Отзывы о "Элинор и ее мужчины"

Оценка редакции
Елизавета Ефремова 1 декабря 2020, 03:44

Я не собиралась смотреть в Театре Армии спектакль "Элинор и ее мужчины" по знаменитой исторической пьесе американского писателя Джеймса Голдмэна "Лев зимой". Но спектакль, на который я шла, заменили на "Элинор", а в наше непростое время, когда театры закрывают, спектакли отменяют, не до капризов и надо смотреть что дают. В общем я осталась и ни минуты не пожалела. Спектакль, поставленный Александром Бурдонским, заточен под Людмилу Чурсину: даже название пьесы изменено с намеком, что главная в этой истории женщина. В результате так и оказалось.
Пьеса американского писателя Джеймса Голдмэна «Лев зимой» никогда не претендовала на историчность. Сюжет о встрече королевской семьи на Рождество 1183 года был полностью придуман автором. Для Голдмэна была важна сама возможность показать исторические характеры в придуманных условиях и вложить им в уста вероятные диалоги и монологи, сохранив при этом псевдоисторическую достоверность. История не любит сослагательного наклонения, но Голдмэну, как верному последователю формулы Дюма («история – это гвоздь, на который я вешаю свою картину»), удалось вдохнуть жизнь в придуманный им спектакль.
Стареющий король Англии Генрих II Плантагенет (Сергей Колесников), пожелавший назвать имя наследника престола, призывает ко двору на Рождество своё многочисленное семейство: пленницу-жену Элинор Аквитанскую (Людмила Чурсина), троих своих сыновей – Ричарда (Игорь Марченко), Джеффри (Денис Кутузов) и Джона (Денис Демин), свою главную фаворитку Элис (Ольга Герасимова) и её брата, короля Франции Филиппа II.
Дочери не приехали: они давно замужем и находятся по месту проживания мужей, да и не нужны они по сюжету - король-отец должен определиться, кому из сыновей он готов передать корону. К тому моменту Молодой Генрих – старший из доживших до взрослого возраста детей – уже умер, так что сыновей остается трое, прямо как в русских народных сказках.
Элинор, принесшая в приданое богатейшее герцогство Аквитания, деятельная и независимая по своему характеру женщина, много лет назад посаженная под замок за то, что устраивала заговоры против мужа и подстрекала к тому же сыновей.
Пожалуй, главное определение Элинор в великолепном исполнении Людмилы Чурсиной – это смертельно опасная. Умелая интриганка и провокаторша, хорошо знающая цену человеческим страстям и умеющая ловко манипулировать окружающими – вот истинное лицо «аквитанской львицы», ни в чём не уступающей своему супругу, а во многом даже превосходящей его.
Элинор ловко меняет противовес сил в семье, как фигуры на шахматной доске. Все люди, в том числе и родные дети, для Элинор не более чем пешки, играющие в придуманную ей игру и живущие по правилам, известным только ей.
Про приехавших потомков.
Старший, Ричард – мамина радость, папина головная боль и будущий английский король, получивший знаменитое прозвище Львиное Сердце.
Второй по старшинству сын – Джеффри. Известен тем, что отца не пережил, умер во Франции, похоронен в соборе Парижской Богоматери. В спектакле Джеффри коварный злодей. И его не любят ни мать, ни отец (наверное, потому и злодей. Хотя других любят – а толку?)
Третий сын – папина радость (совершенно напрасная) и мамино разочарование, принц Джон. В спектакле – эдакий Иванушка-дурачок, в истории остался под именем Иоанн Безземельный. Если бы он был, как в спектакле, всего лишь нелепым и простоватым, для страны, возможно, все сложилось бы не так уж и плохо. Но, к сожалению, в реальности это был на редкость алчный, завистливый, лживый, мелочный и беспринципный субъект. Дорвавшись до власти, он так себя зарекомендовал, что в дальнейшем старались не давать имя Джон наследникам английского престола.
Если бы в этой семье царило согласие, их по богатству и могуществу не мог бы превзойти никто в Европе. Но согласия там не было, а потому империя, заботливо созданная великим королем Генрихом II, незамедлительно рухнула, когда до власти дорвались его потомки
Между королем и его сыновьями много лет полыхает нешуточная вражда. Генрих не хочет делиться с детьми реальной властью (видимо, что-то чувствует), а они обижаются, жалуются французскому королю и при его поддержке стараются устроить отцу как можно больше пакостей в виде заговоров и военных действий.
Однако, как ни странно, после празднования Рождества родственники не поубивали друг друга, а мирно разъехались по своим делам.
Но прежде всего спектакль "Элинор и ее мужчины" это история Генриха и Элинор. Взаимные уколы, беспощадные разоблачения, безжалостная война и обжигающая ненависть, под пеплом которой кроется величайшая история любви, какую знавала средневековая Англия – вот обратная сторона взаимоотношений короля и его королевы.
Как смотрит Генрих на свою Элинор, как смотрит Элинор на своего Генриха! Сколько бы Элинор ни интриговала с помощью сыновей, сколько бы Генрих ни заводил любовниц, ясно, что нет для них пары лучше друг друга. Потому что они равны. Потому что сильны одинаково. «Знаешь, я надеюсь, мы будем жить вечно! – Я тоже!» И таки оказались правы в своих надеждах.
А дети… Что дети? Тут у королей все происходит так же, как у простых смертных: наличие семерых взрослых детей никак не гарантирует семи стаканов воды на твоей прикроватной тумбочке

