Отзывы о "Коварство и любовь"

Оценка редакции
Елена Шмырева 7 ноября 2023, 12:08

Как пишут в аннотациях об этой пьесе - мещанская драма. Почему же мещанская, задаешься вопросом, если пострадавшими становятся не только мещане, но потери постигают и дворянскую семью. Пошла смотреть терминологию: мещанская драма, жанр драматургии 18 века, воспроизводила серьёзные, исполненные драматизма конфликты морального и социально-бытового характера из жизни представителей третьего сословия, которые изображались как поборники добродетели и гуманности.
Да, главная героиня пьесы Шиллера дочь профессионального музыканта Луиза относится в рамках того века как раз к мещанском сословию. В наши дни именно это сословие растворилось среди других, и слово "мещанин" имеет совсем иной смысл.
Но даже не она и влюбленный в неё Фердинанд - знатный кавалер имеющий чин майора и приставку к фамилии «фон», по моим зрительским ощущениям, являются главными героями в постановке театра Романа Виктюка. На первое место выходит секретарь отца Фердинанда — Ворм. Неприметный служащий, коих столь много, что обыгрывая фамилию Wurm, что по немецки означает «червь», дает режиссеру возможность поделить эту роль на двух исполнителей. Извиваются и пресмыкаются, гадливо посмеиваются, ехидно напевают и ведут свою линию в этих ролях Дмитрий Бозин и Стас Мотырев . Подобная версия не вызвала у меня вопросительных эмоций в первую очередь потому, что мне нравятся оба артиста на сцене.
А вот подоплека взаимоотношений Фердинанда (Игорь Неведров) и Луизы (Анна Подсвидрова) в данной постановке заставила испытать легкий шок. У Шиллера это вариант романтической привязанности, тут же Фердинанд — явно представитель золотой молодежи, имеющий доступ к самым разным удовольствиям, включая психотропные, на которые подсаживает Луизу. Ладно бы склянку с лауданумом подсовывал, а то порошок. Зачем такое? Расширить зрительскую аудиторию? За счет кого? Для меня подобная трактовка — жирный минус. Луиза сразу выпадает из роли «поборников добродетели».
В остальном интрига движется по авторской схеме: желание отца женить сына на леди Мильфорд, фаворитке герцога, чтобы иметь возможность через неё овладеть доверием герцога, и попытка заставить отказаться от романтической привязанности к Луизе; вынуждение Луизы на написание записки к вымышленному возлюбленному, что приводит к ревности Фердинанда и трагическому финалу: отравлению девушки и самоубийству. Шиллеровский конец с торжеством закона — арестом Ворма, идеей которого и было злополучное письмо, разлучившее влюбленных, опущен, видимо, как недостоверный и утяжеляющий рассказ. Действие сокращено до 2х часов 15 минут. И остановка истории на моменте гибели влюбленных смотрится правильной и весьма впечатляющей.
С актерским исполнением все замечательно. Даже странный выбор на роль Гофмаршала фон Кальб не мужчины, а женщины Карпушиной Екатерины, не напряг. Но грохот дверей железных гробов, являющихся декорацией; встраивание в музыкальное оформление этой немецкой драмы каких-то шаманских напевов, — рвало повествование, моментами заставляя вспоминать пьесы абсурда, а также теории о том, что выбор места (а представление идет в здании конструктивистской постройки) определяет выбор средств художественной выразительности. Для меня конструктивизм — это про математику, логику, функциональность, но не про любование. Вот и спектакль как подобная конструкция: сложная, заставляющая отвлекаться на ходы и механизмы, но невозможная для достижения душевной гармонии.
Кому рекомендовать? В первую очередь поклонникам театра Романа Виктюка и занятых в спектакле артистов. Для большинства остальных, боюсь, что мимо. Хотя повторюсь, актерские работы очень качественные. Но вот всё вместе — Шиллер и Виктюк — у меня не сложилось.

Кристина Кристина 5 ноября 2023, 12:34

Сюжет спектакля, основан на одноименной пьесе Фридриха Шиллера, написанной в 1784 году. Постановка рассказывает историю двух влюбленных- Фердинанда, сына президента и Луизы, дочери простого музыканта разворачивающуюся на фоне интриг и политических конфликтов. В центре сюжета - конфликт между чувствами героев и социальным неравенством, который приводит к трагическому исходу. Спектакль раскрывает темы социальной несправедливости, власти и значимость для человека чувства любви. В спектале очень много символов. Я обратила внимание на двойственность, которая четко просматривалась на протяжении всего спектакля. Актеры одетые только в черные и белые костюмы, полотна черного и белого цвета, песня о червяках. Даже одного из коварнейших персонажей Вурма (что в переводе с немецкого Червь) сыграло два актера: Дмитрий Бозин и Стас Мотырев . Актерская игра в спектакле заслуживает особого внимания. Исполнители ролей проявляют высокое мастерство, удивляют своей эмоциональной отдачей и глубиной проработки персонажей. Особенно меня поразила игра Игоря Неведрова , сыгравшего роль Фердинанда,и Анны Подсвировой, сыгравшей роль Луизы. Их сильный эмоциональный заряд и выразительность передавала всю сложность и противоречивость любовных отношений, а также душевные страдания и внутренние конфликты. У Анны Подсвировой я периодически замечала слезы на глазах. Театр Виктюка славится необычным подходом к спектаклям. Так вот в данном спектале играл тяжелый рок, гремели железные двери, звуки горлового пения сопровождали некоторые действия, актеры с голым накаченным торсом расхаживали по сцене, письмо Луиза писала прям на теле восковым карандашом в виде какого-то странного рисунка (наверняка он даже что-то значит), а актеры показывали своё мастерство мимики. Самое поразительное, что диалогов в данном спектале, в отличии от классического театра, было не так уж и много, но каждое произнесенное слово, каждая фраза была наполнена глубочайшим смыслом. Спектакль "Коварство и любовь" стал для меня одним из самых ярких театральных впечатлений за последнее время. Он заставляет задуматься о вечных ценностях, о том, что действительно важно в жизни, и оставляет после себя глубокое эмоциональное впечатление.

Елизавета Ефремова 5 ноября 2023, 11:24

Кто бы смог поставить спектакль "Коварство и любовь" к столетию Ленина? А Виктюк смог! Придумал цитату, якобы из писем к Кларе Цеткин: "Вот победим мы царя. И в театрах пойдут замечательные пьесы. Такие, как «Коварство и любовь» Шиллера". И убедил клининских обкомовцев реализовать мечту вождя на сцене местного ТЮЗа, где Роман Григорьевич в то время был главрежем. Марчелло Мастроянни, во время съемок "Подсолнухов" видел этот спектакль и признавался, что не ожидал увидеть в русской глубинке постановку европейского уровня. Затем виток в сорок лет и очередное воплощение пьесы Шиллера появилось на сцене Театра Виктюка. На этот раз Роман Григорьевич поставил "Коварство и любовь" к своему собственному юбилею. Жаль, что нет возможности сравнить два этих спектакля, но можно увидеть идущий сейчас в Москве.
Фридрих Шиллер – мастер романтизма, но художник Владимир Боер выстроил на сцене тюрьму с грохочущими железными дверями, зарешеченными глазками и громадной гильотиной, вознесенной над мрачным миром Президента фон Вальтера (Павел Новиков). И парящий над всем этим миром белый саван... Или это богородицин плащ, пытающийся прикрыть Фердинанда (Игорь Неведров) Луизу (Анна Подсвирова) от неминуемой беды? Но судьба романтических любовников предрешена в мире, где больше всего ценятся власть и деньги.
Очередное противостояние отцов и детей. Для Фердинанда высшее счастье - хранить честь, держать слово, любить и быть любимым Луизой. Для его отца, Президента, счастье в продвижении по карьерной лестнице, в стремлении к власти. И не важно каким путём: честным или бесчестным.
В спектакле Виктюка, Вурм - секретарь президента и главное лицо в подлой интриге власти - раздвоился и превратился в червяков (Дмитрий Бозин и Станислав Мотырев). Отвратительные до тошноты создания не говорят, а воют специально написанные для этой постановки стихи Валентина Гафта.
В спектакле театра Виктюка "Коварство и любовь" бесстыдство соседствует со скромностью, трусость – с любовью, подлость – с всепрощением. Как всегда, Виктюк утверждает, что человеческая жизнь бессмысленна без любви, но абсолютно бессмысленно служение миру денег.
И над пространством сцены звучат песенки Марики Рёкк - напоминание об ужасах третьего рейха.
Спектакль "Коварство и любовь" театрален, современен и ярок, но при этом до жестокости беспощаден. Это спектакль не для тех, кто ходит в театр для развлечения, не для тех, кто оберегает себя от реалий действительности. Но и через двенадцать лет после премьеры, восторженные овации зрителей подтверждают, что этот спектакль нам важен и нужен.

Анастасия 3 ноября 2023, 12:02

«Коварство и любовь»
Театр Романа Виктюка

Уже из самого названия мы легко можем понять, о чем сюжет.

Но в постановке Романа Виктюка буквально обнажено все это: откровение о цинизме и подлости мира, о тех людях, которые лишены сострадания и веры, а главное любой ценой готовы преследовать свои интересы.

Ох, как же легко нарушить покой в молодых людях, которые только начинают любить и жить этими новыми эмоциями. Мы наблюдаем, как их чувства уничтожают коварными поступками, подлостью, обманными действиями и всем этим приводят к трагическому финалу..

Интересно было видеть в постановке много мужчин, много обнаженных мужских торсов. Судя по реакции зала, в сочетании с пластичностью актеров некоторые сцены для многих зрителей смотрелись с бОльшим интересом, скажем, если бы это был классический театральный формат.

А громоздкие и не сложные декорации как-будто усиливали все поднимаемые вопросы. По крайней мере, мне всю поставку они бросались в глаза и порой даже привлекали внимание больше, чем сами актеры. Особенно, когда наши герои реально шарахали дверьми с грохотом, делая это намерено слишком громко и демонстративно.

Светлана 22 февраля 2018, 12:45

Снова в Театре , и в одном из любимых - в Театре Романа Виктюка .‪http://teatrviktuka.ru/‬ В этот раз -«Коварство и Любовь» Шиллера . Но , сохранив сюжетообразующую канву произведения , Роман Виктюк показывает нам совсем иную историю , историю опаляющую своим сценическим искусством, вышедшую из полного страсти и красоты творческого горнила маэстро .
Как всегда - потрясающая красота и отточенность в каждом движении . Этот язык тел , который говорит даже больше , нежели текст . Восхитительный дуэт главных героев, сливающихся в полном чувственной страсти диалоге движений и при этом не прикасающихся друг к другу. Даже сидя в зале чувствуешь искрящееся между ними электричество .
А чего стоит творческая находка автора -идея неуничтожимого государства червей , системы пресмыкания и подавления , которую нельзя убить , ведь при разрубании одного червя их становится два . Кстати , эта идея доведена до своего апогея раздвоившимся секретарем президента Вурма, которого играют одновременно два актера .
Монологи и диалоги почти поются , стихи к спектаклю написал Валентин Гафт .
Отдельно хочется сказать о музыкальном сопровождении , хотя музыка здесь не фон для спектакля, а полноправный участник . Звучит Рамштайн, Вагнер и песенки Марии Рекк, сразу создающие атмосферу третьего рейха . Откуда она здесь ,- а разве рейх - ни яркий пример процветающего государства червей , как и наше коррумпированное бюрократическое государство.
Сцена оформлена в доминирующих чёрных тонах - это два падающих коридора дверей-гильотин , которые безжалостно перерубают все светлое и чистое , но зато делят и делят, без остановки размножая червей . Эти же двери для меня и порталы духовного паления или очищения, и гробы, где догнивают остатки человеческих чувств ... художник спектакля Владимир Боер вносит бы дыб цвет только в парящую над сценой шелковую рубашку , одновременно соединившую в себе и чистоту первого причастия и холодную отстранённостью савана . Своими изгибами ткань укрывает героев , не в силах уберечь, но делая их жертвами именно в силу их чистоты .
Ни один рассказ не передаст того, что чувствуешь , находясь в зале . Приходите смотрите , станьте на несколько часов частью пульсации сцены .

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / драма