Спектакль Безрукий из Спокэна

Оценка редакции
Гастроли

Сергей Федотов, режиссер: «МакДонах, как настоящий автор, видит в своих героях не узнаваемые обывателями характеры, а онтологическую, небытовую историю. Но при этом — у него получается писать так, чтобы быть понятным для всех. Ощущение классики возникает из-за того, что он использует в этих простых житейских ситуациях скрытые библейские и мифологические аллюзии. В "Безруком из Спокэна" история строится на особом современном переосмыслении категории телесности. В этой пьесе важным становится не только идея физической потери руки, но и потеря чувствительности к человеческой боли — духовной, прежде всего. При этом глубина трагического переживания сродни античной: Кармайкл пытается бороться с судьбой, с неотвратимыми обстоятельствами, но сам же доводит этот сюжет до абсурда, до американского комикса — становится безумным коллекционером чужих рук. Эта пьеса МакДонаха предлагает невероятный сплав классической глубины и постмодернистской иронии, комикса, насмешки над штампами современной культуры — и очень авторского взгляда на человеческое существование».

Отзывы о «Безрукий из Спокэна»

Ещё 10 отзывов
Мария Мария 18 ноября 2020, 06:26

Хотели бы увидеть пьесу с чёрным-пречёрным юмором, где всё время стреляют, ругаются, запугивают друг друга до смерти, кидаются чужими отрезанными руками, и всё это безумно смешно? И просто безумно. Тогда чёрный гроб на колёсиках Безрукий из Спокэна уже идёт к вам.

Поначалу нас изрядно заинтриговало уже название спектакля. Ещё интереснее стало, когда выяснилось, что автор пьесы — самый необычный драматург современности ирландец Мартин Макдона. Законный продолжатель дела Беккета, Шоу и Флэнна О’Брайена.

Ценителям кино Макдона знаком в качестве режиссёра таких культовых лент, как «Залечь на дно в Брюгге», «Семь психопатов» и «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури». Также он выступил продюсером эталонного образца ирландской чёрной комедии — «Однажды в Ирландии». Убедительный послужной список, не правда ли?

Кроме того, Мартин Макдона пишет пьесы, которые с успехом ставят на сценах всего мира: «Калека с острова Инишмаан», «Череп из Коннемары», «Лейтенант с острова Инишмор». Сама пьеса «Безрукий из Спокэна» показалась мне довольно странной, отчего стало ещё любопытнее — что же из неё сделают в театре.

Антрепризу «Безрукий из Спокэна» мы смотрели в Фольклорном центре Людмилы Рюминой. Сам театр весьма достоин посещения, он небольшой, но очень милый, с уютным залом. Советую приходить пораньше, чтобы совершить небольшую самостоятельную экскурсию по центру, чтобы рассмотреть выставку великолепных сценических костюмов певицы.

В спектакле задействованы всего четыре актёра, зато какие! Владимир Большов в роли мистера Кармайкла, который 27 лет безуспешно ищет по всей Америке отрезанную в детстве руку, весьма брутален, опасен и убедителен. Прекрасно выступили Иван Иванович в роли глуповатого и чувствительного торговца травкой Тони и Ярослава Славская в амплуа его бестолковой подружки.

Но больше всего поразил Илья Глинников (известный широкой публике как Романенко из «Интернов») в роли безумного портье. Он — настоящая звезда спектакля, буря энергии и фейерверк эмоций. Как-то даже не ожидала от него такого серьёзного перевоплощения. Неожиданно и очень-очень здорово. Глинников, конечно — прирождённый и очень талантливый комический актёр, думаю, его ждёт большое будущее.

Сам спектакль — трагикомедия с абсурдным сюрреалистическим сюжетом и настоящим фирменным ирландским чёрным юмором. И хотя происходящее на сцене очень-очень смешно, но заставляет и о многом задуматься. О том, что бессмысленная и беспричинная жестокость и злоба порождают целую цепочку зла. Которая затем может замкнуться на том, кто её начал. Как говорил Борис Гребенщиков: — Не нужно продолжать цепь зла. Нужно научиться обрывать её на себе.

О том, что месть — жёсткое и невкусное блюдо, что в горячем, что в холодном виде. И никому она не приносит морального удовлетворения, и ничего не способна исправить. О том, что нельзя жить прошлым, нужно уметь прожить, пережить, простить и забыть. И все только выиграют от этого.

Отдельно хочу сказать о декорациях — они довольно лаконичны, но при этом очень продуманны, в большой степени создают дух происходящего на сцене и полностью погружают зрителей в атмосферу современной провинциальной Америки.

В общем, несмотря на абсурдный сюжет и обилие «чернухи» спектакль «Безрукий из Спокэна» заставляет изрядно посмеяться, а также оставляет удивительно хорошее, приятное послевкусие. Браво актёрам и постановщикам. Спасибо за эмоции!

светлана 11 ноября 2020, 05:21

Продюсерский центр SlavskaYa Production поставил спектакль "Безрукий из Спокэна". Спектакль поставлен по пьесе Мартина Макдонаха, написанной в 2010 году. Действие спектакля развивается в номере небольшого отеля, расположенного в Америке. Действующих лиц всего четверо: главный герой - Кармайкл, портье - Марвин, темнокожий торговец марихуаной - Тоби и его подружка - Мерилин. Свел их вместе очень странный и невероятный случай. Будучи подростком Кармайкл остается без кисти руки, это событие меняет всю его жизнь. Он отправляется на поиски виновных, а самое главное - своей руки... Тоби и Мерилин, мелкие жулики, решают продать Кармайклу руку из музея естествознания, выдав ее за руку главного героя. Встречаются они в номере отеля, где и начинается вся эта нестандартная, абсурдная и полная черного юмора история...
При всей своей кажущейся неадекватности и агрессивности, главный герой очень привязан к своей маме и сильно переживает за нее. Вообще по ходу спектакля я прониклась симпатией к нему. А вот Мерилин и Тоби хотелось проучить за их выходки, причем не только главному герою, но еще и портье. Он тоже в свое время пострадал от жуликоватой парочки и не очень торопился помочь им.
Все действие спектакля проходит в одной локации - номере отеля. Но зато какой это номер - декорации просто восхитительны. Тут все продуманно до мелочей: цвет обоев, настольные лампы и бра, вся мебель и раскрывающееся окно. Музыка отлично подобрана, особенно в моментах танцев портье. Вообще танцы заслуживают отдельного упоминания - это целые номера от Ильи Глинникова, достойные отдельных аплодисментов.
Мои симпатии, толи благодаря прекрасной игре актеров - Владимира Большого и Ильи Глинникова, толи просто благодаря характерам их персонажей, были полностью на их стороне. Хотя именно они и представлены сумасшедшими и шизофреническими. Но монологи, раскрывающие их страдания и сущность, полностью меняют взгляд на них. Их действия перестают казаться такими уж неадекватными и нелепыми. Зритель видит их переживания, боль и одиночество. Не зря почти в конце спектакля Марвин предлагает Кармайклу свою дружбу.
Тут мне кажется, и кроется смысл спектакля. Что иногда мы по первым впечатлениям составляем неверное мнение о поступках людей, не разобравшись в ситуации. И что за маской жестокости может скрываться очень ранимый человек. Еще одной мыслью которую явно доносит автор пьесы является, как говорит Кармайкл : "Не рой яму другому - сам в нее попадешь". Это уже к компании Тоби и Мерилин, которые в погоне за легкими деньгами готовы на обман, совершенно не думая, что их может ждать расплата. Правда для них история заканчивается хорошо, они получают лишь серьезный урок.
Спектакль смотрится очень нестандартно, это не классический театр. Но в этом вся его прелесть, через такую абсурдную ситуацию изложить историю наших героев. Смотрится на одном дыхании, время пролетает совершенно не заметно и даже не хочется расставаться с уже почти родными персонажами. Советую всем, кто любит черный юмор и нестандартный подход к театру.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Рецензии

«Безрукий из Спокэна»: ручной привод

Сергей Федотов привез на «Золотую Маску» новую пьесу Макдонаха.

13 апреля 2012, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма