Отзывы о "Самоубийца"

Оценка редакции
Анна Мартынюк 23 марта, 08:12

Снова в любимом Театре на Юго-западе. В этот раз я смотрела спектакль «Самоубийца».

Комедия о том, как один человек может изменить весь мир, даже просто лишив себя жизни. О том, что насколько может быть важна смерть одно единственного персонажа на фоне жизни и здравия многих прочих.

Спектакль очень яркий и динамичный.

Театр на Юго-западе - уникален. Здесь никогда не нужны декорации, пространство меняется засчет маленьких трюков. В этот раз основ декораций составили маленькие табуретки с выемками: в мгновение ока они превращались в супружеское ложе, в столы, в тумбы, разбивали пространство очень по разному. Герои бегали по ним, забирались буквально под потолок, раскидывали их по всей сцене в порывах яркости.




--
Ан
«САМОУБИЙЦА»

Театр на Юго-западе -то место, в котором я всегда заряжаюсь невероятной энергией.

Спектакль «Самоубийца», поставленный Беляковичем Валерием Романовичем, идет на сцене театра с 2001 года, и до сих пор собирает полный зал. Да, что там зал! Нет ни одной свободной ступеньки, ни одного свободного стульчика – везде зрители!
Пьеса Николая Эрдмана давно полюбилась театральным режиссерам. Ее ни раз ставили. В этом театре она просто вписалась, вжилась в репертуар.
Мы попадаем в коммунальную квартиру, где всем нет дела друг для друга…ровно до тех пор…пока один из ее обитателей не принимает решение проститься со своей жизнью… И тут такое начинается!!! Это нужно видеть!
Одна из полюбившихся мне сцен – та, в которой художник, представитель торговли, общественник и прочие горожане спорят, что же должно быть в предсмертной записке гражданина Подсекальникова. С одной стороны – это комедия, полный абсурд. С другой – спектакль отчетливо демонстрирует отношение общества к каждому отдельному человеку.

В этом театре мы всегда видим яркую и искрометную работу артистов. Они настолько живые, их энергия передается в зал! Дмитрий Гусев неподражаем в роли Подсекальникова Семена Семеновича. Он невероятно экспрессивный в моменты радости, ликования, в те секунды, когда он чувствует себя нужным всем и каждому, чувствует свою значимость, и такой трогательный в своих душещипательных монологах, в которых он рассуждает о своей печальной участи.

Здесь каждый артист – яркая личность со своим собственным миром и характером. Как постоянный зритель, я давно их всех успела полюбить.

Михаил Белякович в роли Егорушки со своим абсолютно сумасшедшим взглядом и с «марксистской точкой зрения», Санников Андрей (Гранд-Скубик Аристарх Доминикович) со своими пламенными речами о молчащей интеллигенции, Иванова Ольга (Клеопатра Максимовна) так страстно рассказывающая о своих ухажерах из далекого прошлого, Илона Барышева (Пересветова Маргарита Ивановна) – абсолютно сумасшедшая в своем красном костюме (увидите, сразу же поймете, о чем это я). Хочется отметить каждого. Огромное спасибо вам за это бесконечное настроение праздника!
Сценография -выстроена просто идеально. Хочу вам напомнить: сцена театра на Юго-западе находится на одном уровне со зрителем, есть два углубления, которые умело используются в качестве заднего плана. Так вот: все пространство задействовано. Действие происходит во всех уголках сцены, оно многогранно, объёмно. Все движения героев по площадке выстроены по четким ломаным и прямым линиям.

Декораций практически нет. Основу декораций составляют столы-трансформеры, которые могут превратиться в супружеское ложе. Тумбу для выступлений, клетку и прочее.
Театр на Юго-западе – мой самый любимый театр! В него хочется возвращаться вновь и вновь!

Елена Шмырева 22 марта, 04:44

Едкая и яркая сатира
Шла на постановку «Самойбицы», зная, что пьеса комедийная и автором ее является Николай Эрдман. Что знакома с другими его творениями, в мыслях не было. После того, как однажды перед театральным просмотром перечитала с десяток отзывов, а затем была жутко разочарована, поскольку полностью исчезла вся интрига, отзывов и описаний стараюсь не читать. И даже с историей создания вещи предпочитаю знакомится после просмотра.
Так что в первые минуты представления сама догадывалась, что вещь двадцатых-тридцатых годов, очень уж сильно лексика перекликается с Зощенко, Булгаковым, Ильфом и Петровым, пьесами Маяковского. Вот как определить, что не 19 век и раньше?.. а хотя бы по обращению в бытовых разговорах к собеседнику «гражданин» и даже к родственникам по имени отчеству. И действительно, оказывается пьеса была написана в 1928 году, но постановки в довоенное время хотя за нее брались 3 театра (Мейерхольда, Вахтангова и МХАТ) так и не дождалась, поскольку в 1933 году автора арестовали. Почему в 1928 сразу за пьесу не закрыли, непонятно, поскольку диалоги весьма остры.
Так что же с «Самоубийцей» на Юго-Западе. Пьеса сатирическая, некоторые темы слегка запылились, но реплики и остроумные постановочные решения заставляют моментами хохотать во весь голос. Смеемся же мы над кадрами «Волги-Волги», а это оказывается тоже Эрдман.
С ролями все отлично. Играть на Юго-Западе умеют. Образ главного героя Семен Семеновича Подсекальникова очень гоголевский. Этакий женатый Башмачкин, и его отлично воплощает Дмитрий Гусев. В пьесе более 15 действующих лиц, и каждое — свой яркий характер.
Едкая, яркая комедия. На сколько там минута смеха жизнь продлевает? Мне продлили. Советую и вам эликсирчику.

Анна Анна 20 марта, 10:23

о "Самоубийце" в постановке Валерия Беляковича я слышала только хорошее. Да и такой органичный Дмитрий Гусев в главной роли.. Но я оттягивала просмотр, боялась, вот такое неприятие оставила "Сатира и Роман Ткачук" в свое время. И как же здорово, что я все же посмотрела "Самоубийцу" в Театре на Юго-Западе! Это такое наслаждение образами,которые создали артисты театра! Как по другому, понятно "восстановился" для меня смысл пьесы.

Итак, пьеса о маленьком человеке и системе. Осознание собственной ненужности и обременительности для семьи толкают бедного Подсекальникова к мысли о самоубийстве. Хотя..это была только мысль, которой очень быстро задали направление и материализовали окружающие товарищи. Ведь как удобно провозглашать манифесты чужими руками и устами, и желающих нашлось довольно много. Сразу и револьвер, и предсмертная записка (и даже несколько) появляются к услугам горе-самоубийцы. Однако курьез в том, что "убивавшийся" уже не хочет "самоубиваться". Вот такой казус на удивление всем. Такой сюжет пьесы, в свое время запрещенной и не поставленный при жизни автора.

Валерий Белякович со своими невероятными актерами сделал вневременную трактовку. Да, время начала НЭПа, да, неприятие тогдашней власти, да,трудные времена для человека, не нашедшего свое место в ней. Но разве только тогда были такие люди? Неприспособленные, не желающие идти "в ногу" со всеми, да и вообще не желающие трудиться? А определенные группки людей, что не прочь использовать момент щекотливый для достижения своих целей? Главное инфоповод, а трактовочку свою придать можно. Поэтому смотришь спектакль, а ассоциации разные проскальзывают.
А трагедия маленького человека? Это вообще что-то гоголевское. Мне вообще этот спектакль напомнил "Записки сумасшедшего" почему-то, особенно сцена предсмертного банкета. Этакое "возвышение" Подсекальникова над всеми. Герой на час, но как возвысился в собственных глазах герой! Что даже звонок в Кремль для него пустяк.
И вся эта фантасмагория в обрамлении цыганских песен и плясок! Причем таких красивых песен и зажигательных плясок! Гротеск и страсть это "конек" Юго-Запада. И на "Самоубийце" этого с лихвой! И каждая актерская работа-маленький шедевр.
В первую очередь это, конечно, Дмитрий Гусев в роли Подсекальникова. Интересные метаморфозы с ним происходят. То он жалкий и капризный человечек, без работы и с великими прожектами разбогатеть. Главное раздобыть трубу бейный бас. Как он читал самоучитель и пытался на ней играть! Совершенно комическая и нелепая сцена)).Потом он разбитый горем и своей никчемностью неудачник. Ну а на встречах с подстрекателями к самоубийству, всей это шатии-братии псевдоинтеллигентской и мелкобуржуазной, он уже ошалевший от всеобщего внимания и легкий как Хлестаков в сцене вранья. Хотя все время проскальзывает надломленность и внутреннее горе человека не понятого никем, а главное и им самим. Единственное что вынес Подсекальников из всего этого балагана-курьеза это стремление Жить! Недаром жена Мандельштама писала о пьесе Эрдмана " Это пьеса о том, почему мы остались жить, хотя всё толкало нас на самоубийство "
Образ получился очень сильным-трагикомическим и блестящим. А уж танец с трубой на поклонах так вообще услада для глаз.
Прекрасный дуэт-жена и теща Подсекальникова- Мария Лукьяновна и Серафима Ильинична- в исполнении Жанны Чирвы и Галины Галкиной. У Жанны Чирвы получился довольно трагический образ, который даже выпадает из плеяды других довольно комичных героев пьесы. Она действительно та, что любит своего мужа и готова за него и вкалывать за двоих, и последнюю рубашку снять, и лить слезы -горевать, идя за гробом. Теща у Галкиной получилась классическая,милые перебранки с зятем веселые украшения спектакля.
овершенно юмористически точные получились герои "доброжелатели", протянувшие руку с револьвером и предсмертными записками главному герою. Это озабоченный и предприимчивый Калабушкин (Алексей Ванин) со своей боевой подругой Маргаритой Ивановной в костюме Евы, практически (Илона Барышева). И шикарный борец-интеллигент велеречивый Гранд-Скубик (Андрей Санников). И парочка литератор-торговец в исполнении Сергея Бородинова и Константина Курочкина. Обворожительная Ольга Иванова в роли дивы Клеопатры Максимовны. И Ирина Сажина хороша в роли Раисы Филипповны. А уж Егорушка-курьер-марксист вообще потрафил мне) Михаил Белякович изумительно и страшно выразил сущность взглядов идейной толпы.

Хочется еще отметить сценографию. Всего-то табуретки, много табуреток..но они же и брачное ложе, и трибуна, и банкетный стол, и...катафалк. Как всегда необычно и здорово.

Спектакль получился динамичными, смешным и мудрым. Спасибо!

Галина 18 марта, 05:49

Наконец-то! Наконец-то я нашла именно такого "Самоубийцу", которого хотела. Несколько лет назад РАМТ снял с проката чудесного "Самоубийцу" в постановке Вениамина Смехова, и после этого мои попытки найти ему адекватную замену проваливались, все мне было не то. И вот, наконец, "ТО". Ура! В театре на Юго-Западе спектакль "Самоубийца" Валерия Беляковича - тот самый необходимый мне для этой пьесы микс из грубого гротеска, тонкого юмора (точнее, ироничной сатиры Николая Эрдмана, с чьим текстом обошлись очень бережно), драматичного отчаяния и безысходности, музыкальности и прекрасной игры актеров, при этом не тянущих одеяло на себя (ну была в одной из моих прошлых неудачных попыток посмотреть эту пьесу ситуация, когда актеры только что огонь не глотали, чтобы показать, что они умеют).
И очень понравилась чудесная (и уместная) находка обрамить это все живым цыганским ансамблем. Очень здорово. Живая музыка, скрипка, гитары, живые голоса и прекрасные цыгане. Неожиданно было видеть в цыганском хоре Карину Дымонт, она отлично вписалась в эту компанию цыганок в исполнении актеров-мужчин. Да, и в табор проник абсурд и немного сумасшедшинки )).
В цыганском лихом, неуправляемом разумом, вихре кружатся судьбы, кружится страна, кружатся персонажи пьесы. И уносит вихрь в угодную ему сторону все, что попадается на пути. Сметает с лица земли все человеческое. И вот уже жизнь конкретного маленького человека перестает иметь значение, а превращается в идею. Причем в чужую идею, не в свою. Точнее, в разные идейки. Налетев на еще живую жертву, рвут его на части птицы-падальщики, и каждый стервятник пытается урвать себе главное - чтобы жертва согласилась пасть именно за его идейку. "Вы не думайте - Вы пейте, Семен Семенович". За Вас другие уже все обдумали.
И весело все так, с банкетом, с речами, и не помнит никто о том, что за всем этим - дикий животный страх желающего просто жить человека.
Смешной спектакль. Страшный. Смотреть очень легко, весело, с музыкой, думать про него - тяжело.
Семен Подсекальников в исполнении Дмитрия Гусева жалок и смешон, но вдруг прорывается что-то изнутри такое, что понимаешь, как он страдает-то на самом деле.
Дмитрий очень хорош, но кто меня потряс, так это Жанна Чирва, которая играла Марию Подсекальникову, жену Семена. Большинство актеров делали упор на гротеск, а вот она привнесла настоящую драму. На псевдопохоронах она убивалась так, что я чуть было не поверила, что Семен на самом деле умер. Да и вообще, была очень убедительна в любой сыгранной ей сегодня сцене. Браво!
Ушел от гротеска и унесся ввысь и Сергей Бородинов в роли писателя. Ах, сколько экспрессии, но искренней, не смешной, серьезной, было в его речи о тройке.
Вообще, в сегодняшнем спектакле очень значимыми оказались маленькие роли, без них бы не сложилась эта уникальная мозаика. Помимо Сергея Бородинова, очень понравился Константин Курочкин, игравший торговца. Чудесная у них с Бородиновым сложилась парочка. То ли торговля - искусство, то ли искусство - торговля. А я разрывалась на части, так и не смогла решить, чего бы мне больше хотелось: чтобы Константин пел в цыганском хоре (ну очень я люблю, когда он поет) или чтобы остался в этой роли, до того был хорош. К цыганам его никто не отправил, конечно, но вот подпевать им он все-таки иногда подпевал мне на радость)).
Неожиданной была Клеопатра Максимовна, никак не думала увидеть в этой роли Ольгу Иванову, прикольно. Впечатлила.
А первый выход на сцену Илоны Барышевой - это очень смело)), ее экстравагантный прикид запомнится, я думаю, надолго.
Алексей Ванин тоже сыграл свою роль в столь неожиданном для этого актера ключе, что даже несколько шокировал))
А вот Михаил Белякович предстал в образе вполне привычном, но от этого ничуть не менее удачном, его Егорушка - это просто квинтэссенция сатиры на псевдоидейных товарищей, очень здорово.
Порадовал и Антон Белов, перевоплотившийся из брутального певца-цыгана в зашуганного глухонемого родственника из провинции.
В общем, повторюсь, калейдоскоп маленьких ролей сделал для меня сегодняшний спектакль ничуть не в меньшей мере, чем ведущие персонажи.
В пьесе есть еще один очень заметный, яркий персонаж - Аристарх Доминикович Гранд-Скубик. Играл его Андрей Санников. Хорошо играл. Где-то даже зловеще, не впадая в присущую ему комедийность. Над его словами смеялись, но это была именно сатира, не юмор, и я не могу его не упомянуть, это будет несправедливо. Но в силу моих личных (сугубо личных, честное слово, Андрей тут не при чем) причин угодить мне в исполнении этой роли до конца не сможет никто, поэтому я все-таки не буду давать оценку и писать о своем отношении к воплощению этого персонажа.
И еще одно, о чем невозможно не написать. Табуретки!!! Да-да, обычные деревянные табуретки. Юго-Запад не перестает удивлять сценографией. То у них железные заграждения превращаются в лихих коней, то еще какие-то железяки - во дворцы и храмы, а в "Самоубийце" - вот эти вот деревянные табуретки превращались то в супружеское ложе, то в смертный одр, то в трибуну, то в башню, то еще Бог знает во что. А как играли с ними актеры, блеск! Очень понравилось.
И вот это вот все вместе, приправленное чудесными голосами, составило на сцене замечательное действо, которое я с огромным удовольствием посмотрела.

Ия 24 декабря 2018, 01:29

Итак, пьеса из запрещенных к показу в 20 веке. Сейчас ее уже возможно представлять без получения китайского предупреждения от прокурора, и некоторые театры показывают эту весьма остроумную вещь Н.Эрдмана, на совсем не скучную тему сочетания личного и общественного, в самых разных позах.
Каково же это - быть небольшим человечком и винтиком, чего стоят большие идеи и общественная польза в сравнении с простыми радостями и печалями, страстно, энергично и как-то очень полноценно демонстрирует Дмитрий Гусев. Он, будучи в главной роли, безработного и отчаявшегося занять свое место в жизни, на сцене в клоунском наряде, который с ним вынуждены разделять жена и теща, такие же клоуны по жизни. Жена и теща (Галина Галкина, конечно, теща и самая что ни на есть настоящая, и Жанна Чирва – жена), правда, совсем уж марионеточные типажи, и жизнь их – набор прописанных телодвижений навсегда, а вот борьба Подсекальникова немного интересней и драматичней, напоминает бег курицы по двору, с отрубленной уже головой. Подсекальников исполняет свое па умирающего лебедя бешено и без остановок, при том совершенно не собираясь умирать всерьез. Хотя выясняется, что именно это отчего-то так нужно и поможет многим ребятам в нарядах гражданских. Курица, побывав лебедем, впрочем, надует всех и отклонит топор . И правильно, считаем и мы, зрители, поправляя свои белые комбинезончики, мы тоже хотим просто жить и получать зарплату, а не вот это все.
Отложим револьвер, хотя Санников Андрей – такой убедительный Аристарх Гранд-Скубик – бесподобно хорошо рассказывает, как именно хорошие люди могут выиграть от этого поступка.
И это вечный путь, похоже, выигрываем и выигрываем вроде бы постоянно.
Отставим пистолет, хотя Калабушкину Александру (Ванин Алексей) уже заплатили многие за трагический выстрел. И внезапно – Пересветова Маргарита Ивановна (Барышева Илона) сражает наповал – выходя в рискованном костюме. Вот это разоблачение!
Впрочем, тут нет ни одного неинтересного чем-либо и проходного персонажа
Бесподобно смешной курьер редакции Егорушка (М. Белякович), странненький гость из провинции (Антон Белов), блестящая Клеопатра Максимовна(Ольга Иванова)и несравненный писатель Виктор Викторович (Бородинов Сергей) – все они герои, а не массовка.
Даже на банкете в ресторане «Красный бомонд» их лица и поступки различимы. В те времена были цыгане популярны и романсы. Но в этом спектакле цыганский ансамбль – не приглашенный артисты на корпоратив, или музыкальный портрет эпохи - в ворохе красно-зеленых юбок, красной помаде и черных локонах– являет некий отстраненный символ, они – есть дзен, и смотрят на все со стороны, как боги, даже когда подпевают, не участвуют. Костюмы цыганок при всем этом обладают некоей театральной достоверностью, а вот цыган..широкие штаны, белые рубашки и кудрявые черные парики – все ж больше от французских графов, мушкетеров и парикмахеров. Пудры на парики не хватило, но элегантности, куртуазности и игривости – достаточно.

елена 18 декабря 2018, 02:39

16 декабря на сцене Театра на Юго-Западе «звезды сошлись»!!! Пьеса - признанный шедевр отечественной драматургии Николая Эрдмана, режиссер – гениальный Валерий Белякович, играют – самые именитые актеры Театра, среди которых аж девять заслуженных артистов России!!!
Действие спектакля начинает цыганский ансамбль, состоящий сплошь из звезд Театра, здесь и Олег Анищенко, и Карина Дымонт, и Александр Шатохин (просто вау!!!), и Максим Лакомкин, и один из моих любимчиков – Антон Белов, виртуозно играющий и знойного красавца-цыгана, и глухонемого мальчика из провинции!!!
А какая славная цыганочка получилась из брутального Владимира Курцебы, которого всего неделю назад я видела в роли Дона Гуана! Как эффектно он тряс плечами и перебирал юбками!!!
Цыгане не покидали сцену в течение всего спектакля и были очень органично вплетены Валерием Беляковичем в ее сюжет!
А сюжет-то был, скажем прямо, непростой…
Пьеса Николая Эрдмана «Самоубийца» при советской власти попала под полувековой запрет. Ее запрещали ставить вплоть до 90-х, настолько она "циничная, с отменным юмором и многозначительным подтекстом".
Ведь не зря Театр сделал ее одной из своих визитных карточек.
Фразы из пьесы – это просто афоризмы:
«При социализме человека не будет вообще».
«Помните, что интеллигенция соль нации и, если её не станет, вам нечем будет посолить кашу, которую вы заварили».
«Что останется от бабы, если взглянуть на нее с марксистской точки зрения?»
Жанр спектакля в программке указан как комедия. На деле – трагифарс!!!
И как точно передает это, прежде всего, Дмитрий Гусев, чей Подсекальников («самоубийца») трогателен и гомерически смешон одновременно.
Запомнился мощный его монолог, где он рассуждает о жизни, направляя себе в рот дуло револьвера, которая стоит между «тиком» (еще всё) и «таком» (уже ничего…).
Из интервью Д. Гусева:
«Подсекальников – это сегодняшний Дон Кихот, который бьется с ветряными мельницами. Его гложет то, что жена работает, а он не может себя найти, сидит у нее на шее. Но он не пассивен – он фантазирует. Это же надо придумать, что он на бейном басе заработает столько денег! Смерть начинает его вдохновлять, когда он понимает, что он вдруг становится кому-то нужен в этом процессе самоуничтожения. Но нет ничего дороже, чем жизнь. К этому приходит герой в конце спектакля».
Внимания заслуживают все актерские работы, здесь нет проходных ролей!
Особо отмечу «дуэт» жены Подсекальникова (Жанна Чирва) и его тещи (Галина Галкина – один (одна) из основоположников Театра!!!), которых до этого я видела, в основном, в массовках. Браво!!!
Пьеса, к сожалению, не утратила свою актуальность до настоящего времени и, с моей точки зрения, обязательна к просмотру!

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма