журнала – ярый последователь национал-социалистической партии. Испания – знойными танцовщицами (зарабатывающими не только танцами) под гнётом их «художественного руководителя». Франция – кокеткой за сорок, страдающей по ушедшей молодости и былой популярности. Австрия – жадным юнцом, обворовывающим своего дядю инвалида, за которым он призван ухаживать. Америка – молодым, свободным от груза интеллекта игроком в бейсбол. Весь состав представителей среднего класса праздно проводит время на палубе судна одноимённой категории, а тем временем в трюме, практически на месяц заперто более трёхсот рабочих со своими семьями, депортированных из Мексики.

Офицеры команды корабля, несущие, каждый по-своему, свой крест и службу на инертной государственной машине – капитан, который давно смирился со своей долей, упрятав свои принципы и, не обделённый эмпатией – корабельный врач. В отдельной каюте, словно подчёркивая образ победившего капитала, к месту своего длительного заключения за свои марксистские взгляды и борьбу с социальным дарвинизмом следует привлекательная и некогда богатая графиня.

Вишенка на этом слоёном геополитическом и социальном пироге – развитие и финал взаимоотношений между врачом и графиней, где добродетель – метамарфозы, ведущие по пути справедливости, доступные любой сильной личности, вне зависимости от его сословия. А зло - беспринципность и малодушие, приводящие к известному концу целые народы.

Так или иначе, но многоуровневая схема, выстроенная режиссёром на плывущем во времени земном шарике корабле и взаимоотношениями между героями, предельно ясно и показательно отражает, то, к чему ведут, казалось бы, выученные до дыр, но, почему-то, вновь и вновь, забываемые целыми народами (без малого исключения) уроки нравственности и истории.

Анна 13 января 2019, 11:57

Очень нравится спектакль, была уже дважды на нём.
Сама постановка великолепна, использовали возможности сцены на 120%.
Сильный сюжет.
Гусева мне лично не очень, но остальные актеры хороши.

Anastasia 5 апреля 2015, 02:15

Долгое время нахожусь под впечатлением от спектакля. Честно говоря, не ожидала, что мне понравится, исходя из названия предполагала, что это приключенческий роман, оказалось намного глубже - человеческие взаимоотношения, богатство и бедность, смысл жизни, неравенство и много другое.
Хотелось бы особенно отметить игру Екатерины Гусевой, она как всегда на высоте.

Ксения Клюева 21 марта 2015, 11:52

Была приятно удивлена постановкой.
Игра достойная, художественное решение довольно интересно, актеры хороши)) Наверное первый спектакль "Моссовета", который заставил серьезно задуматься и отрывки сюжета так и крутились в голове по дороге домой...Сильный спектакль, несмотря на недавнюю премьеру. Режиссер как бы украдкой показывает нам обратную сторону богатства, одиночества, жизни и смерти, людей в целом и из-за этого создается такой эффект объемности что ли.
Очень рекомендую.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Рецензии

Корабль дураков

Эффектный спектакль-панорама о том, как начинался фашизм.

24 апреля 2015, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / драма