Отзывы о "Мертвые души"

Премьера
17 сентября 2022 (сб) | 19:00Полное расписание
Театр Романа Виктюка(Сокольники)
18+
Сегодня билеты просматривали 10 раз
Katya 16 июля, 08:24

Недавно мы впервые побывали в театре Романа Виктюка на спектакле "Мертвые души". Это премьера 2022г, поставленная Денисом Азаровым. Честно говоря, прошло уже некоторое время, а я до сих пор под впечатлением от увиденного, постановка оказалась очень неожиданной для меня.
Перед посещением я быстренько перечитала оригинал Гоголя, но в принципе необходимости в этом не было. Этот спектакль - не скучный пересказ классики, а авторское видение, в котором действие переносится во вневременной туннель, а русские народные песни и сказы обработаны и органично вплетены в действие, как будто бы их вписал туда сам автор.
Тем не менее, основная сюжетная линия сохранена и мы видим все основные действующие лица поэмы и даже немного больше, например появляется несуществующий у Гоголя следователь Порфирий Петрович (понятно к чему отсылка). Персонажи отображены с особенным комизмом, в том числе благодаря игре актеров - например, великолепно сыграл Плюшкина ведущий артист театра, заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин, а Коробочку - заслуженная артистка РФ Людмила Погорелова.
Главная роль - Чичиков - у Сергея Епишева, актера театра им.Вахтангова - 100% попадание.
Музыкальное сопровождение очень неожиданное, все эти песнопения, обряды и ритуалы - прямо представляешь себе Русь лет 100-200 назад. Голоса - аж мурашки по коже. Обряд в конце 1го действия - из какой-то самобытной деревянной России. Но все же 18+, пожалуй, хоть и произведение из школьной программы.
Постановка неоднозначная, некоторые уходили после первого действия, но для меня это однозначно один из лучших спектаклей за последнее время, я ни разу не посмотрела на часы, а это показатель. Очень динамично, современно и одновременно патриотично и исконно-русско.

Elena 28 мая, 03:38

На эти Мертвые души я хотела идти еще в феврале, когда была, собственно, премьера. Но сначала посмотрела "Окей, Гоголь" и... как-то решила отложить Души на потом. И вот наконец-то это это "потом" настало!
Сразу оговорюсь, что спектакль этот столь же похож на старые спектакли Дома Света, как, например, постановки Марка Розовского - на спектакли Юрия Грымова. То есть вообще, совсем не похож. Преданным поклонникам таланта Романа Григорьевича это стоит иметь в виду, чтобы заранее настроиться на "просто спектакль", а тем, кто театр Виктюка недолюбливал, побаивался или не знал вовсе - это знак, что можно идти и смотреть "с чистого листа".
Как, смешно, но точно сформулировал кто-то из зрителей после спектакля: "все возмутительно одеты, а раздевают не мальчиков, а девочку!" :)
Но вернемся же к "Мертвым душам". Действие поэмы Гоголя Денис Азаров перенес в наши дни, хотя текст и последовательность событий, как ни странно, не особо и пострадали (насколько я могу судить, впрочем). Некоторые новые герои перекочевали под бочок к Чичикову из совсем других классических произведений (вот, например, Порфирий Петрович), но, вопреки моим опасениям, это весьма органично вписалось во все действо.
Сцена оформлена (художник Николай Симонов) как подземный переход к электричкам. Населяют это пространство соответствующие личности - одного вы, если присмотритесь, увидите на фото пустой сцены, слева). Вообще я обычно не люблю подобные "некрасивые" переселения классики, но вынуждена признать, что здесь все оказалось удивительно к месту и хорошо. Тем более, что собственно Гоголя тут никто и не обещал - спектакль всего лишь "по мотивам поэмы", а в качестве драматурга указана Ольга Никифорова.
Ну и пара чисто технических моментов (не могу не поныть слегка). Мне понравилась постановка света - правда. Очень все к месту, выразительно, точно (художник по свету Иван Виноградов). Но есть один нюанс - когда свет дают из-за сцены, превращая всех героев поэмы лишь в движущиеся силуэты, - так вот, эти мощные прожекторы светят точнехонько в глаза зрителям. По крайней мере, первому ряду балкона точно :) В общем, часть действия приходилось сидеть с закрытыми глазами, что обидно. Надеюсь, в партере с этим лучше, конечно...
И еще - дым-туман здорово передает атмосферу. Но когда его постоянно много, съедает цвета и резкость "картинки". Опять же, возможно, дым просто поднимается вверх и в тумане сидит балкон, а не партер. Однако балкон же тоже был почти полон, не партером единым, в конце концов...
Ну вот, покритиковала, возвращаюсь к спектаклю.

Для нас играли:
Чичиков - Сергей Епишев
Петрушка - Дмитрий Тадтаев
Селифан - Степан Лапин
Манилов - Иван Иванович
Жена Манилова - Олеся Быкодерова
Ноздрев - Дмитрий Голубев
Собакевич - Дмитрий Жойдик
Жена Собакевича - Владислава Крюкова
Плюшкин - Дмитрий Бозин
Коробочка - Людмила Погорелова
Губернатор - Александр Семенов
Губернаторша - Елена Чубарова
Дочь губернатора - Мария Дудник
Дама, приятная во всех отношениях - Мария Казначеева
Приятная Дама - Анна Подсвирова
Следователь - Иван Степанов
Участковый - Михаил Руденко
Одноклассник Чичикова - Иван Никульча
Коллега Чичикова - Прохор Третьяков
Чиновник - Константин Авдеев
Таможенник - Наиль Абдрахманов
Мертвые души: Стас Мотырев, Светлана Гусенкова, Алдар Когаев, Александр Титаренко, Мария Михайлец, Анна Могуева, Виктория Савельева, Анастасия Якушева, Михаил Половенко

Это один из самых густонаселенных спектаклей в этом театре, по-моему. И чуть ли не единственный, где главную роль исполняет приглашенный (впервые приглашенный!) артист. Честно скажу, что я вижу Сергея Епишева в первый раз... Впрочем, видела когда-то в сериале "Кухня", кажется :) Что могу сказать - это оказался превосходный, идеальный, тот самый Чичиков! Иногда сидишь и представляешь на месте приглашенного актера кого-то /из любимчиков/ из труппы, но здесь реально попадание 100%! Я в восхищении и все такое.
Очень яркими и характерными получились все помещики, которых навещал Чичиков.
Невероятная парочка Маниловых... и сын их Фемистоклюс (Стас Мотырев) - ну восторг же! :)
Дмитрия Бозина в роли Плюшкина вообще сложно узнать! (А уж как забавно было его видеть буквально через пару дней после нашего восхищения царевной Саломеей :)))) )
Отдельный, кстати, поклон художнику по костюмам Анне Хрусталевой!
На самом деле все-все хороши, каждая сценка - просто подарок зрителю.
Интересна подобрана музыка. Правда, жутко не хватало во всем этот бедламе голоса Боярского, когда звучало Зеленоглазое такси. Я понимаю, живое исполнение (и прекрасное исполнение!), но оригинал, кмк, был бы... забавнее :)
Вообще должна сказать, что спектакль мне понравился. Да, возможно, на этой сцене он рискует показаться чем-то инородным, но сам по себе он классный! Так что рекомендую вполне искренне.

Олег 25 мая, 10:39

Очень необычная постановка, отличная игра актеров и прекрасное музыкальное сопровождение. Запомнились несколько незаурядных персонажей и их мегадиалоги. Хотелось бы еще отметить прекрасные декорации и хореографию, в общем если вы призабыли Гоголя со школьной скамьи, то смело шагайте в театр Виктюка освежить воспоминания и получить эстетическое удовольствие

inessa 1 мая, 11:42

После ухода Романа Григорьевича Виктюка, возглавивший театр Денис Азаров выпустил несколько премьер, одной из которых стали «Мертвые души». Я даже не могла предположить, ЧТО именно я увижу, и насколько увиденное мне понравится.

Прежде всего, опять используется излюбленный мною прием переноса действия в современность (точнее, кажется, что это конец 1990-х), но не «в лоб»: если на земле нас встречают подземные переходы, нечто похожее на кафельные душевые и черные мусорные мешки «для душ», то на втором уровне сцены находится стеклянный тоннель-коллайдер из будущего: что полетит по нему? Сверхскоростной поезд, птица-тройка, или же это – вообще путь на тот свет? Таким образом, мы оказываемся как бы «вне времени», а вставки с фольклорными легендами и песнопениями еще больше усиливают это ощущение. А небо тоже состоит из таких же черных мусорных мешков, но замечаешь это уже ближе к концу.

В спектакле появляются и новые герои: например, следователь Порфирий Петрович (реверанс в сторону Достоевского?), который расследует обстоятельства жизни Чичикова до приезда в город N, а также друзья и знакомые главного героя, рассказы которых дополняют его образ и позволяют лучше понять личность Чичикова.

Главную роль играет Сергей Епишев, знакомый мне ранее (неожиданно) только как ведущий программы «Большой мюзикл» на телеканале «Культура». Было большим удовольствием посмотреть на Сергея как на актера, потому что его Чичиков просто прекрасен: обходительный и изворотливый интриган в малиновом пиджаке и роскошной шубе, который одинаково может найти подход и к пожилой помещице Коробочке, и к скаредному Плюшкину и педантично собирает документы по выкупленным душам в файлики.

Вообще, спектакль оставляет непреходящее ощущение какого-то то ли психологического триллера, то ли кошмарного сна, от которого невозможно очнуться. Кажется, что это не главный герой дурит помещиков, а они заманивают его все дальше в паутину-ловушку, а помогают им в этом рядовые жители. В конце, действительно, начинаешь думать, что Чичикову бы «ноги унести», иначе – ведь пропадет без вести в этом захолустье.

Из помещиков больше всего впечатлил как раз-таки Плюшкин – Дмитрий Бозин. Еще раз убедилась в том, что он гений, иначе я не могу объяснить, как человек, который играет Саломею, Соланж, Имра или Федру, может до такой степени перевоплощаться. Плюшкин, скрюченный временем старик, передвигается как в замедленной съемке. Но самое страшное – это пронзительные голубые глаза и их взгляд. Он – словно воплощение какой-то древней жути, сама старость. При этом, Плюшкин сохраняет какую-то детскую трогательность, с этой своей котомкой на шее, в которой хранятся наиболее близкие сейчас сердцу вещи: от куклы-неваляшки до скомканного листа бумаги, а наливочка от покойницы-жены, любовно хранящаяся на шкафу, напоминает о том, что когда-то он был счастливым отцом семейства.

Также совершенно великолепны были армеец Собакевич (Дмитрий Жойдик), Ноздрев (Дмитрий Голубев) – с маниакальной одержимостью сыграть хоть во что-нибудь на деньги, и Манилов с супругой (Иван Иванович и Олеся Быкодерова) и их сынок Фемистоклюс – такие точно заманят.
Напряженную обстановку существенно разряжали сцены с двумя слугами Чичикова – Петрушкой и Селифаном (Дмитрий Тадтаев и Степан Лапин) и нерешительная Коробочка – Людмила Погорелова. А моя любимая Мария Дудник в роли дочери Губернатора казалась совсем малышкой, невинным ангелочком, которого готовятся принести в жертву заезжему «барину» - Чичикову.

Единственное, конец спектакля мне показался затянутым, казалось бы более логичным закончить после сцены бала-дискотеки с «Зеленоглазым такси», но далее воспоследовали длительный разговор двух дам и еще несколько сцен. Спектакль длился 3,5 часа вместо заявленных трех, и уже начинала чувствоваться усталость и других зрителей в моем окружении. Конец, однако, был очень впечатляющим и, наверное, максимально логичным, с учетом того, что Гоголь оставил свой роман по сути, незавершенным.

Но, в целом, сам спектакль просто привел меня в восторг. Да, это не «уникальный почерк» Виктюка, разумеется, «Мертвые души» – совсем иное, но такая постановка заслуживает такого места, как Дом Света.

9 из 10.

Елена Елена 28 апреля, 12:31

В последнее время я часто цитирую строки из интервью Олега Басилашвили, о том, что современными режиссерами движет «желание не прочесть пьесу, а показать, насколько оригинальна собственная фантазия».
Ярким доказательством правоты его слов служит последняя премьера в Театре Романа Виктюка – спектакль по мотивам поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Художественный руководитель театра – Денис Азаров выдал в нем на-гора все идеи, накопившиеся в его голове.
Перед походом в театр я прочитала, что пишет пресса об этом спектакле. Диапазон мнений критиков крайне широк - от «оглушительной неудачи» до «феерического шедевра».
Я больше склоняюсь к шедевру.
«Игра» Дениса Азарова, на мой взгляд, «стоила свеч»!
Следить за происходящим на сцене на протяжении всех трех часов было весьма интересно.
Очень сложная, многоуровневая сценография (художник Николай Симонов). Внизу — грязный подземный переход, исписанный бесконечным граффити. Над ним - перрон с табличкой «г. NN», повернутой к зрителю обратной стороной.
Здесь же тоннель, согласно программке - это «временной портал, где могут проноситься новейшие «Сапсаны», а может пролетать Птица-тройка».
Спектакль густонаселенный. Исполнение всех ролей (даже тех, которые без слов) в нем просто филигранное.
Помимо известных гоголевских персонажей,– Манилова (И. Иванович), Ноздрева (Д. Голубев), Собакевича (Д. Жойдик), Плюшкина (Д. Бозин) и Коробочки (Л. Погорелова) и их домочадцев, зрители увидят и бывших одноклассников и коллег Павла Ивановича Чичикова (И. Никульча, П. Третьяков, К. Авдеев и Н. Абдрахманов), которых появившийся в инсценировке Ольги Никифоровой следователь с заимствованным у Ф.М. Достоевского именем -Порфирий Петрович (И. Степанов) будет с пристрастием допрашивать, всеми силами стремясь расследовать дело проходимца, скупавшего мёртвые души.
А еще на сцене будет очень много реальных «мертвых душ» - так обозначены в программке актеры, изображающие полуживое бытие уездного городка NN.
Ну и, конечно же, главный персонаж, на роль которого был приглашен обаятельнейший Сергей Епишев, и его «свита» - Селифан (С. Лапин) и Петрушка (Д. Тадтаев).
Визиты к помещикам отходят в этом спектакле на второй план.
Зрителю здесь «во всей красе» показывают провинциальную Россию с ее чиновничеством, взятками, коррупцией, воровством и безнаказанностью. Россию, в которой с описанных Гоголем времен ничего не изменилось…
«Русский человек может быть святым, но не может быть честным».
Оттеняя происходящее, со сцены в изобилии звучат неведомые народные песни, сказки, былины и заговоры, собранные труппой во время экспедиции в Нижегородскую область.
Их современную обработку в жанре электро-фолк сделал композитор Вадим Каверин и звучат они так, что способны вогнать зал в транс.
Как их исполняют актеры!!! Это надо слышать!
Одна из самых ярких сцен – обряд оплакивания невесты, дочери губернатора (М. Дудник), уготованной в жертву Чичикову, которую условно хоронят для девичьего мира.
Однако, при общем настроении беспросветности Азаров все-таки дает своему зрителю и возможность посмеяться. С таким гротеском играет свою роль Людмила Погорелова, что не улыбнуться, глядя на ее Коробочку, вы, при всем желании, не сможете. Так же, как и слушая диалог Дамы, приятной во всех отношениях (М. Казначеева) и Приятной Дамы (А. Просвирова).
А чего стоит бал у губернатора (А. Семенов), превращённый в пьяную дискотеку «мертвых душ» с исполнением «Зеленоглазого такси»!!!
Думаю, что эту постановку интересно будет посмотреть не только поклонникам ТРВ.
В зале было очень много молодежи, и это радует. Надеюсь, что спектакль дал им достаточное количество «пищи для ума».

Юлия Владимирова 25 апреля, 05:43

Странная постановка "Мертвые души" в театре Виктюка. С одной стороны, вроде всё логично: типажи русского человека не меняются от века к веку. Остается Чичиков, желающий продвинуться любым путем. Остаются Коробочка и другие персонажи. Идея такой трактовки не нова. и режиссер не привносит в нее новые смыслы. Зато "приправляет" постановку множеством "странных" элементов: песни, пляски, полуобнаженное тело девушки.

Анна Васина 22 марта, 07:43

Весенняя премьера в Театре Романа Виктюка нестареющая классика "Мертвые души".

Несколько веков прошло, а произведение Николая Васильевича Гоголя не потеряли свою актуальность и злободневности и в наши дни, Гоголь как мне кажется вне времени он современен всегда.

Сюжет спектакля нет смысла пересказывать,он известен всем со школьной скамьи, текск сохранен бережнобережно, но в спектакле нет хрестоматийной скуки и занудства, а есть юмор и задор.

Действие перенесено в условное время, соединяющее прошлое и будущее. Место действия подземный переход.

Всё актеры одеты с иголочки, броско, современно и эпотажно,в духе времени - получились очень яркие образы.

Диалоги актеров прописаны хлестко и колко, легко, умно, остроумно.

Музыкальное оформление спектакля тоже весьма оригинальное это сочетание песен советской эпохи и народных песен в современной обработки в жанре электро-фолк.

Спектакль понравился👌, мне кажется, что классику надо ставить именно так, чтобы было интересно современным детям/подросткам/взрослым, ведь в зале сидят люди 21 века, именно в такой подаче "Мертвые души" становятся ближе и понятнее, нам зрителям.

"Мертвые души" – это интересный спектакль в исполнении талантливых актёров – о вечном и о временном.

Режиссёр Денис Азаров
18+
Продолжительность 3 часа с антрактом.

Марина 18 марта, 12:45

Были на спектакле "Мертвые души" 16 марта, постановка производит сильное впечатление. Великолепные декорации, отличная игра актёров.. Но есть вещи, которые сложно укладываются в концепцию и сюжет, в частности, обмазывание полуобнаженной девушки кремом, для чего это нужно? Смотрится, как чужеродный и дешёвый приём. В целом же очень интересная постановка.

Евгений 25 февраля, 06:39

"Мертвые души" – Великолепный спектакль!
Отличная игра актёров, новое переосмысление классики.
Советую!

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма