Спектакль Васса Железнова

Оценка редакции
Дата премьеры: 19 декабря 2003

Инсценировка знаменитого произведения Максима Горького о «владелице заводов и пароходов» Вассе Железновой.

Российский парадокс — все замешано на крови, но ничто, на крови замешанное, не держится. Рассыпается дом Вассы, хоть ничего не вообразить мощнее той опоры, имя которой Железнова. И сила богатырская, и ум мужской, и помыслы высокие, и цели праведные, но мир выходит из подчинения и оружием своим выбирает саморазрушение. Никакой силой не остановишь его, даже если для тебя преступление — что уборка, что сор в печку бросить, дабы из избы не выносить. Великая женщина в исполнении великой актрисы-консерватора вызывает диаметрально противоположные реакции: кто-то видит «на трибуне чудесным образом воскресшего члена Политбюро вроде Гришина или Зимянина», кто-то — «русский национальный характер».

Отзывы о «Васса Железнова»

yanys 30 декабря 2018, 11:36

Васса Железнова в МХАТ им Горького... наверное впервые за долгое время, попала на спектакль, где история, разворачивающаяся на сцене, обрушивается на тебя сразу. Есть ощущение, что ты заглянул в чужое окно, за которым идёт чья-то жизнь, только очень уж неприглядная эта жизнь. Жизнь, где пьянство, разврат, избиение беременной жены и смерть малолетних детей является обычным делом. Всё показано настолько обыденным, что становится страшно за героев, которые живут в этом кошмаре и уже даже не замечают этого. Они лишь стараются держать лицо и скрыть от общества истинную картину. Главное - внешние приличия.

Положительных героев нет. Разве что младшая дочь Людочка, да и та скорее блаженная, спрятавшаяся от окружающего ужаса в свой придуманный мир. Вроде бы она готова всех любить, но лишь только до той поры, пока в придуманный ею мир не начинают вторгаться. Она спряталась, ибо не выдержала действительности. Она единственная, кто в конце будет оплакивать мать. И от этой сцены у меня долго стоял ком в горле.

Вторая дочь Наталья, обозлившаяся на всё, тихо спивающаяся и уже ничего хорошего от этой жизни не ждущая. Иногда в ней мелькает что-то живое, человеческое. Вот она уговаривает Рашель выкрасть собственного сына, дабы вытащить его из этого всего, или пытается оберегать сестру, но все это ненадолго, мимолетно. Есть момент, когда она словно оживает, когда мать хочет отправить её за границу. Ей будто бы начинает казаться, что ещё возможно что-то изменить, но мать умирает раньше и эти планы вряд ли сбудутся, так как сил самостоятельно что-то менять в своей жизни у неё нет.

Даже приехавшая из-за границы бунтарка и революционерка Рашель, не является положительным образом. Да борется, но за что и против кого? И почему главной жертвой этой борьбы становится её собственный сын. Бороться против класса вообще, не вдаваясь в частности, толком не зная, тех людей против которых борешься, бросая при этом собственного сына....очень странно на мой взгляд.

Казалось бы и главная героиня, выскочившая замуж по большой любви в шестнадцать лет за весёлого, бравого капитана и оказавшаяся в кошмаре созданным разгульным пьяницей мужем, тоже должна была бы повредиться в уме, спиться, обозлиться или сломаться. Ибо мир, где тебя избивает и унижает муж, устраивая из дома практически бордель. Мир, в котором ты хоронишь одного за другим шестерых детей, вот-вот потеряешь седьмого, а две оставшиеся дочери настолько покалечены пережитым, что вряд ли от этого оправятся. Мир, где тебя не способен защитить твой собственный брат, да и не только не старающийся защитить, но ещё и пытающийся тебе всячески напакостить, подколоть, задеть. Такой мир невозможно вынести. Однако же, вынесла, и теперь тащит на себе все и всех. Вассу Борисовну нельзя назвать злой или жестокой. Она всего лишь выживает как может. Выживает, уговаривая мужа принять смертельный порошок, когда уже никакими взятками не удаётся не допустить над ним суда. Выживает, когда закрывает глаза на странную смерть горничной Лизы. Выживает, давая взятки. Даже, планируя донос на невестку, она лишь пытается выжить. Её поступки сложно оправдать, но другого способа выжить она не знает. Будничность тона, каким она рассказывает кусочки своей жизни, пугает больше её поступков. Она уверяет, что старается ради детей, но я не уверена, что это так. Ибо будучи сильной от природы, видит, что детей уже не вытащить, слишком уж они покалечены пережитым. Остается ещё надежда на внука, но и его она планирует воспитывать не сама, а нанимая учителей. Вырастет ли счастливым этот по сути брошенный мальчик. Чья мать и бабушка заняты каждая своим делом.

Татьяна Васильевна Доронина в этой роли очень убедительна. Её тембр, тон, взгляд, поворот головы... все работает на образ. Тяжёлый спектакль, благодаря ей, проходит на удивление быстро. Оторвать от нее взгляд невозможно. Удивительно, но на сцене она выглядит не сильно старше возраста своей героини, настолько сильна её энергетика. У меня нет слов, чтобы рассказать о своих впечатлениях о ней, но я очень благодарна за то, что удалось это увидеть и пережить.
Есть только одно но, иногда она говорит очень тихо, а акустика в зале такая, что любой шорох в зрительном зале, становится очень заметным и громким. И в этот момент, очень стараешься податься вперёд, чтобы не пропустить ни слова, вот только боюсь, что не всем это удается. Публика в зале, по большей части возрастная и им не слышно. Передо мной сидела пожилая пара, где жена периодически нашептывала мужу о чем речь.Но это всё же про особенности зала.

елена 17 сентября 2018, 01:40

15 сентября МХАТ им. Горького символично открыл сезон пьесой Максима Горького «Васса Железнова». В главной роли – гениальная Татьяна Доронина.
В моем детстве по телевизору очень часто показывали спектакль Малого театра с В. Пашенной и М. Жаровым.
Только недавно я узнала, что это второй вариант пьесы. С большим интересом посмотрела «Сады любви» в Табакерке и поняла, что первый вариант пьесы гораздо интереснее!!!
МХАТ им. Горького поставил второй, классический вариант. Режиссер Борис Щедрин не внес в него, слава богу, никаких ноу-хау по сравнению со знакомым мне с детства сюжетом.
Спектакль поставлен на Т.В. Доронину и держится только на ней.
Татьяна Васильевна меня просто сразила наповал!!! В 85 лет (12 сентября актриса отметила свой юбилей) играть с такой самоотдачей!!!
Перед нами предстает очень сильная женщина, волею судеб последние 15 лет управляющая пароходством и тянущая ОДНА на себе всю семью – распутных мужа и брата, двух дочерей и внука Коленьку.
С самого начала спектакля на Вассу обрушивается масса требующих решения серьезных проблем, как будто кто-то открыл ящик Пандоры!!!
И Татьяна Васильевна мастерски демонстрирует нам умение своей героини хладнокровно разрешать жизненные ситуации.
И в тоже время она очень достоверно показывает, что перед нами прежде всего любящая мать, готовая ради обеспечения будущего своих дочерей и внука пойти на любое преступление. Жестоко это? Да! Но ведь и судьба была к ней очень жестока – из девяти детей выжили только трое, да и то, сын Федор находится при смерти…
С какой болью актриса смотрит на портрет сына, когда его жена, революционерка Рашель, сообщает ей об этом!!!
Иногда из суфлерской будки актрисе подсказывали начало очередной реплики. И что? При таком накале эмоций немудрено, что можно забыть последовательность сцен. Но дальше актриса разражалась такими монологами, что ее памяти многие молодые могут только позавидовать.
Гениально сыграл небольшую роль Железнова Ю. Горобец.
Очень органичен в роли брата Вассы - Прохора Храпова был А. Самойлов.
С остальными же актерами (прежде всего актрисами) просто беда!!! Особенно с Рашель (Л. Матасова)…
Очень много негативных отзывов и критиков, и зрителей об этой постановке. Во многом, что не затрагивает игру Татьяны Дорониной, я с ними согласна.
При этом с такой радостью прочитала статью Сергея Есина «На сцене - русский национальный характер», в которой автор полемизирует с критиками и дает свою оценку спектаклю (http://archive.li/Yo7i).
Вот цитаты из нее:
«После болтающихся полотен, после черных сукон, после металлических конструкций, после футуристических лестниц на сценах театров, после мостков-канатов и огромных, во всю сцену, кроватей - с какой-то затаенной ностальгирующей радостью смотришь на обычный театральный интерьер…»
«В зале все напряжено. Занавес зловеще закрывается, уходит волжский пейзаж, прекрасные декорации Владимира Серебровского. И тут я впервые ощущаю справедливость одной старой мхатовской особенности: после такого спектакля не хочется мгновенно вскочить, бить в ладоши, нести цветы - наступает тяжелая, опустошающая пауза. Занавес закрылся, подрожал - и только после этого ты начинаешь хлопать, потому что уже понимаешь, что случилось крупное событие и в твоей жизни, что этого ты никогда не забудешь».
Лично для меня крупным событием этот спектакль стал прежде всего из-за возможности насладиться игрой ВЕЛИКОЙ АКТРИСЫ!!!

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 6)

Читайте про другие
события

Актеры «Васса Железнова»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма