Спектакль Первый хлеб

Дата премьеры: 19 июля 2021

Пьесу молодого драматурга Рината Ташимова, ученика Николая Коляды, поставил польский режиссёр Бениамин Коц. Это история про разные полюса реальности: про молодость и старость, мир и войну, жизнь и смерть. Герои «Первого хлеба» — обычные люди, живущие в очень маленьком городе на очень большой реке. Они зависли где-то в безвременье — между настоящим и прошлым, цивилизацией и социальными пережитками. В центре спектакля оказывает поколение молодых людей, у которых как будто нет почвы под ногами. Они потеряны и не знают, что делать со своими жизнями, не могут просто жить и любить, поэтому идут на войну — на одну из десятков войн, идущих на планете. В этом их боль, их несчастье. Быть свободными — невиданная роскошь для представителей этого поколения. Позволить подобное себе может разве что бабушка Нурия (героиня Лии Ахеджаковой) — острая на язык, немного юродивая и при этом обладающая какой-то вселенской мудростью. Она видит мир насквозь и готова объявить войну тому, что противоречит закону любви и свободы. Она непременно победит, эта бесстрашная бабушка. Как именно — увидим на спектакле.

Фотография обложки Спектакль Первый хлеб: Первый хлеб, источник: sovremennik.ru.

Отзывы о «Первый хлеб»

Дмитрий Курылёв 25 июля, 11:44

Расходимся, никакого оскорбления ветеранов тут нет. И, судя по всему, не было.
Я шел на спектакль, не зная, что он стал скандальным еще до премьеры. Какие-то клоуны, называющие себя офицерами, написали доносы на театр и требуют лишить Ахеджакову звания народной артистки из-за оскорблений в адрес ветеранов, которые, мол, в спектакле содержатся. Поэтому я не был удивлен, когда увидел, как другие клоуны принесли несколько венков к зданию театра. Венки новенькие, с надписями вроде "хороним Современник". Клоунов сильно зацепил поцелуй двух мужчин в спектакле и свои переживания они смогли выразить только таким способом.
Надо сказать, что "Современник" - самый примерный театр в плане соблюдения антиковидных мер: тут не просто постоянно просят оставаться в масках, но также следят, чтобы все были в перчатках, выдают их на входе и постоянно просят не снимать их внутри. Из-за этого просмотр спектакля сопровождается почти непрерывным фоновым шуршанием полиэтиленовых перчаток, раздающимся по всему зрительному залу. Весь спектакль, пытаясь не обращать внимание на этот шорох, я ожидал оскорблений ветеранов. И не дождался. Более того, я даже мата никакого не услышал, хотя героиня Ахеджаковой без мата кажется совершенно искусственной. Пропаганды гомосексуализма я тоже не дождался. Поцелуй двух парней и последующий вопрос "ты что, пидор?" - это едва ли она. Пришлось прочитать текст пьесы. Весь сыр-бор оказался из-за сцены на кладбище, где героиня Ахеджаковой не очень почтительно разговаривает с могилами ветеранов. То есть по сюжету пьяная бабка, внук которой узнал на войну, кричит могилам героев, что они "остопиздели своей войной". По-моему, даже обсуждать всерьез это как оскорбление ветеранов могут только клоуны.
Спектакль же составлен из достаточно мощных слагаемых: прекрасная сценография, замечательная актриса в главной роли, интересное музыкальное решение. Однако все это не собралось у меня в единое целое. Я предполагал, что дело в пьесе ученика Коляды. Юмор самого Коляды часто оказывается слишком специфическим для меня. А тут еще и ученик. Однако, текст пьесы оказался неплохим. Там есть слабые места, но есть и нерв, прорывающийся сквозь эксцентрику вопль главной героини, образ которой прорисован будто специально под Ахеджакову. Может быть дело в том, что из текста вычеркнули половину текста, может быть в том, что режиссер переборщил с эксцентрикой, может просто к премьере еще не до конца сыгрались. Возможно всё вместе. Надеюсь, постепенно спектакль срастется. И может даже со временем, когда внимание беспокойной общественности переключится на что-то другое, в него вернётся текст пьесы без купюр.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 7)

Читайте про другие
события

Актеры «Первый хлеб»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма