Спектакль Вертинский

Оценка редакции
Фестиваль

Спектакль-концерт про отношение человека с его собственным даром и с эпохой. Ведущий актер Пермского театра Альберт Макаров и джазовый пианист Александр Колесников создают особенный мир, полный живой музыки, стихов, мгновенных перевоплощений и, конечно же, песен Вертинского, в каждой из которых личная история актера тесно переплетается с историей героя спектакля.

В спектакле-концерте прозвучат песни Вертинского «Желтый ангел», «Минуточка», «Кокаинетка», «Снежная колыбельная», «Пикколо Бамбино», «За кулисами», «Маленький креольчик», «В степи молдаванской», «Бал Господень», «Концерт Сарасате», «Капризная, упрямая», «Песенка о жене», «Лиловый негр», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Танго, «Магнолия», «Маленькая балерина», «Я сегодня смеюсь над собой».

Отзывы о «Вертинский»

Н. Романова 27 февраля, 08:07

У меня есть две настольные книги, изданные, кстати, в одном и том же 1991году. Одна называется "Дорогой длинною...", другая "За кулисами".
В них - целая жизнь Александра Николаевича Вертинского, рассказанная им самим, его дневники, его стихи, ставшие знаменитыми песнями, его письма, в том числе невероятно трогательные послания любимой Лиличке и своим девочкам.
Как раз на этих воспоминаниях и основан спектакль-концерт "Вертинский" пермского "Театр-Театр", поставленный режиссером Борисом Мильграмом по пьесе, написанной Михаилом Бартеневым.
Ведущий актер театра Альберт Макаров на полтора часа превращается в Великого Шансонье. Макарову каким-то загадочным образом удается одновременно стать Вертинским и остаться собой. При этом он даже не пытается повторить знаменитую грассирующую манеру исполнения Вертинского, но у него прекрасно получается оживить его песни на сцене, показать в каждой из них кусочек его непростой, но безумно интересной жизни.
Перед нами за гримерным столиком усталый, пожилой человек, вынужденный мотаться с концерта на концерт по всей огромной стране, чтобы его семья ни в чем не нуждалась, выступать на заводах и в колхозах, жить в убогих гостиницах, но при этом ни разу до конца жизни не пожалевший о своем решении вернуться на Родину. Актер виртуозно перемещает нас с последнего концерта Вертинского в 1957 году в Доме ветеранов сцены им. Савиной в Ленинграде, в разные периоды его жизни, начиная с полного провала юного Саши на конкурсе в Московский Художественный театр из-за своего знаменитого "р". А вот самому Альберту Макарову повезло больше, правда добился он поступления не совсем праведным путем, о чем с присущим ему юмором и поведал в небольшом лирическом отступлении.
Каждая песня Вертинского неразрывно связана с определенными событиями из его жизни - кокаиновая зависимость и излечившая ее окончательно тяжелая работа санитаром в военном госпитале-эшелоне, потеря сестры, знакомство с Верой Холодной, его многолетние скитания по странам и континентам и встреча с единственной своей любимой "женулечкой-женой".
С какой неподражаемой легкостью, как естественно и в то же время затейливо происходит актерское перевоплощение, меняется костюм, смывается или снова наносится знаменитый грим "Русского Пьеро", и мы видим совершенно разного Вертинского, то в "кокаиновом дыму", то во фраке и цилиндре под хохлому и с балалайкой, в красных сапогах(но, упс! без штанов), то в неожиданных гротескных женских образах, то изысканным франтом, то сгорбленным стариком, и даже в фехтовальном костюме со шпагой. И каждая смена образа - новая "песенка". Любимые и давным-давно знакомые, они все равно звучат в спектакле по-новому.
Актеру блестяще удается проникнуть в неповторимый мир Вертинского и увлечь нас за собой. Поэтому после спектакля его и прекрасного пианиста Александра Колесникова долго не отпускают со сцены театра "Маска". Да чего уж там, я, например, готова сразу же заново повторить эти полтора часа. И что-то мне подсказывает, что все присутствующие в зале думаю так же.
Когда там следующие московские гастроли Альберта Макарова? Я иду!

Elena 22 февраля, 08:44

Эта неделя началась совершенно замечательно - в понедельник я попала на спектакль "Вертинский" Пермского академического Театра-Театра . Я очень люблю Вертинского и совсем ничего не знала о Театре-Театре...

Пьесу Михаила Бартенева я не нашла. И, честно говоря, немного, самую малость опасалась, что моноспектакль окажется полуторачасовой попыткой подражать Вертинскому. С одной стороны, конечно, видеозаписей его концертов, насколько я знаю, не существует. С другой — в общем, известно, как можно «показать Вертинского» — уж очень он характерный, заметный, узнаваемый. Но к огромному моему облегчению, Альберт Макаров на сцене не пытался _изобразить_ Вертинского и влезть в растиражированный образ Пьеро. Спектакль, поставленный художественным руководителем Театра-Театра Борисом Мильграмом, даже не не является, строго говоря, историей жизни, хотя и опирается, конечно, на значимые события. Причем начинается все "с конца" - с последнего выступления в доме ветеранов сцены.

Вернее, не так. Начинается все еще до того, как мы вошли в зал. Когда зрители входят, то обнаруживают на сцене гримирующегося актера, вполне себе общавшегося с залом: "Проходите, рассаживайтесь!". Это сразу очень располагает, попадаешь в очень правильную атмосферу и поддаешься очарованию главного героя :)

И вот гаснет свет и начинается... начинается, действительно, спектакль-концерт. Аккомпанирует прекрасный пианист Александр Колесников, а Альберт Макаров переносит нас в мир песен Вертинского.

Он перевоплощается то ли в самого Вертинского, то ли в героев песен-историй. Тут и Маяковский, и Вера Холодная, и гейша, и фехтовальщик, и...

Интересно, что переодевается и перегримировывается актер фактически на сцене, не прекращая рассказывать что-то и ни на секунду не выходя из роли. Вот только кого? В какой-то момент уже не Вертинский поет свои песни, не актер рассказывает о Вертинском, а Альберт Макаров рассказывает свою актерскую историю. И тут же - обратно, в мир Танго "Магнолия"... Это очень интересные "качели" - от разговора здесь и сейчас с реальным человеком до - век назад! - Вертинского. Сцена, человек, звуки пианино, голос. Нет границ, нет времени, будто мы и там, и тут одновременно.

Ну и песни, песни... Их прозвучало много (спасибо отдельное за список в программке!) - хотя хотелось еще больше! Одну я не слышала в исполнении Вертинского - "Капризная, упрямая". ("Кокаинетку" тоже, конечно, но ее записи и не существует, насколько я знаю) Остальные 15 знакомы настолько, что с трудом удерживалась, чтобы не подпевать. Думаю, большинство песен знакомы очень многим - кто их только не перепевал.

Нам подарили полтора часа чистой радости погружения в мир песен Александра Николаевича. Я лично осталась совершенно очарована спектаклем и постараюсь попасть на него еще раз, если снова привезут в Москву. Собственно, Пермский Театр-Театр вообще заинтересовал, буду следить за его гастролями - хочется увидеть что-то еще.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / моноспектакль