Спектакль Элинор и ее мужчины

Оценка редакции
Дата премьеры: 23 декабря 2011

Очередная версия пьесы Голдмена «Лев зимой», в роли опальной королевы Аквитанской  — Людмила Чурсина.

Одна из лучших пьес ХХ столетия, в которой борьба за власть, любовь и ненависть одновременно, предательство и верность и прочие человеческие страсти, поистине шекспировского накала, — воплощены во взаимоотношениях короля Генриха II и его царственной супруги Элинор, их сыновей, французского короля и других заинтересованных лиц. Действие как в античной трагедии разворачивается в течение суток в замке Шинон, куда на Рождество для принятия решения о престолонаследнике возвращают из заточения опальную королеву, томившуюся долгих 10 лет в тюрьме «по милости» короля. Эта завораживающая история, трагически окрашенная, с невероятно запутанным, фактически детективным сюжетом, блистательными диалогами, испепеляющими душу чувствами, — превращается в трагифарс по замыслу режиссера Бурдонского и его замечательного актерского ансамбля.

Отзывы о «Элинор и ее мужчины»

Ещё 4 отзыва
Елизавета Ефремова 1 декабря 2020, 03:44

Я не собиралась смотреть в Театре Армии спектакль "Элинор и ее мужчины" по знаменитой исторической пьесе американского писателя Джеймса Голдмэна "Лев зимой". Но спектакль, на который я шла, заменили на "Элинор", а в наше непростое время, когда театры закрывают, спектакли отменяют, не до капризов и надо смотреть что дают. В общем я осталась и ни минуты не пожалела. Спектакль, поставленный Александром Бурдонским, заточен под Людмилу Чурсину: даже название пьесы изменено с намеком, что главная в этой истории женщина. В результате так и оказалось.
Пьеса американского писателя Джеймса Голдмэна «Лев зимой» никогда не претендовала на историчность. Сюжет о встрече королевской семьи на Рождество 1183 года был полностью придуман автором. Для Голдмэна была важна сама возможность показать исторические характеры в придуманных условиях и вложить им в уста вероятные диалоги и монологи, сохранив при этом псевдоисторическую достоверность. История не любит сослагательного наклонения, но Голдмэну, как верному последователю формулы Дюма («история – это гвоздь, на который я вешаю свою картину»), удалось вдохнуть жизнь в придуманный им спектакль.
Стареющий король Англии Генрих II Плантагенет (Сергей Колесников), пожелавший назвать имя наследника престола, призывает ко двору на Рождество своё многочисленное семейство: пленницу-жену Элинор Аквитанскую (Людмила Чурсина), троих своих сыновей – Ричарда (Игорь Марченко), Джеффри (Денис Кутузов) и Джона (Денис Демин), свою главную фаворитку Элис (Ольга Герасимова) и её брата, короля Франции Филиппа II.
Дочери не приехали: они давно замужем и находятся по месту проживания мужей, да и не нужны они по сюжету - король-отец должен определиться, кому из сыновей он готов передать корону. К тому моменту Молодой Генрих – старший из доживших до взрослого возраста детей – уже умер, так что сыновей остается трое, прямо как в русских народных сказках.
Элинор, принесшая в приданое богатейшее герцогство Аквитания, деятельная и независимая по своему характеру женщина, много лет назад посаженная под замок за то, что устраивала заговоры против мужа и подстрекала к тому же сыновей.
Пожалуй, главное определение Элинор в великолепном исполнении Людмилы Чурсиной – это смертельно опасная. Умелая интриганка и провокаторша, хорошо знающая цену человеческим страстям и умеющая ловко манипулировать окружающими – вот истинное лицо «аквитанской львицы», ни в чём не уступающей своему супругу, а во многом даже превосходящей его.
Элинор ловко меняет противовес сил в семье, как фигуры на шахматной доске. Все люди, в том числе и родные дети, для Элинор не более чем пешки, играющие в придуманную ей игру и живущие по правилам, известным только ей.
Про приехавших потомков.
Старший, Ричард – мамина радость, папина головная боль и будущий английский король, получивший знаменитое прозвище Львиное Сердце.
Второй по старшинству сын – Джеффри. Известен тем, что отца не пережил, умер во Франции, похоронен в соборе Парижской Богоматери. В спектакле Джеффри коварный злодей. И его не любят ни мать, ни отец (наверное, потому и злодей. Хотя других любят – а толку?)
Третий сын – папина радость (совершенно напрасная) и мамино разочарование, принц Джон. В спектакле – эдакий Иванушка-дурачок, в истории остался под именем Иоанн Безземельный. Если бы он был, как в спектакле, всего лишь нелепым и простоватым, для страны, возможно, все сложилось бы не так уж и плохо. Но, к сожалению, в реальности это был на редкость алчный, завистливый, лживый, мелочный и беспринципный субъект. Дорвавшись до власти, он так себя зарекомендовал, что в дальнейшем старались не давать имя Джон наследникам английского престола.
Если бы в этой семье царило согласие, их по богатству и могуществу не мог бы превзойти никто в Европе. Но согласия там не было, а потому империя, заботливо созданная великим королем Генрихом II, незамедлительно рухнула, когда до власти дорвались его потомки
Между королем и его сыновьями много лет полыхает нешуточная вражда. Генрих не хочет делиться с детьми реальной властью (видимо, что-то чувствует), а они обижаются, жалуются французскому королю и при его поддержке стараются устроить отцу как можно больше пакостей в виде заговоров и военных действий.
Однако, как ни странно, после празднования Рождества родственники не поубивали друг друга, а мирно разъехались по своим делам.
Но прежде всего спектакль "Элинор и ее мужчины" это история Генриха и Элинор. Взаимные уколы, беспощадные разоблачения, безжалостная война и обжигающая ненависть, под пеплом которой кроется величайшая история любви, какую знавала средневековая Англия – вот обратная сторона взаимоотношений короля и его королевы.
Как смотрит Генрих на свою Элинор, как смотрит Элинор на своего Генриха! Сколько бы Элинор ни интриговала с помощью сыновей, сколько бы Генрих ни заводил любовниц, ясно, что нет для них пары лучше друг друга. Потому что они равны. Потому что сильны одинаково. «Знаешь, я надеюсь, мы будем жить вечно! – Я тоже!» И таки оказались правы в своих надеждах.
А дети… Что дети? Тут у королей все происходит так же, как у простых смертных: наличие семерых взрослых детей никак не гарантирует семи стаканов воды на твоей прикроватной тумбочке

Елена Шмырева 19 февраля 2020, 11:38

Семейные разборки в духе Шекспира
Постановки на исторические темы всегда побуждают во мне желание узнать, а как всё было на самом деле. Не был исключением и спектакль ЦАТРА "Элинор и ее мужчины", поставленный Александром Бурдонским по мотивам пьесы Джеймса Голдмэна "Лев зимой". Вещь о временах правления Генриха II, первого из рода Плантагенетов, занявшего английский престол.
Как и большинство драматургов Голдмэн дает свой вариант развития событий. В действительности у старинушки Генриха II было не три сына, а целых пять сыновей. Но проблемы наследования и передачи престола стояла серьёзно. Были там и недоверие, и заговоры братьев друг против друга, и совместный заговор против отца. Не обошлось тут дело без королевы-матери Элинор, ведь не просто из-за усталости от брака Генрих заточил ее в Винчестере.
А вот кому из сыновей кто из родителей симпатизировал, Голдмэн сильно нафантазировал. Ричард оказался главным претендентом на престол после смерти своего старшего брата Генриха Молодого, которого отец короновал при собственной жизни, когда тому было всего 15 лет. Генрих Молодой номинально процарствовал целых 13 лет, хотя никогда не правил самостоятельно. Это его угнетало и оскорбляло, поэтому он предпринял попытку заговора против отца, которая вылилась в гражданскую войну. В возрасте 28 лет дизентерия унесла его жизнь. Тут и появился Ричард, из истории нам знакомо это имя с приставкой "Львиное сердце". По пьесе он один из трех претендентов на английский престол, причем за него выступает мать Эленор Аквитанская, в то время как отец почему-то хочет провести в короли своего любимчика младшего сына Джона. Что он нашел в этом неуравновешенном подловатом с противным тонким голосом юноше остается загадкой, может взамен Генриху Молодому будет новой марионеткой в руках у папы? А возможно это было просто желанием позлить свою супругу и потягаться с ней в искусстве интриги. Ну, а кто тут главный интриган, вы вероятно поняли по названию.
Действие неторопливое и тяжелое, как доспехи, которые носили в XII веке. Что отличает от тех времен, так это то, что тогда молва не навешивала ярлык мужеложца на Ричарда.
Отец с матерью ведут свою шахматную партию, а плохо разбирающиеся в хитросплетении планов сыновья мечутся от одного родителя к другому, в попытке извлечь личную выгоду. Огня в ситуацию подливает недавно коронованный французский король Филипп II, которому не нужно сильное государство вблизи собственных границ. Он готов дать войско любому, зная, что междоусобица в Англии в его интересах. Такая вот "истерическая" ситуация.
Сыновья договорились до совместного заговора против отца. Папа, узнав об этом, измышляет планы: раз детки такие неудачные, то не жениться ли еще разок. Новая жена родит новых сыновей. Прям по старому анекдоту — зачем этих отмывать?
Претендентка в новые супруги прагматична. Она прекрасно понимает, чем грозит ей и потенциальному наследнику такое предложение. Случись что с королем, она и ее дитя будут немедленно убиты. Поэтому ее ответ: она станет королевой, только при условии умерщвления всех старших претендентов, их заточение её не устраивает. Если же король этого не сделает, то она сколь угодно долго готова оставаться его любовницей, но официальный статус жены ее не интересует.
Чем дело кончилось, можете узнать посетив спектакль ЦАТРА.
Все артисты отлично вписываются в свои роли. Сергею Колесникову высокопоставленных англичан играть не привыкать, видела его в роли премьер-министра Елизаветы II в спектакле "Аудиенция". Тут титул повыше. Но в далекие времена Генриха II было меньше этикета, а больше личного участия, решительности и харизмы. Всё это у артиста есть, и ему несложно это демонстрировать.
Роль воинственного Ричарда досталась Игорю Марченко, хитрого и изворотливого среднего сына Джеффри исполнил Денис Кутузов, а младшенького любимчика отца Джона — Денис Дёмин.
Претендентка на роль новой королевы, а на показанный момент молодая любовница Генриха — Элис имела фигуру и лицо Ольги Герасимовой.
С 2011 года роль королевы-матери Элинор принадлежит приме театра Людмиле Чурсиной. Годы заточения в Винчестере не прибавили ей здоровья, но не смогли лишить стати и внутреннего стержня. Сжигающая душу ненависть-любовь к суровому неверному мужу и материнский инстинкт придают сил в интеллектуальных схватках с супругом.
Ох, уж эта борьба за власть. Столько нервов и здоровья, но потомкам интересно.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 7)

Читайте про другие
события

Актеры «Элинор и ее мужчины»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма