Спектакль Симфония до мажор

Оценка редакции
Дата премьеры: 21 апреля 1999

Парад вдохновения, полет вдохнове­ния, принявшие зримые балетные формы.

«Хрустальный дворец», один из самых известных балетов XX века, был поставлен в июле 1947 года в Париже, в театре Гранд-опера, а в марте 1948 года был по­казан в Нью-Йорке труппой Баланчина, получив на­звание «Симфония до мажор», и под этим названи­ем он идет во многих театрах мира.

История создания этого баланчинского шедевра замеча­тельна и почти неправдоподобна. В 1947 году балет­ная труппа Гранд-опера оказалась без балетмей­стера и своего лидера Сержа Лифаря: по обвинению в коллаборационизме (сотрудничестве с немцами оккупантами), он был изгнан из театра и из Пари­жа, Лифарь протестовал, ссылался на объективные обстоятельства, в конце концов был оправдан и че­рез два года вернулся на прежнее место. Но пока что оно пустовало, а главное — возникла репертуар­ная пустота. Ее надо было заполнить, и в Париж был приглашен из Нью-Йорка Джордж Баланчин для то­го, чтобы перенести на сцену Гранд-опера три ба­лета нью-йоркского репертуара («Серенаду», «Апол­лон Мусагет», «Поцелуй феи»).

Выполняя принятые обязательства, Баланчин настолько проникся худо­жественным обаянием парижских артистов, что ре­шил принести им в дар незапланированный балет — им и стал «Хрустальный дворец». Метафорическое на­звание было выбрано не случайно: это образ парижской школы классического танца.

И более того, «Хрусталь­ный дворец» — хореографический портрет балетной труппы театра Гранд-Опера: его иерархическая структура (которую в своем театре Баланчин упразд­нил) сохранена и закреплена в структуре каждой части. В центре — этуаль и первый танцовщик, чуть отступив — две солистки, а ближе к заднику — корде­балет, все это незыблемые пространственные и про­фессиональные законы парижской академической труппы. Баланчин и не думает их нарушать, он ими любуется, он выявляет их художественную мудрость.

На сочинение и репетиции «Хрустального дворца» ушло две недели — всего две недели, необходимо это особо подчеркнуть: даже для Баланчина, всю жизнь рабо­тавшего уверенно и быстро, тот двухнедельный срок кажется необъяснимым. Объяснение, впрочем, не трудно найти, оно в самом характере балета. В нем как бы зафиксировано, переведено в текст то вели­кое воодушевление, которое овладело обычно столь сдержанным Баланчиным и которое передалось — передается еще и сейчас — всей труппе.

Отзывы о «Симфония до мажор»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Актеры «Симфония до мажор»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / балет