Отзывы о "Фотоаппараты"
Каждый спектакль в постановке Валерия Беляковича и раньше неизменно радовал, а сейчас и вове воспринимается, как нечто настолько ценное, что пройти мимо афиши - совершить большую ошибку. И как же хорошо, что в репертуаре Московского театра на Юго-Западе остаётся целое ожерелье этих драгоценных жемчужин.
Одна из них - спектакль "Фотоаппараты" по пьесе-фантасмагории Петра Гладилина.
Валерию Беляковичу действительно удалось создать на сцене мир на грани реального, полусон-полубыль. Ведь этот спектакль - одна ночь из жизни ещё нерождённых, а главные герои - два зародыша Говоркова (Антон Белов) и Топорков (Вадим Соколов), решившие отправиться навстречу приключениям пока их матери спят. Прихватив с собою фотоаппараты, чтоб запечатлеть всё самое интересное. И да, интересного за эту ночь происходит много. В одну ночь запросто может уместиться целая жизнь. Эта мысль не покидает на протяжении всего спектакля, начиная с бабочки-однодневки, которую виртуозно играет Андрей Санников. А после и по поводу участи одного из зародышей - Топоркова.
Эффект фантастичности всего происходящего достигается простым и гениальным приёмом - за счёт мешков. Эти мешки - практически единственный элемент декораций и главный элемент костюмов насекомых. Какая же прекрасная благодаря этим мешкам получилась муха (Денис Шалаев)!
Ну, и, конечно, нельзя не отметить фирменный юго-западный свет и идеально подобранное музыкальное оформление.
Атмосфера спектакля с беззаботной расслабленности дачного отдыха с каждой новой сценой становится всё напряжённее, ведь герои во время своего путешествия сталкиваются с непростыми ситуациями, заставляющими оценивать, делать выбор. А с момента появления на сцене Аарона (Антон Багиров) чувство несправедливости и обречённости просто захлёстывает!
Кстати, Тоня (Любовь Ярлыкова) и Маша (Елена Шестовская) - те самые мирно спящие и кажущиеся второстепенными персонажами беременные девушки, на самом деле главные. И осознание этого, пожалуй, и есть самое важное, что может случиться со зрителями во время этого спектакля.
Сходите.
11 июля 2010 года состоялся первый показ шедеврального спектакля Валерия Беляковича по пьесе - фантасмагории Петра Гладилина «Фотоаппараты».
А 16 декабря 2024 года я, нежданно-негаданно, попала на его 100-й показ. Когда узнала об этом, даже расстроилась – получается, что спектакль показывали не чаще, чем раз в месяц… А ведь в нем, несмотря на всю абсурдность сюжета, поднимаются очень вaжныe тeмы, а «красной нитью» через весь спектакль пpoходит мыcль o тoм, что жизнь пpeкраcна, удивитeльнa и нeповтopимa, поэтому нужно цeнить кaждый ee миг и нacлаждaтьcя им.
Это редкий спектакль, бередящий сердца как у молодой поросли, «еще не нюхавшей пороха», так и у тех, чья душа с возрастом уже успела зачерстветь.
Завязка сюжета:
«Две молодые женщины, имеющие пятинедельный срок беременности, встретились на даче, чтобы хорошо отдохнуть на свежем воздухе. Пока они спали, зародыши, еще не имеющие имен - девочка Говоркова и мальчик Топорков, познакомились, подружились и, взяв фотоаппараты, отправились познавать окружающий мир. Там они познакомились с очаровательной бабочкой и с практичной жирной мухой…»
Изначально, зародышей играли Олег Леушин (Говоркова) и Алексей Матошин (Топорков), говорят, что их дуэт был потрясающим. Но за минувшие годы они «подросли» и им на смену пришли Антон Белов и Вадим Соколов – более, чем достойная замена!!! Вы даже не представляете, насколько пронзительно ребята играют, заставляя зрителя на протяжении спектакля и смеяться, и плакать. А уж как у всех сердце кровью обливается, когда Вадим повисает в красном свете софитов - и передать невозможно!
А вот их мамы за минувшие годы совсем не изменились – на 100-м спектакле для нас играли все такие же молодые, красивые и талантливые Любовь Ярлыкова (Тоня) и Елена Шестовская (Маша)! Браво!!!
Ах, какой трогательный, очаровательный образ женщины, ждущей желанного ребенка, создала Леся Шестовская!
Ах, как рыдала в конце спектакля Тоня, поняв, какую роковую ошибку она совершила, когда решила сделать аборт («мне всего 22 года», «мы еще и для себя не пожили»). Любовь Ярлыкова, ставшая сама за эти годы мамой прелестного малыша, как никто понимает теперь весь ужас поступка своей героини.
В сотый раз вышла на сцену и прекрасная бабочка-однодневка Андрея Санникова, рассказавшая нам в своем пронзительном монологе о eдинствeнных, а пoтoму нeпoвтopимых, впeчaтлeниях, которые она пережила за свою скopoтечную жизнь.
Все также довольна своей жизнью практичная и циничная муха в исполнении Дениса Шалаева.
Не уступил никому за эти годы роль кокетливой американской госпожи Гемович и Антон Шатохин.
Старожилы спектакля также Антон Багиров и Денис Нагретдинов. Только выходят они, помимо насекомых, теперь в других образах.
Денис Нагретдинов стал мрачным Майклом, призывающим Топоркова отправиться туда, где он сможет сделать свое лучшее фото, зная, что назад он уже не вернется. А Антону Багирову (Аарон) поручено тащить за собой лодку, чтобы увести на ней Топоркова в потусторонний мир…
Ну, а Антон Белов из насекомых, которых снимали зародыши, стал теперь одним из них, как я уже говорила – Топорковой.
И все также за ни с чем не сравнимое световое и музыкальное оформление спектакля отвечали в этот вечер Вячеслав Климов и Александр Задохин.
Остальные насекомые в спектакле «пришлые», как выразился на поклонах художественный руководитель Олег Николаевич Леушин, вышедший на сцену вместе с директором театра Дмитрием Юрьевичем Берестовым, чтобы поздравить артистов с юбилеем.
Финал спектакля, где Маша, чтобы успокоить дочку, которая, тоскуя по другу, капризничает и пинается в животе матери, рассказывает ей, как они будут вместе сидеть у пруда и ловить рыбу, и где так и не родившийся Топорков поведал нам, что ему все-таки удалось воплотить свою мечту и сделать то самое неповторимое фото, получился, на удивление, светлым.
«Фотоаппараты» оставляют у зрителя чистое и грустное чувство, заставляют его задуматься о важных вопросах, и даже многое в своей жизни переосмыслить. Этот спектакль, как никогда, нужен в то непростое время, в которое мы живем. Показывайте его, пожалуйста, почаще!!!
«В 1997—1998 годах пьесы П. Гладилина входят в десятку лучших пьес года «
Вот эта фраза меня ставит в тупик теперь, после просмотра спектакля, особенно
Потому что пьеса мне не зашла. Ни как любителю абсурда, ни как – скромно – но все же почитателя сюрреализма. По простой причине – ни того, ни другого там нет.
Сюжет не банален.
Зародыши двух подруг, пребывающих на даче одной из них, сначала проводят летнюю ночь в обществе себе подобных, то есть насекомых, которые их понимают, а потом – при получении известия о возможном не-рождении одного из них, едут в Америку, и работают там репортерами, а то и правда – что еще делать, чтоб спасти свою жизнь.
Для чего сие придумано – дл великого откровения, полагаю, что зародыши – это люди полноценные существа, потому глупые бабы как простой инкубатор для взращивания не могут решать, что делать с ними.
Кстати, сюжет у нас совершенно сказочный, хотя за такие сказки автор был бы бит на деревенской вечеринке, колобок намного внятнее, да и гуси-лебеди.
Дамы, беременные главными героями, не замечают отсутствие всякого их присутствия, и выпадают из контекста приключений вовсе. Возникая только к финалу, когда надо вскрыть их глупость, и одной, и другой.
– смотреть проканало бы, если б не знать (а все в общем-то представляют) как выглядит зародыш.
Вот так. К пятой неделе, кстати, возникает там самая пуповинная связь эмбриона и матери, но это не так интересно, наверное.
Атмосфера бреда сгущается.
Наши зародыши (вес 1 грамм, длина 5 миллиметров) воруют фотоаппараты у своих мамаш. И теперь могут зарабатывать, фотографируя. Сначала любительские снимки – мухи, бабочки и прочего, а потом уже задания от редакции – Мэнсона и Мадонну. Кто их них кто, скорей всего, так и не узнаем никогда, да и не интересно, но, может, Мадонна – муха, а Мэрилин – бабочка.
И финита ля комедия.
После игры в классики возле дома Мадонны (зародыши – дети ж у нас примерно, хотя и пьют, курят, и весело танцуют в предыдущем эпизоде, но..ничто не чуждо натуре эмбриона, окучена и детская тема) одного из них забирает Харон (он же Аарон, какие-то гэги на тему имени серьезного божества), который перевозит душ умерших в мир загробный, и навряд ли согласился б везти непонятно что. Даже и без монеты, которую непременно нужно положить в рот увозимому в вечность.
И виной тому – решение, очевидно преступное, Тони.
Вторая мама – Маша – не так дурна, раз оставляет ребенка, но все равно гад, потому что убивает Муху, которую все успели полюбить .
Что хорошего здесь, в этом месте?
Актеры
Аарон – Тагиев Фарид.
Он совершенно в образе, по Вергилию
Мрачный и грязный Харон. Клочковатой седой бородою
Все лицо обросло — лишь глаза горят неподвижно,
Плащ на плечах завязан узлом и висит безобразно.
Гонит он лодку шестом и правит сам парусами,
Мертвых на утлом челне через темный поток перевозит.
Бог уже стар, но хранит он и в старости бодрую силу.»
И так отрывисто, так пафосно произносит» ат-тический», что достает эмоционально заскучавшего на игре в классики зрителя.
Зародыш Топорков – Матошин Алексей
Обаятельный, пляшет, прыгает, мечется, такого устаканить – задача не из легких
Зародыш Говоркова – Белов Антон
Странный, загадочный клоун, не-девочка.
Бабочка – Санников Андрей
Отличное камео, что и говорить. Актер утешает меня красотой декламации и пластики, почти античной веселостью, и философичностью в целом.
Муха – Денис Шалаев
Даже лучше Вупсеня и Пупсеня, хотя характер очень похож на гусениц из мультика. Или кто они там. Может, зародыши тоже.
Милый-милый Мух, всегда на своей волне, уютный и неподвижный,
убийцы мух – шэйм он ю.
Госпожа Гемович (Шатохин Александр) и господин Мак-Чилик (Курочкин Александр) – ну кабаре так кабаре, любим такое.
В общем, кто не боится курнуть что-нибудь, пыхнуть, не особенно вникая – велкам на «Фотоаппараты»