Елена Шмырева 19 февраля 2020, 11:38

Семейные разборки в духе Шекспира
Постановки на исторические темы всегда побуждают во мне желание узнать, а как всё было на самом деле. Не был исключением и спектакль ЦАТРА "Элинор и ее мужчины", поставленный Александром Бурдонским по мотивам пьесы Джеймса Голдмэна "Лев зимой". Вещь о временах правления Генриха II, первого из рода Плантагенетов, занявшего английский престол.
Как и большинство драматургов Голдмэн дает свой вариант развития событий. В действительности у старинушки Генриха II было не три сына, а целых пять сыновей. Но проблемы наследования и передачи престола стояла серьёзно. Были там и недоверие, и заговоры братьев друг против друга, и совместный заговор против отца. Не обошлось тут дело без королевы-матери Элинор, ведь не просто из-за усталости от брака Генрих заточил ее в Винчестере.
А вот кому из сыновей кто из родителей симпатизировал, Голдмэн сильно нафантазировал. Ричард оказался главным претендентом на престол после смерти своего старшего брата Генриха Молодого, которого отец короновал при собственной жизни, когда тому было всего 15 лет. Генрих Молодой номинально процарствовал целых 13 лет, хотя никогда не правил самостоятельно. Это его угнетало и оскорбляло, поэтому он предпринял попытку заговора против отца, которая вылилась в гражданскую войну. В возрасте 28 лет дизентерия унесла его жизнь. Тут и появился Ричард, из истории нам знакомо это имя с приставкой "Львиное сердце". По пьесе он один из трех претендентов на английский престол, причем за него выступает мать Эленор Аквитанская, в то время как отец почему-то хочет провести в короли своего любимчика младшего сына Джона. Что он нашел в этом неуравновешенном подловатом с противным тонким голосом юноше остается загадкой, может взамен Генриху Молодому будет новой марионеткой в руках у папы? А возможно это было просто желанием позлить свою супругу и потягаться с ней в искусстве интриги. Ну, а кто тут главный интриган, вы вероятно поняли по названию.
Действие неторопливое и тяжелое, как доспехи, которые носили в XII веке. Что отличает от тех времен, так это то, что тогда молва не навешивала ярлык мужеложца на Ричарда.
Отец с матерью ведут свою шахматную партию, а плохо разбирающиеся в хитросплетении планов сыновья мечутся от одного родителя к другому, в попытке извлечь личную выгоду. Огня в ситуацию подливает недавно коронованный французский король Филипп II, которому не нужно сильное государство вблизи собственных границ. Он готов дать войско любому, зная, что междоусобица в Англии в его интересах. Такая вот "истерическая" ситуация.
Сыновья договорились до совместного заговора против отца. Папа, узнав об этом, измышляет планы: раз детки такие неудачные, то не жениться ли еще разок. Новая жена родит новых сыновей. Прям по старому анекдоту — зачем этих отмывать?
Претендентка в новые супруги прагматична. Она прекрасно понимает, чем грозит ей и потенциальному наследнику такое предложение. Случись что с королем, она и ее дитя будут немедленно убиты. Поэтому ее ответ: она станет королевой, только при условии умерщвления всех старших претендентов, их заточение её не устраивает. Если же король этого не сделает, то она сколь угодно долго готова оставаться его любовницей, но официальный статус жены ее не интересует.
Чем дело кончилось, можете узнать посетив спектакль ЦАТРА.
Все артисты отлично вписываются в свои роли. Сергею Колесникову высокопоставленных англичан играть не привыкать, видела его в роли премьер-министра Елизаветы II в спектакле "Аудиенция". Тут титул повыше. Но в далекие времена Генриха II было меньше этикета, а больше личного участия, решительности и харизмы. Всё это у артиста есть, и ему несложно это демонстрировать.
Роль воинственного Ричарда досталась Игорю Марченко, хитрого и изворотливого среднего сына Джеффри исполнил Денис Кутузов, а младшенького любимчика отца Джона — Денис Дёмин.
Претендентка на роль новой королевы, а на показанный момент молодая любовница Генриха — Элис имела фигуру и лицо Ольги Герасимовой.
С 2011 года роль королевы-матери Элинор принадлежит приме театра Людмиле Чурсиной. Годы заточения в Винчестере не прибавили ей здоровья, но не смогли лишить стати и внутреннего стержня. Сжигающая душу ненависть-любовь к суровому неверному мужу и материнский инстинкт придают сил в интеллектуальных схватках с супругом.
Ох, уж эта борьба за власть. Столько нервов и здоровья, но потомкам интересно.

Ия 19 февраля 2020, 12:11

Элинор и ее мужчины: «Карнавальная ночь» в далеком поселке Шинок
Итак, вот она, историческая драма, а в ней борьба за территории, расширение влияния, власть, в общем, все то, что совершенно нас не волнует, жителей современного города, членов общества потребления и адептов релакса, в основном.
Вот Григорий Платоныч, например (Сергей Колесников), веселый подвижный руководитель региональной партийной ячейки, радеет за постоянное объединение, готов загрести под свою руку все ближайшие колхозы и даже дачные кооперативы. Помимо прозвища Короткая тужурка, похоже, он имеет Длинные (Долгие) руки. Свежо и современно, кстати.
Ведь девиз – объединить всё – постоянно выбирают руководители всех времен и народов в своей трудной работе.
Но Григорий, хоть и с короной на голове, не один такой хитрый и смелый. Есть семья. И это мафия.
Вот получил когда-то отличное приданое за своей женой Ленкой (Валентина Асланова), умной, жадной, красивой, но уже, увы, в летах, председательницей большого и благополучного колхоза, и с ней постоянно приходиться считаться. А также иногда проводить всенародные праздники совместно. Характер у Ленки оказался королевский, супругу под стать, но часто не по чину забирает, на каждом шагу перечит и много о себе понимает.
О чем и пьеса. Джеймса Голдмена.
Пункт раздора супружеской четы– дети. Ленке нравится старший более всех (Игорь Марченко), и по закону он главней, чтобы наследовать приобретениям отца. И он готов взять все, только наследовать любовницу не хочет. Папа просит, сын отказывается брать. Да и вообще жениться. Отважный воин, побеждать способный, истерик и поблуда. Глаза старшего сына – самые голубые, а в голове – лишь французский король, военные походы, солдаты, странствия в дальние страны и руководство церковным хором. Эмоционален и обидчив.
Григорий ставит на младшенького Ваню (Денис Демин), кривляку с каким-то заболеванием. Ваня все время глупит и падает. Чем приглянулся папе, догадаться невозможно.
А вот мы дружно выбрали бы среднего, разумного, до коварства (а время-то какое!) среднего сына (Денис Кутузов). Но кто послушает нас, жителей соседней деревни. Приходится смотреть в который раз, как обижают умников и ботаников. У которых, правда, тоже есть зубы.
Что же в результате получилось более-менее похожим на английское, средневековое, историческое?
На наш вкус, это световые тени на колоннах, рисующих готический портал. И музыка вполне. Ричард Львиное Сердце не стал бы такой дирижировать, но нам подходит такое.
Еще Элис, принцесса непростой судьбы, в исполнении Ольги Герасимовой. Прямая спина, тонкая талия, красивое платье и лицо английской розы.
Еще король французский Филипп II убедительно получился. Константин Корнеев, мне кажется, его представил.
Даже когда на него накинули лишь бархатную занавеску, смотрелся вполне достойно.
А в целом, не очень понятно, что это было и зачем.

Ольга Сорокина 19 ноября 2019, 12:28

Вольная фантазия на тему взаимоотношений Генриха II Английского и Алиеноры Аквитанской.

Конечно, выбирая этот спектакль, я мечтала прежде всего о встрече с Людмилой Чурсиной (Элинор) - кумиром моей юности.
И конечно, меня весьма интересовала и сама история запутанных и полных страстей отношений великой королевы с не менее великим королём.
Что ж! Мои ожидания полностью оправдались! Я не только полюбовалась великой актрисой, но и настолько была захвачена "любовью и ненавистью" между Элинор и Генри (а точнее, искрами, летевшими при каждом их сближении), что вернувшись домой, перечитала все факты, которые известны на сегодня об их жизни.
Боже, какие они были искренние и настоящие!

Элинор - королева до кончиков пальцев. Как же шикарна Чурсина! Осанка, интонации, каждый жест, каждый поворот головы, взгляд! Истинная королева! Вряд ли я хотела бы другую актрису в образе Элинор Аквитанской
Генри -порывистый и страстный, умнейший и волевой. Взрывной, но умеющий быть нежным. Своенравный, но умеющий найти компромисс.
Ах, какой шикарный получился у Англии король!
И как идеально они подходят друг другу! И умом, и статью, и талантом!
Сергей Колесников (Генри) совершенно меня покорил. О, Элинор! Как я понимаю тебя!

Но спектакль называется "Элинор и её мужчины". Да, на сцене помимо Генри ещё трое её сыновей.
Один из которых на минуточку будущий Ричард Львиное Сердце!
Да, Элинор не была идеальной матерью. И взаимоотношения со взрослыми сыновьями тоже сложны и запутаны. Но для меня они лишь раскрывали ещё больше именно ЕЁ образ!
И невольно больше всего я присматривалась к Денису Дёмину в роли Джона. Ведь именно ему фактически предстояло править Англией вместе с матерью, пока Ричард завоёвывал мир в своих бесконечных Крестовых походах.

И в завершении не могу не сказать о ещё одном персонаже. Элис - молодая любовница Генри.
Легко ли конкурировать с такой королевой, как Элинор?
А с такой актрисой как Чурсина? Правильно! Очень и очень непросто!
И тем сложнее задача у Татьяны Морозовой, рискнувшей и решившейся на роль Элис.
И у неё получается не затеряться и не потеряться! Молодая и сочная, умная и красивая Элис уже вовсю чувствует в себе силу и весьма неплохо пользуется ею. Браво!

А кто в конце концов одержит победу и одержит ли, узнаете, посмотрев спектакль!

Мария Шамраева 11 мая 2019, 02:29

XII век. Король Англии Генрих Второй решает, кому из сыновей передать престол. А может быть, никому? В драме-дележе участвуют: горячо нелюбимая жена короля Элинор Аквитанская, трое сыновей, невеста кого-то из сыновей, она же любовница короля Элис и ее брат, король Франции Филипп, он же любовник старшего сына Ричарда Львиное сердце.
Как положено в хорошей семейной истории, действие происходит на Рождество, родственники собирается вместе: кто-то прибыл из-за границы, а кто-то из тюрьмы. Пьеса - фантазия на тему английской истории, интриги тут почище шекспировских, а страсти-мордасти - как в "Игре престолов", разве что никого не убили. Пока.
История чрезвычайно интересная и захватывающая. Только запомнишь, против кого дружит персонаж, а он уже переметнулся. Впрочем, все перипетии сюжета я помню, остается наслаждаться актерской игрой.
Называние спектакля вроде бы подразумевает, что акцент будет сделан не на Генрихе (пьеса называется "Лев зимой"), а на Элинор. Но больших изменений в тексте я не заметила, а фокус если и смещен, то чисто эмоциональный. В центре спектакля - история любви-ненависти супругов. Они друг друга так любят, что убить готовы, и так ненавидят, что жить друг без друга не могут. Блистательная игра гениальной Людмилы Чурсиной и замечательного Сергея Колесникова делает эту пару не просто убедительной, а какой-то очень настоящей. Они будто не играют, а живут на сцене. А еще эта пара получилась очень... русской, но это действие ничуть не портит.
Из молодых актеров очень понравилась Элис-Татьяна Морозова. В других постановках она бедная овечка, которая любит Генриха или просто боится за свою жизнь, а здесь - яркая, смелая, активная барышня, которая пытается не упустить собственную выгоду.
Из сыновей больше всего запомнился Джон-Денис Дёмин. В семье он Иоаннушка дурачок (да и в истории Иоанн Безземельный, это вам не Львиное Сердце). В экранизациях он довольно неприятный, а здесь скорее жалкий - попал ни за что ни про что в жернова чужих интриг.
Филипп-Сергей Смирнов разочаровал. Вообще он мой любимый персонаж в пьесе - хитроумный интриган, с усмешкой наблюдающий, как англичане грызутся между собой. Но, судя по смеху в зале, зрителям такое комикование прошлось по душе.
Но это совершенно неважно, потому что главное в спектакле - Элинор и Генрих, их отношения - эмоциональный стержень, на котором всё держится.
Это впечатляющий спектакль, надолго врезающийся в память.

Галина 27 мая 2018, 01:29

На сайте ЦАТРА вот такой анонс к спектаклю "Элинор и ее мужчины": "Народный артист России, режиссер А.Бурдонский обратился к одной из самых известных пьес ХХ столетия "Лев зимой" американского драматурга Джеймса Голдмена. События в пьесе, основанной на реальной истории Англии, разворачиваются в 1181 году в замке Шинон, куда в Канун Рождества для принятия решения о престолонаследнике возвращают из заточения опальную королеву Элинор Аквитанскую, томившуюся долгих 10 лет в тюрьме "по милости" короля Генриха II. Борьба за власть, любовь и ненависть одновременно, предательство и верность, и прочие человеческие страсти и амбиции, поистине шекспировского накала в античном обрамлении (действие происходит в течение суток) воплощены во взаимоотношениях короля Генриха II и его царственной супруги Элинор, их сыновей, французского короля, его любовницы французской принцессы Элис и других заинтересованных лиц. Эта завораживающая история, трагически окрашенная, с невероятно запутанным, фактически детективным сюжетом, блистательными диалогами, иронией, испепеляющими душу чувствами превращается в трагифарс по замыслу режиссера и его замечательного актерского ансамбля".
Если опустить пассаж про "других заинтересованных лиц", то анонс, согласитесь, очень завлекательный, и конечно, мне захотелось посмотреть. К тому же, обожаю трагифарсы... Опять же, мне так понравился недавно здесь же, в ЦАТРА, спектакль "Завещание целомудренного бабника", что очень захотелось снова в этом театре что-то увидеть...
Когда после поклонов мы с подругой выходили из зала, я спросила, как ей спектакль. Она в ответ рассказала мне анекдот: "В магазин завезли фальшивые новогодние шарики. Почему фальшивые? Потому что выглядят, как настоящие, но радости от них нет". Вот очень точная иллюстрация, на мой взгляд, к этому спектаклю. Действительно, вроде придраться особо не к чему, а эмоций от него - ноль. Я даже не могу вспомнить сейчас его финала, а ведь суток не прошло. Какие там испепеляющие душу чувства. Скука, если только. Все какое-то пресное, искусственное, наигранное. Диалоги рваные, перескакивают, застревают, логика поступков и слов не всегда уловима. Престолонаследник (Денис Демин) предполагаемый просто дауном показан, за что его король любит, загадка.
Сам король (Сергей Колесников) тоже какой-то шут гороховый, в бирюзовых труселях под средневековым трико. Ну как так можно, резинка вылезает, и все, образу кранты.
При этом спектакль не вызывает отторжения, вроде сидишь и смотришь. Иногда даже смеешься.
Подозреваю, что добрая половина зала пришла сюда ради того, чтобы взглянуть на Людмилу Чурсину в роли Элинор. Поразительная, конечно, женщина, Людмила Чурсина. В свои почтенные годы она сохранила настоящую красоту и стать, а руки какие! И двигается легко и грациозно. Но вот дикция подводит. Зато память прекрасная, роль с большим количеством текста. В общем, снимаю шляпу.
Остальных актеры играли примерно на одном уровне, ровно, выделить никого не могу, ни в ту, ни в другую сторону. Ну, возможно, чуть больше остальных понравился Игорь Марченко в роли Ричарда (будущего Львиного сердца).
И Ольга Герасимова в роли Элис была довольно убедительна.
В общем и целом, спектакль могу отнести к той многочисленной категории спектаклей, которые можно посмотреть - ничего не потеряешь, а можно не смотреть - и тоже ничего не потеряешь.
То есть я не жалею о вечере, проведенном в театре, я в любом случае удовлетворила свое любопытство, а все шедевром быть не может.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 7)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма