Отзывы о "Безрукий из Спокэна"

Оценка редакции
Гастроли
Мария Мария 18 ноября 2020, 06:26

Хотели бы увидеть пьесу с чёрным-пречёрным юмором, где всё время стреляют, ругаются, запугивают друг друга до смерти, кидаются чужими отрезанными руками, и всё это безумно смешно? И просто безумно. Тогда чёрный гроб на колёсиках Безрукий из Спокэна уже идёт к вам.

Поначалу нас изрядно заинтриговало уже название спектакля. Ещё интереснее стало, когда выяснилось, что автор пьесы — самый необычный драматург современности ирландец Мартин Макдона. Законный продолжатель дела Беккета, Шоу и Флэнна О’Брайена.

Ценителям кино Макдона знаком в качестве режиссёра таких культовых лент, как «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов» и «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури». Также он выступил продюсером эталонного образца ирландской чёрной комедии — «Однажды в Ирландии». Убедительный послужной список, не правда ли?

Кроме того, Мартин Макдона пишет пьесы, которые с успехом ставят на сценах всего мира: «Калека с острова Инишмаан», «Череп из Коннемары», «Лейтенант с острова Инишмор». Сама пьеса «Безрукий из Спокэна» показалась мне довольно странной, отчего стало ещё любопытнее — что же из неё сделают в театре.

Антрепризу «Безрукий из Спокэна» мы смотрели в Фольклорном центре Людмилы Рюминой. Сам театр весьма достоин посещения, он небольшой, но очень милый, с уютным залом. Советую приходить пораньше, чтобы совершить небольшую самостоятельную экскурсию по центру, чтобы рассмотреть выставку великолепных сценических костюмов певицы.

В спектакле задействованы всего четыре актёра, зато какие! Владимир Большов в роли мистера Кармайкла, который 27 лет безуспешно ищет по всей Америке отрезанную в детстве руку, весьма брутален, опасен и убедителен. Прекрасно выступили Иван Иванович в роли глуповатого и чувствительного торговца травкой Тони и Ярослава Славская в амплуа его бестолковой подружки.

Но больше всего поразил Илья Глинников (известный широкой публике как Романенко из «Интернов») в роли безумного портье. Он — настоящая звезда спектакля, буря энергии и фейерверк эмоций. Как-то даже не ожидала от него такого серьёзного перевоплощения. Неожиданно и очень-очень здорово. Глинников, конечно — прирождённый и очень талантливый комический актёр, думаю, его ждёт большое будущее.

Сам спектакль — трагикомедия с абсурдным сюрреалистическим сюжетом и настоящим фирменным ирландским чёрным юмором. И хотя происходящее на сцене очень-очень смешно, но заставляет и о многом задуматься. О том, что бессмысленная и беспричинная жестокость и злоба порождают целую цепочку зла. Которая затем может замкнуться на том, кто её начал. Как говорил Борис Гребенщиков: — Не нужно продолжать цепь зла. Нужно научиться обрывать её на себе.

О том, что месть — жёсткое и невкусное блюдо, что в горячем, что в холодном виде. И никому она не приносит морального удовлетворения, и ничего не способна исправить. О том, что нельзя жить прошлым, нужно уметь прожить, пережить, простить и забыть. И все только выиграют от этого.

Отдельно хочу сказать о декорациях — они довольно лаконичны, но при этом очень продуманны, в большой степени создают дух происходящего на сцене и полностью погружают зрителей в атмосферу современной провинциальной Америки.

В общем, несмотря на абсурдный сюжет и обилие «чернухи» спектакль «Безрукий из Спокэна» заставляет изрядно посмеяться, а также оставляет удивительно хорошее, приятное послевкусие. Браво актёрам и постановщикам. Спасибо за эмоции!

светлана 11 ноября 2020, 05:21

Продюсерский центр SlavskaYa Production поставил спектакль "Безрукий из Спокэна". Спектакль поставлен по пьесе Мартина Макдонаха, написанной в 2010 году. Действие спектакля развивается в номере небольшого отеля, расположенного в Америке. Действующих лиц всего четверо: главный герой - Кармайкл, портье - Марвин, темнокожий торговец марихуаной - Тоби и его подружка - Мерилин. Свел их вместе очень странный и невероятный случай. Будучи подростком Кармайкл остается без кисти руки, это событие меняет всю его жизнь. Он отправляется на поиски виновных, а самое главное - своей руки... Тоби и Мерилин, мелкие жулики, решают продать Кармайклу руку из музея естествознания, выдав ее за руку главного героя. Встречаются они в номере отеля, где и начинается вся эта нестандартная, абсурдная и полная черного юмора история...
При всей своей кажущейся неадекватности и агрессивности, главный герой очень привязан к своей маме и сильно переживает за нее. Вообще по ходу спектакля я прониклась симпатией к нему. А вот Мерилин и Тоби хотелось проучить за их выходки, причем не только главному герою, но еще и портье. Он тоже в свое время пострадал от жуликоватой парочки и не очень торопился помочь им.
Все действие спектакля проходит в одной локации - номере отеля. Но зато какой это номер - декорации просто восхитительны. Тут все продуманно до мелочей: цвет обоев, настольные лампы и бра, вся мебель и раскрывающееся окно. Музыка отлично подобрана, особенно в моментах танцев портье. Вообще танцы заслуживают отдельного упоминания - это целые номера от Ильи Глинникова, достойные отдельных аплодисментов.
Мои симпатии, толи благодаря прекрасной игре актеров - Владимира Большого и Ильи Глинникова, толи просто благодаря характерам их персонажей, были полностью на их стороне. Хотя именно они и представлены сумасшедшими и шизофреническими. Но монологи, раскрывающие их страдания и сущность, полностью меняют взгляд на них. Их действия перестают казаться такими уж неадекватными и нелепыми. Зритель видит их переживания, боль и одиночество. Не зря почти в конце спектакля Марвин предлагает Кармайклу свою дружбу.
Тут мне кажется, и кроется смысл спектакля. Что иногда мы по первым впечатлениям составляем неверное мнение о поступках людей, не разобравшись в ситуации. И что за маской жестокости может скрываться очень ранимый человек. Еще одной мыслью которую явно доносит автор пьесы является, как говорит Кармайкл : "Не рой яму другому - сам в нее попадешь". Это уже к компании Тоби и Мерилин, которые в погоне за легкими деньгами готовы на обман, совершенно не думая, что их может ждать расплата. Правда для них история заканчивается хорошо, они получают лишь серьезный урок.
Спектакль смотрится очень нестандартно, это не классический театр. Но в этом вся его прелесть, через такую абсурдную ситуацию изложить историю наших героев. Смотрится на одном дыхании, время пролетает совершенно не заметно и даже не хочется расставаться с уже почти родными персонажами. Советую всем, кто любит черный юмор и нестандартный подход к театру.

elmirassainova 19 марта 2020, 10:43

Ещё в понедельник благодаря удалось побывать в ставшем теперь в условиях новой реальности роскошном месте - "Театриуме на Серпуховке". Зрители пока ещё не знают, что вот-вот выйдет указан, ограничивающий культурные и прочие мероприятия со зрителями численностью более 50 человек.
Перед спектаклем заглянула в официальный Инстаграм-аккаунт театра. Рассказывают о мерах безопасности. При входе и в гардеробе сотрудники в медицинских масках. А зрители, в том числе и я, радуются, что спектакль будет проходить на 2-м этаже, в Малом зале. Сверху что-то вроде балкончика, на котором расположилась пресса и фотокорреспонденты очень тщательно снимали спектакль. Там стоят обычные стулья, проход к ряду только в середине и с одного края, немного тесновато, но, когда действие увлекательное, лишний раз не задумываешься о том, чтобы поменять своё местоположение.

Сам спектакль - это шикарный бенефис 4-х прекрасных актёров:

Кармайкл - Владимир Большов
Марвин - Илья Глинников (муж радостно узнал "Романенко" -)
Тоби - Иван Иванович
Мерилин - Ярослава Славская

Трагическая история мужчины из Спокэна в исполнении брутального Владимира Большова по трагическому стечению обстоятельств находит свою развязку в номере захолустного отеля, в котором будет и похищение, и удержание заложников, и набор отрезанных конечностей и маниакальное желание обрести утраченную часть себя. Потратить лучшие годы жизни на отмщение и поиск отрезанной руки... ух, ну и жути наводят некоторые моменты. Стрельба заставляет подпрыгнуть впечатлительных зрителей, пластичный танец Марвина - почти пуститься в пляс, и чувственное исполнение Мерилин "ножкой эть" явно доказывает правильный выбор имени главной героини. Незримо там, кстати, присутствует и 5-й персонаж, мама Кармайкла.
Спасибо ирландцу МакДонаху, написавшему пьесу и режиссёру Сергею Федотову, поставившему этот спектакль.

Анастасия 25 января 2020, 03:32

Я прочитала много хороших отзывов про спектакль «Безрукий из Спокэна» и поэтому очень хотела на него сходить. В минувшее воскресенье мне это удалось, заодно побывала и в театре «Модерн», где очень интересное новогоднее оформление.
Главный герой — мистер Кармайкл (Владимир Большов) — очень целеустремленный человек, 27 лет жизни он посвятил поиску отрезанной руки. Хотя по сути занятие то бесполезное, он же ей ничего сделать не может. Но с другой стороны и он всё время при деле, и от мамы он далеко и может ограничиваться телефонными звонками.
На его беде хочет подзаработать парочка, торгующая марихуаной — Тоби (Иван Иванович) и его подружка Мерилин (Ярослава Славская). Но в итоге они оказываются в номере Кармайкла прикованными к батарее. Пожалуй, первая постановка, когда мне про одного из любимых виктюковских актеров и сказать-то нечего.
Но самый яркий герой этого спектакля портье отеля Марвин (Илья Глинников). Потрясающие танцы (под «I Feel Good» — James Brown), трогательный монолог о друге — честно говоря, не ожидала от этого актера таких перевоплощений, была приятно удивлена.
Очень понравились декорации — классический номер отеля. При чем декорации не меняются по ходу постановки, а атмосферность придается при помощи смены освещения.
В целом, как мне показалось — это очень интересная и необычная черная комедия, которая смотрится на одном дыхании.

Ирина О. 22 января 2020, 10:11

Безрукий из Спокэна. Продюсерский центр "SlavskaYA Production" на сцене Театра Модерн. 19.01.2020.

Однажды человек по фамилии Кармайкл при довольно странных обстоятельствах потерял руку — не перчатку, не протез, а именно кисть руки. С тех пор прошло 27 лет, а он, объезжая Америку с запада на восток, с севера на юг, встречаясь с самыми разными людьми, всё ищет потерю.
По логике — это странной действие. Ведь, по сути, отрезанная от тела рука, даже будучи найденной, не нужна ни на что: ею ни порисовать, ни пуговицу застегнуть...
В общем-то, если подумать, Кармайклу не столь нужна рука, как утерянный предмет. Это просто возможность занять себя делом, разъезжая по разным местам и общаясь с такими же, как он сам, не слишком умными, но всё же нестандартными людьми (в городке, где происходит действие, судьба сводит его с молодой парочкой, торгующей марихуаной — а изредка и отрезанными руками, а также портье со странностями).
А еще — дальние поездки дают Кармайклу возможность как можно реже видеться с мамой. Которую он, конечно, очень любит. Но которую терпеть не может.

В принципе, неожиданное завершение его многолетнего дела (а как именно это произошло — посмотрите сами), лишает этого одинокого человека тяги к продолжению жизни. Но — не случайно же не сработала зажигалка. Да и возможный его прыжок в окно вполне можно трактовать не как попытку самоубийства (вряд ли в отеле 17-й номер расположен на очень высоком этаже), а как попытку скрыться от полиции: вряд ли та признает совсем невиновным человека с канистрой бензина и чемоданом отрезанных рук...
Может, это просто конец одной и начало другой, не менее интересной и, одновременно, безумной истории.

Для меня эта постановка имела один сильный «магнит»: Кармайкла играл Владимир Иванович Большов, актер Сатирикона.
Очень к нему хорошо отношусь. Он удивительно умеет скрывать под внешней серьезностью целые пласты иронии, которые вдруг вырываются наружу этаким фейерверком. Да и вообще — лицо у него обычно бесстрастное, а в глазах такие чёртики прыгают... и в уголке губы полуулыбочка прячется.
Вот появилась возможность увидеть артиста вне сатириконовской сцены — как не воспользоваться!

Мария 21 января 2020, 10:22

В минувшие выходные нам довелось посмотреть историю о человеке, посвятившему 27 лет жизни поиску ... своей же отрезанной руки. Автор пьесы Мартин МакДонах и режиссер Сергей Федотов во всех красках (целый чемодан чьих-то кистей, не подошедших главному герою) показали зрителю насколько маниакальным может быть стремление к достижению своей цели. И средства не важны! И вот очередная попытка найти свою руку с татуировкой (которая еще сыграет злую шутку с парочкой обманщиков) развернулась перед глазами посетителей театра "Модерн". Не буду усугубляться в детали сюжета, скажу только, что мрачная и давящая атмосфера пьесы искусно переплетена с нереально смешными ситуациями и колоритными героями. Примечательно, что роль портье Марвина исполняет актер Илья Глинников, сыгравший Романенко в сериале «Интерны». И я никогда бы не подумала, что этот морально "тяжелый" спектакль может быть так удачно разбавлен акробатическими номерами в исполнении И.Глинникова. Зал просто взорвался аплодисментами, настолько это было потрясающе.
На сцене в этом спектакле зритель видит только 4 актеров, которые умело раскрыли свои образы. Помешавшийся на безумных поисках руки Кармайкл в исполнении Владимира Большова, классический блюститель за порядком портье Марвин - Илья Глинников, темнокожий Тоби - торговец наркотиками - Иван Иванович и его туповатая подружка Мерилин - талантливейшая Ярослава Славская. Каждый персонаж очень гротескный, причем в первой части спектакля все происходящее воспринимается как комедия, а после антракта постепенно краски сгущаются, главный герой становится все более зловещим и зритель понимает, что данная постановка в первую очередь все же драма.
Мне очень запомнился режиссерская идея смены освещения в комнате и за окном вслед за сменой настроения главного героя. Благодаря этому забываешь об отсутствии смены декораций (все развитие сюжета происходит в гостиничном номере) и возникает ощущение, что перед тобой развивается целая американская эпоха рекламы, наркотиков и бродвейских мелодий.
Кстати из музыкального сопровождения мне запомнился трек Джеймса Брауна "I got you", который был подобран великолепно.
Советую этот спектакль к просмотру всем тем, кто хочет получить от театра что-то новое, ну и любителям современных постановок.

alena_lena_84 27 декабря 2019, 05:45

За последнее время слышала много положительных отзывов о Театре «У Моста», ведь он первый в России поставил спектакли по пьесам Мартина МакДонаха и даже проводит Международный фестиваль его имени. Для тех, у кого плохая память на фамилии, как у меня, напомню, что Мартин МакДонах режиссёр, сценарист и продюсер фильмов «Семь психопатов» и «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», режиссер и сценарист «Шестизарядника»и «Залечь на дно в Брюгге». Думаю, какие-то из этих фильмов вы, наверняка смотрели, и они не оставили вас равнодушными. В общем, я не могла пропустить спектакль «Безрукий из Спокэна».
На сцене комната отеля с типично американскими картинами на стенах – кадры из фильмов начала прошлого века, Статуя Свободы, высеченные в скалах первые президенты. Кажется, что действия тоже будут совсем не в нашем времени. Но нет, я ошиблась, мы видим страну победившей толерантности, ибо Мэрилин хочет, чтобы ее бойфренда обязательно называли афроамериканцем, а не другими обидными словами, обозначающими его расовую принадлежность.
Сюжет заключается в том, что Кармайкл ищет свою, 27 лет назад отрезанную руку. Парочка, торгующая травкой, решила подзаработать, стащив из музея чью-то кисть. Но они не знали, что Кармайкл хочет купить именно свою руку с татуировкой, и что они очень пожалеют о своем обмане. Ведь если бы не портье, который только и ждет, чтобы в его отеле стали происходить страшные вещи и ему пришлось бы кого-нибудь спасать, не факт, что они вышли бы живыми из этой истории.
Любимец публики именно портье Марвин (Илья Глинников – Романенко из «Интернов»). Я слышала, как мои соседки говорили, что вот сейчас будет их любимый монолог о зоопарке. Действительно, монолог был трогательный. А уж танцы – просто бомба. Я таких движений раньше никогда не видела даже. На это стоит сходить посмотреть еще разок, как многие и сделали.
Для меня суть спектакля в противопоставлении одиноких, и, вследствие этого, странных людей – Кармайкла и Марвина, паре – Тоби и Мэрилин, которые хоть и не всегда, но все же поддерживают друг друга. Возможно, МакДонах заложил в свою пьесу другой смысл, но я увидела именно такой.
Если вы еще не видели «Безрукого из Спокэна», то обязательно посмотрите эту мрачную и тяжелую пьесу с уморительно смешными ситуациями и выразительными героями.

Татьяна 2 декабря 2019, 02:58

Люблю пермский театр "У моста" в том числе и потому что он главный "специалист" по постановкам по пьесам моего любимого Мартина Макдонаха.

"Безрукий из Спокэна" - это постановка хоть и театра из Перми, но с московскими актёрами. Я смотрела на сцене "Театриума на Серпуховской", а следующий показ будет 23 декабря уже на сцене Театра на Мало Бронной.

Люблю чёрный юмор с нотками грусти Макдонаха. Вроде шутки грубые, как и в большинстве своём и его герои. Но жутко грустно за них... И в этой пьесе фигурируют отрезанные руки или разборки с наркодиллерами или кражи имущества, но при этом понимаешь, что все тут довольно несчастные... Какая уж тут счастливая жизнь, если единственное существо, к которому привязан один - это обезьяна, а цель жизни второго - найти свою отрезанную руку... Второй вроде бы и мать имеет, родня, вроде как не одинок. Но разговор с ней явно показывает, что до привязанности далеко. Разве что долг сыновний..
Грууустно... Одиночество - бич современного мира. И насилие от незнающих любви и ласки.
Не, конечно, это комедия, не поспоришь. И я правда просмеялась весь спектакль. Но если подумать, то такая тоска берёт....

Владимир Большов в заглавной роли тут совершенно очаровательный, хоть и угрюмый. Он довольно брутальной внешности, но обаятельный. Зловещесть одним своим видом не навевает. Но его суровая и вежливая (хоть мат и проскальзывает, но это от чувств-с) манера речи выдаёт, что с ним шутки плохи! А уж если присовокупить пистолет, канистру с бензином и зажигалку и отрезанные руки, то злодей канонический! Но не злодей он никакой... А просто несчастный человек. Даже в этом эпизоде именно его хотели обдурить... Ну, небольшое превышение допустимой самообороны :-)))). К тому же его чудаковатая мамаша. И вот тут задумаешься, до чего доводит одиночество... Да и данные статистики прям совсем грустную ситуацию показывают...

Роль странноватого (а кто тут не странный?) портье Илье Глинникову очень идёт - не поспоришь! Несколько недалёкий, но злопамятный. Напоминает шкодливого ребёнка, не до конца осознающего серьёзность очередной своей проказы. Конечно, в танцевально-акробатических моментах прекрасен!

На фоне всех остальных реально чудаковатых персонажей, герой Ивана Ивановича явно самый здравомыслящий, который и понимает опасность ситуации, и пытается, хоть, может, не очень эффективно, избежать трупов в данной истории. Но его попытки импровизации начисто глушились "понятливостью" Мерилин и статистическими выкладками Марвина.
Повторюсь, может, не такой яркий, как остальные, но что называется достоверный в критической ситуации. Мне он очень понравился.

И четвёртый персонаж - единственная дама на сцене - Ярослава Славская в роли боевой блондинки с не очень шустрой мозговой деятельностью. Но как обольщала! Как ратовала за афроамериканцев! И ноги! Вот даже я засматривалась.

Ирина 16 апреля 2012, 11:39

Замечательный спектакль «Безрукий из Спокэна»!!! Очень понравился!!! Артисты играли блестяще. Спасибо Сергею Федотову и артистам театра «У моста»!!!

Alexandra Veber 15 апреля 2012, 05:31

Очень понравился спектакль!
Будто смотрела в Кинотеатре, что-то такое из старой америки, очень точно!)) а запах бензина, чувство постоянной опасности вдруг заставляли возвращаться на землю и осознавать, что это все происходит на сцене, а не на экране, передо мной, в живую! )))ощущения потрясающие))) спасибо актерам)

Fleur 14 апреля 2012, 03:07

"Однорукий из Спокена" - первая пьеса Мартина Макдонаха не об Ирландии, а об Америке. Перед постановкой этого спектакля авторы попросили зрителей принести в дар театру большие куклы и "резиновые руки из магазина приколов".

"Однорукий..." - уже пятая постановка по пьесам ирландского драматурга в театре "У Моста". Предыдущие четыре были "островными" пьесами - о забытых богом и людьми жителях ирландских островов Коннемара и Инишмаан.

"Однорукий из Спокена" - первая пьеса Макдонаха не про Ирландию, а про Америку: Спокен (или Спокан) - город в штате Вашингтон. Но здесь те же странноватые герои и то же изолированное пространство. Пусть не остров, но комната в дешевой провинциальной гостинице, куда главный герой - однорукий мистер Кармайкл - входит и выходит исключительно через окно по пожарной лестнице. И, пожалуй, эта американская пьеса выглядит лаконичнее и проще: здесь нет ни длинных смачных диалогов, ни обилия гротескных подробностей, ни плеяды персонажей "с судьбой", полной абсурда, жестокости и неизбывной тоски, за которыми просвечивают сострадание и любовь автора.

Здесь есть мистер Кармайкл (его в разных составах играют Иван Маленьких и Владимир Ильин), стареющий бесприютный бродяга, который уже 27 лет колесит по стране с загадочным чемоданом в поисках того, чем он никогда не сможет воспользоваться. Когда-то в детстве банда хулиганов взяла маленького Кармайкла за руку и положила ее на рельсы, чтобы посмотреть, как поезд отрежет ребенку кисть. Поезд отлично отрезал кисть, хулиганы помахали ею окровавленному мальчику и ушли. С тех пор мистер Кармайкл ищет свою руку, ищет беззлобно, без желания мести. Но полноценную жизнь, которая для него осталась в глубоком прошлом, свое беспечное, нормальное детство, он ищет фанатично и озлобленно.

Вся история мистера Кармайкла вполне могла бы уложиться в один стремительный акт. Кармайкл остановился в гостинице, куда ему в расчете на щедрую награду приносит очередную чужую руку парочка юных любовников - негр и яростная блондинка (Марина Бабошина). Расстроенный подменой руки мистер Кармайкл пристегивает горе-любовников наручниками к батарее и оставляет их в номере с горящей свечой в канистре бензина. В конце концов, облив этим бензином гостиничный номер, мистер Кармайкл пытается закурить. Он совершенно напрасно насобирал уже целый чемодан отрезанных человеческих рук...

Театр "У Моста" попытался поставить американскую историю Макдонаха так, как уже успешно поставил четыре его ирландские пьесы. Короткую и простую историю, сосредоточенную на одном герое, режиссер Сергей Федотов растягивает на полноценный спектакль с тягучим ритмом, сильно разряжающим атмосферу действия, не наполненного ни бытом, ни вкусными деталями, которые были точно найдены в ирландских историях и которых не предполагает новый текст Макдоноха. На сей раз Макдонах показал не сиротство коллектива, а глухое одиночество личности, нелепую трагедию человека, замкнутого на своем прошлом. Возможно, к такому герою нужно было бы подобрать другие ключи. Во всяком случае, безрукий Кармайкл остается по-макдонаховски странным персонажем, но для пронзительного сопереживания ему не хватает правды - эту новую правду нужно, видимо, по-другому искать. Иначе она начинает походить на резиновые руки из "магазина приколов" в чемодане героя.

Мария Орлова
"Российская газета-Неделя" - Пермский край №5432

Антон 14 апреля 2012, 11:47

МОСКВА, 11 апр - РИА Новости, Анна Банасюкевич. Спектакль "Безрукий из Спокэна" пермского театра "У моста" по пьесе ирландского драматурга Мартина МакДонаха (Martin McDonagh) покажут в четверг в театральном центре "На Страстном" в рамках фестиваля "Золотая маска", сообщили РИА Новости в пресс-службе центра.

МакДонах написал эту пьесу во время работы в Голливуде. Там он как режиссер выпустил короткометражку "Шестизарядник" и фильм "Залечь на дно в Брюгге", по собственным сценариям. Обе ленты заслужили высокое мнение критики.

"Золотая маска-2012": спектакли, которые нельзя пропустить >>

Режиссер "Безрукого...", художественный руководитель и создатель театра "У моста" Сергей Федотов определил жанр спектакля как "психологический коМикс".

"МакДонах всегда придумывает что-то невероятное. В этой пьесе, как мне кажется, предусмотрены разные жанры внутри одного спектакля. Там есть и пародия на фильм ужасов, и пародия на какое-нибудь итальянское кино, и на комедию положений, и на триллер. Поэтому мы решили, что жанр нашего спектакля будет определяться как "коМикс". От слов "комикс" и "микс" - смесь разных жанров. И все это сплавляется реалистической живой работой артистов, которые попадают в измерения разных жанров", - рассказал РИА Новости Федотов.
© Фото Дмитрий Чащухин
Сцена из спектакля "Безрукий из Спокэна" пермского театра "У моста"

Он работает с произведениями МакДонаха уже в пятый раз - Федотов первым в России стал широко и последовательно ставить знаменитого драматурга, выпустив спектакль "Сиротливый Запад" еще в 2004 году. Следующими стали так называемая "линэновская" трилогия ("Красавица из Линэна", "Череп из Коннемары" и "Сиротливый запад") и самая известная пьеса МакДонаха из "оранской" трилогии - "Калека с Инишмана". Эти спектакли не раз приезжали на всевозможные российские и международные фестивали, становились призерами и лауреатами. "Калека с Инишмана" в 2010 году стал обладателем "Золотой маски".

Федотов считает, что распространенное мнение о драматурге как о "Тарантино от театра" - в корне неверно, и было бы несправедливо и поверхностно сводить всю уникальность этого автора к отменному "черному" юмору.

"Мне кажется, что МакДонах гораздо шире. В нем есть и философия, и трагизм, и, главное, - человечность. МакДонах - гуманист. Несмотря на то, что "Безрукий из Спокэна" - такой "черный" анекдот, это очень человеческая, пронзительная история. Многие зрители плачут после спектакля, а не только смеются, как это бывает на "черных" комедиях", - поделился он.

"Безрукий из Спокэна" - первая пьеса МакДонаха, действие которой разворачивается в Америке. Вся его драматургия до этого была накрепко привязана к Ирландии - и географией, и менталитетом.

Это история о том, как 50-летний Кармайкл, в юности лишившийся руки в результате нападения хулиганов, всю свою жизнь посвящает поиску отрезанной кисти. Действие разворачивается в небольшом отеле, где главный герой разбирается с парой мошенников, которые пытаются продать ему руку какого-то неандертальца, украденную из музея.

Если в предыдущих пьесах очевидно считывались библейские аллюзии и нравственные коллизии, то в хлестком и пародийном "Безруком..." вся моральная и психологическая сторона скрыта под легкомысленной циничной историей.

"Мы до этого поставили четыре спектакля по работам МакДонаха. Но эта пьеса, родившаяся во время работы в Голливуде, - это совершенно другой мир, другой стиль. В этой пьесе даже в зародыше нет никакой морали. На первый взгляд, она жесткая, страшная, очень пародийная. Но поскольку мы давно живем в мире МакДонаха, мы знаем, что и в этой пьесе свои боль, глубина. Все равно, Кармайкл любит свою маму, и у всех персонажей есть своя любовь. Это обогащает пьесу и выводит ее совершенно на другой уровень - мифологический, философский. Фактически, это трагикомедия", - объяснил Федотов.
© Фото Дмитрий Чащухин
Сцена из спектакля "Безрукий из Спокэна" пермского театра "У моста"

МакДонах помещает своих героев в бытовые, нелепые, иногда страшные ситуации. Его пьесам свойственно эпическое и философское осмысление, которое заставляет режиссеров не только выстраивать подробный психологический рисунок взаимодействия героев, но и искать адекватную форму, уходя от бытовой конкретики.

"Каждый раз, берясь за пьесу МакДонаха, мы ищем новую стилистику. Работа всегда начинается с чистого листа. Мы очень внимательно изучаем драматурга, с пьесами которого работаем. У МакДонаха "линэновская" трилогия - это одна история, очень жесткая, там много убийств, крови, ненависти, скандальные диалоги. "Калека с острова Инишмаан" - совсем другая пьеса, она не похожа на "линэновскую" трилогию. В связи с этим и спектакль у нас другой. МакДонах никогда не повторяет стилистику своих пьес, и мы каждый раз разбираемся с этими отличиями", - сказал режиссер.

Театр "У моста" по праву можно назвать авторским. Позиция Федотова заключается в уважении к тексту драматурга, успех его спектаклей связан с внимательным отношением к слову, к личной интонации, к мировоззрению автора. Встретившись на своем творческом пути с каким-то писателем, Федотов и актеры проживают с ним долгие годы.

"У нас в театре идет по три-четыре пьесы каждого автора. В репертуаре - пять спектаклей по Гоголю, три спектакля по Булгакову, три по Достоевскому, три по Шекспиру. Наш театр можно назвать авторским по двум причинам. Во-первых, режиссерский метод, наше направление связано с моим именем - так как я, в основном, ставлю спектакли. И вторая причина в том, что мы каждого автора исследуем досконально. Для меня важно в постановке открыть стилистику, авторский мир, и поэтому наши постановки все очень разные", - поделился Федотов.

Популярность Мартина МакДонаха, ставшего за последние годы одним из самых репертуарных авторов в России, связана еще и с большими возможностями для актеров, которые предлагают его пьесы. Именно в спектаклях по МакДонаху сыграл свои лучшие роли актер Иван Маленьких.

"Пьесы МакДонаха очень актерские. Все основано на артисте, на виртуозной игре. Те яркие и неожиданные характеры, которые он создает в своих пьесах - подарок для актера. В каждой его работе есть несколько ролей, сыграть которые - счастье", - считает режиссер.

По словам Федотова, достигнуть результата можно, занимаясь коллективным творчеством и постепенно выстраивая образ спектакля.

"Мы всегда сочиняем вместе с актерами, мне неинтересно придумывать заранее замысел и его воплощать. Мне интересно сочинять с артистами, и каждый спектакль рождается только из наших совместных идей. Мы сочиняем, хулиганим, колдуем, и возникает результат, который удивляет и меня, и их. Рабочий процесс связан с этюдами, с бредовыми идеями, и только в конце режиссер выстраивает последнюю версию, которая рождалась в период работы с артистами", - заключил Федотов.

Спектакль "Безрукий из Спокэна" был поставлен в марте прошлого года и участвовал в фестивалях: "Волшебная кулиса" (Пермь. "Лучший режиссер", "Лучшая мужская роль молодого артиста"), "Реальный театр" (Екатеринбург), "Ирбитские подмостки" (гран-приз, "За лучшую режиссуру").

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Рецензии

«Безрукий из Спокэна»: ручной привод

Сергей Федотов привез на «Золотую Маску» новую пьесу Макдонаха.

13 апреля 2012, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма