Отзывы о "Господин Пунтила и его слуга Матти"

Оценка редакции
Елизавета Ефремова 22 января 2020, 02:30

В филиале "На Сретенке" театра имени Маяковского недавно мы посмотрели совсем небрехтовский спектакль по пьесе Бертольда Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти». В этой пьесе не поднимаются остросоциальные темы, нет призывов к классовой борьбе, это скорее народная байка о слуге и хозяине типа "Сказки о попе". Пьеса написана на финской почве, а потому в ней, как и в спектакле много финского колорита. Просто наслаждение наблюдать за взаимодействием на сцене заглавного дуэта: хозяина имения Пунтила (Михаил Филиппов) и его шофера Матти (Анатолий Лобоцкий) - они как бы Дон Кихот и Санчо Панса, только поменявшиеся местами: кругленький, жадный, хитрый Кихот и длинный, грустный, аскетичный Санчо. Спектакль состоит как бы из отдельных скетчей и миниатюр в которорых принимают участие как ветераны сцены, так и новое поколение актеров. Очень смешны переполненный чувством собственной значимости Атташе (Евгений Парамонов) и хозяйственная зануда Пасторша (Анна-Анастасия Романова). Перезревшая дочка Пунтиллы Ева (Зоя Кайдановская) недалеко упала от яблони своего папочки: извалованная, взбаломашная, меняющая свои желания как флюгер под порывами ветра. Очень трогательны обманутые невесты Пунтиллы (Оксана Киселева, Ольга Ергина, Мария Фортунатова, Юлия Самойленко), понимающие что им ничего не светит, но пришедшие в имение в надежде хоть погулять на чужой свадьбе. Даже крохотные образы официанта (Максим Разумец) и пианиста (Александр Браже) запоминаются своей трогательностью и безропотным терпением, а что уж говорить о горничной Фине (Наталья Палагушкина) в весьма юные годы мудро существующей в сложном мире имения Пунтиллы. Пространство спектакля создано замечательным театральным художником Сергеем Бархиным: крохотная деревушка прилепленная в белой безграничности хвойных лесов. Именно в таком уединении особо разгуливается самодурство хозяина, чувствуещего себя удельным князьком. Господин Пунтилла подобен двуликому Янусу: будучи пьяным он душка и либерал, а в трезвости - свирепый самодур. Но о своей выгоде он не забывае в любом случае и ничего не сделает себе в убыток. Режиссер спектакля Миндаугас Карбаускис поставил филигранно смешной спектакль, скрывающий в своей сущности грустную картину жизни.

Ия 6 декабря 2019, 03:42

Бертольд Брехт на сцене театр Маяковского.
Сцена на Сретенке – такая вдохновительная.
Коллекция куколок актеров, пахнет деревом, и закоулки – темные-претемные.
Итак, комедия.
Предыстория которой такова.
Приехал как-то драматург в Финляндию, по приглашению Хеллы Марии Вулийоки.
Она, дама весьма левых взглядов, хлопотала о виде на жительство для Б.Брехта и его семьи.
А также сделала наброски пьесы-фарса «Хозяин поместья Исо-Хейккиля и его слуга Калле», которую Бертольд Брехт прочел, переработал, и поставил уже как свою в рабочем театре в Финляндии.
И, кстати, в качестве автора, писательницу указал. Пока в Финляндии было дело.
А вот в Цюрихе, через 2 года, под названием «Господин Пунтила и его слуга Матти», с указанием авторства Б.Брехта пьеса была поставлена в «Шпильхаузе»
Некогда она шла и в ЦАТРА, вот ведь как.
Однако сейчас замолвим об актуальном, свежем и волнующем.
То есть о постановке в театре Маяковского.
Во-первых, она получилась длинная и очень веселая. Оказывается, это сочетается.
Никогда-никогда нам не надоест смотреть на пьяниц в постановке Миндаугаса Карбаускаса.
Вот лежит судья (Дмитрий Прокофьев), ему составляет компанию добрейший человек, богатый деньгами, коровами и дочерью. Господин Пунтила, которого феерически представляет Михаил Филиппов. Очень крутой актер. Энергия, обаяние плюс много чего еще, о чем не знаю.
Но вот и Матти-шофер (Анатолий Лобоцкий), по всему ничуть не хуже. К ним прибавить финских женщин нужно.
Смешная, гордая, неловкая и капризная Ева, дочь Пунтилы. Ее играет Зоя Кайдановская – глаз не оторвать. Ну и женский финский ансамбль – чумовые «невесты» Пунтилы
Фармацевтка (Ольга Ергина, аутентичная, я так о финках думаю, что все должны быть как она, а когда в бусах красных - огонь), коровница (Мария Фортунатова, куда там, с такими нежными руками, шпионка советская, а не коровница), Эмма-самогонщица (тут все при ней, брюнетка знойная Оксана Киселева, поет и наливает), телефонистка (Юлия Самойленко, манерная девица)
Смешное кроется в том, что Ева выходит замуж за дипломата. (дочь Хеллы Марии Вулийоки, по имени Ваппу была замужем как раз за финским политиком и дипломатом Сакари Туомийя, так что тёща этого злосчастного Сакари явно жжет по поводу атташе вчерную, и Брехт это не выкинул из пьесы). Атташе играет Константин Константинов, ему трудно, никто не любит. Ни невеста, ни тесть (еще и мерзкой рожей называет), и все завидуют. .
В тот время как за пианино сидит Александр Браже, худой до крайности и без волос (для жалостливости?)
В общем, все страшно интересно. Даже когда Бертольд Брехт ни к селу ни к городу втыкает персонажа – учителя-коммуниста с детьми. Детишки-то очень милы, особенно когда пляшут отдельно. Но чувствуется – лишние люди, хоть и симпатичные.
Весь анекдот творится на фоне инсталляции из 115 бутылок прозрачного стекла. Красиво!

Catherine 30 октября 2019, 07:42

Действие спектакля «Господин Пунтила и его слуга Матти», который поставил театр Маяковского, происходит в Финляндии, в поместье Пунтилы и в ближайшем к нему городке. И это неудивительно, ведь автор, Бертольд Брехт, писал эту вещь, проживая в Суоми. Он переехал туда в 1940 году, спасаясь от преследования нацистов. Тем не менее, все события могли бы иметь место в любой другой стране, кроме социалистических государств. Потому что характеры достаточно типичны. Один из главных героев – господин Пунтила (Михаил Филиппов), богатый помещик. В пьяном виде это рубаха-парень, который готов взять на службу всех безработных, жениться на коровнице и выдать дочь за шофера. Проблема в том, что, протрезвев, Пунтила становится груб, неоправданно жесток и высокомерен. Сначала отдать кошелек шоферу, а потом обвинить его в воровстве? Не вопрос. Пригласить к себе на праздник людей, а потом выгнать их вон? Тоже в порядке вещей.

Его противоположность – это шофер Матти (Анатолий Лобоцкий). Человек умный, честный и здравомыслящий. Поначалу он пытается понять и урезонить хозяина. Но потом осознает, что все его эскапады – это не просто вздорный характер, а спесивое осознание своего классового превосходства, что куда хуже.

Спектакль густо населен, в нем много колоритных персонажей. Это и разорившийся, но пытающийся изо всех сил сохранить лицо атташе (Евгений Парамонов). И дочь Пунтилы Ева (Зоя Кайдановская), собирающаяся замуж за атташе, чтобы угодить папеньке, но питающая нежные чувства к шоферу. И служанка Фина (Наталья Палагушкина), порывистая и расчетливая, резкая и нежная. И Эмма-самогонщица (Эмма Киселева), все еще надеющаяся, что будет и на ее улице праздник.

Очень хороша работа художника по костюмам Натальи Войновой. Герои одеты просто, но их одежда отражает как дух времени, так и их классовую принадлежность. Рубахи, пиджаки и сапожки у женщин из народа, смокинги и вечерние платья у господ. Черная пара или тройка с ярким жилетом у Пунтилы и немаркие коричневые пиджак и брюки, заправленные в сапоги у Матти.

Минусы.
Образ пасторши. Мы видим даму в длинном вечернем платье, со сложной прической и в шляпке. Я в целом верю в то, что даже в глуши могут водиться такие леди. Но тогда почему разговор она ведет исключительно о способах засолки грибов, а не о книгах и театре или, в крайнем случае, о модных тенденциях и кутюрье?

Резюме. Пьеса хороша и не устарела ни на секунду. Надо брать.

Лидия 6 ноября 2012, 01:18

На мой взгляд, спектакль абсолютно "несмотрибельный".
Чтоб понять, о чем в принципе, там идет речь, мне кажется, требуется неплохое знание литературного первоисточника и глубокое уважение вместе с любовью к режиссеру, который взялся это ставить на московской сцене.
В противном случае нет смысла терять время.
Эта говорильня длится 3.5 часа, событий практически не происходит, один сплошной треп. Даже прекрасные актеры спасти это безобразие не в состоянии.
Народ со вчерашнего представления уходил толпами. Мы остались только из уважения к артистам (сидели в этом плане неудобно).
Впервые в жизни у меня осталось столь отвратительное впечатление от посещения театра в целом и театра Маяковского - в частности. К слову, с появлением нового главрежа и сам театр стал выглядеть, на мой взгляд, намного хуже. Но это дело субъективное, конечно...

Лидия 6 ноября 2012, 01:18

На мой взгляд, спектакль абсолютно "несмотрибельный".
Чтоб понять, о чем в принципе, там идет речь, мне кажется, требуется неплохое знание литературного первоисточника и глубокое уважение вместе с любовью к режиссеру, который взялся это ставить на московской сцене.
В противном случае нет смысла терять время.
Эта говорильня длится 3.5 часа, событий практически не происходит, один сплошной треп. Даже прекрасные актеры спасти это безобразие не в состоянии.
Народ со вчерашнего представления уходил толпами. Мы остались только из уважения к артистам (сидели в этом плане неудобно).
Впервые в жизни у меня осталось столь отвратительное впечатление от посещения театра в целом и театра Маяковского - в частности. К слову, с появлением нового главрежа и сам театр стал выглядеть, на мой взгляд, намного хуже. Но это дело субъективное, конечно...

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 7)

Рецензии

«Господин Пунтила и его слуга Матти»: ни слова о политике

В Маяковке Карбаускис поставил «беззубого» Брехта.

20 ноября 2012, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / драма