Отзывы о "Жестокие игры"

Оценка редакции
Андрей Травин 20 июля, 08:32

«Жестокие игры» в первой своей постановке в советском «Ленкоме» я успел посмотреть в середине 80-х. Впечатление было, видимо, достаточно сильным, потому что почти сорок лет спустя помнил некоторые реплики. И к счастью совсем не помнил финал.

Перед посещением вопреки обыкновению прочитал пару отзывов и, получается, был предупрежден, что увижу не просто спектакль, а шоу. Был к этому готов. Но опасался, что после шоу не останется желанного послевкусия, не говоря уже о катарсисе. Ну, знаете как бывает на концертах групп типа «Бони М»: в процессе на лице была улыбка и на сердце тепло, потом выключили фонограмму, приглушили свет и уже в гардеробе у тебя ничего от концерта уже не осталось. И забегая вперед скажу, что с этим было всё хорошо. На обратной дороге хотелось обсудить увиденное.

Тогда в Советском Союзе я смотрел «Жестокие игры» безусым юношей и считал Нелли (безусловно именно ее воспринимаешь как главную героиню) просто безбашенной девкой. С некоторым обаянием. Интересной особой.
Некоторые почти столь же безбашенные и в моем окружении встречались. Нелли во втором акте рванула в Салехард.

А моя подруга уехала из Москвы еще дальше — в Нелькан, что в районе Охотского моря… Но у нее самой была квартира без родителей, наш общий флэт, а Нелли вписалась в квартиру без родителей к юноше, бросившему юрфак и коптящему небо с кистями художника в руках… Художника от слова «худо».

А теперь в зрелом возрасте я присоединяюсь к мнению Мишкиной жены, когда она беззлобно бросает Нелли ее основное определение: «Падаль!» (дословный перевод на современный русский архаичного слова «стерва»). Уже в первые минуты своего появления в пьесе Нелли устраивает жесткие переговоры с манипуляциями. Ну и дальше больше. По младости лет и зависимого положения действует немного нервно, неровно и не всегда умело. Истерит, что возможно идет не от ситуации, не от характера, а от актерского неумения. Предстает то во всем розовом, то в одном белье, то на высоких каблуках. Но в конечном счете всегда добивается своего.

Основные персонажи на месте разобщены несмотря на родственные связи, дружбу или секс.
Всё это вполне современно. Как и два десятка артистов, внезапно вышедших на авансцену в дождевиках и поющих на чужом наречии песню о том, что:
Когда ты устал, когда тебе одиноко, ты можешь просто протянуть руку.
Знай, я буду рядом.
Я помогу тебе пережить бурю.
Мы вместе: ничто никогда так не напоминало семью.
Знай, я буду рядом...

Жена сказала, что эти разновозрастные люди в накидках от дождя олицетворяют советский народ. Но зачем тогда они поют на тарабарском языке?

Мои религиозные чувства оскорбляет, что единственный верующий настаивает на аборте и проклинает дочь: это простительно сугубо атеистическому времени написания пьесы, но ныне тут надо было вырезать пару фраз или даже несколько слов.

Яркие краски боди-арта и жующая жвачку модель, живое исполнение песни «Love Tonight» австралийской поп-группы Shouse на английском, естественно, языке и одновременно милые советские подробности с покупкой пористого шоколада за полтора рубля и типичного советского чайного сервиза (точно такой же у моего тестя на даче). Вот такая смесь.

Нет самодвижущихся декораций: не привлекающие лишнего внимания люди во всем черном выходят и вручную меняют реквизит. Ровно такое я уже видел на представлениях цирка «Аквамарин». И это еще больше усиливает ощущение шоу.

В целом всё очень неплохо. Скучно точно не было. А магия театра вроде бы и не предполагалась.
Единственно, современный зритель сильно разлюбил морализаторство, который советский зритель тоже не любил, но готов был терпеть.

Татьяна 24 мая, 06:08

Я не читала и не видела этой пьесы. Догадываюсь, что пьеса, наверное, не дословно была поставлена. И советская действительность в постановке совсем заретуширована. Проскальзывает "прописка", но в целом легко допускается, что это нынешние времена.

Особенно взаимоотношения с родителями прям вот так и тянет отправить всех на сеансы к психологу. Буквально все стараются сепарироваться от родителей, тая обиду на них. Даже дочка Маши по малолетству видимо, все равно "сбегает" от матери, пусть и чужими действиями. И тем ценней отношения Терентия и его отца. Не те из прошлого, о которых расскажет сам отец, а нынешние. Нелюбовь. Точнее родители все в делах и своих жизнях, дети рядом по умолчанию. Дети и вырастают холодными, не умеющими любить. Либо же любовь подменяется гиперопекой - родители же лучше знают. Но в итоге теряют эту связь с детьми.. Жалко всех.

Жалко этих выросших детей, с чьих губ чаще всего слетает "скучно". Без неумения любить жажда жизни не появляется. И эта шебутная, отчаянно жизнерадостная Неля, завораживает и влюбляет в себя. А Неля убегает за светлым будущим. Настойчиво ищет любовь, не дорожа "целомудрием". Будучи проклятой отцом, она рыщет в поисках своего угла и своей любви. Но и у нее не выходит. Ибо вместе с доступностью телесной в ней сосуществуют и принципы. Какая-то наивность детская, простодушность - с умением устроиться. Но любовь она ведь злая. Как бы не отвергали дети родителей, и родители детей, но любовь сидит в них и заставляет и жадно хватать письма, жутко огорчаясь на печатный текст (значит, таки не все равно!). И в бешенстве "не замечать" "больше не любимого". Царство Снежной королевы оказывается не таким замерзшим, как все считали...

Правда, хорошая пьеса, а прочтение Марчелли лишь усиливает ощущение жесткости мира, возможно, даже бездушности, но и ярче видны все эти живые моменты отношений. Какие-то моменты излишне эротичные при этом не уходят в пошлость. Мне понравились эти яркие краски.

И очень хорошие все актерские работы. Экспрессия, с которой существует Неля, восхищает. Даже когда она что-,то рассказывает, а мы не слышим ее голос, но по одним эмоциям ясно, что это просто суперэкстроординарное событие! Живость просто запредельная! И да - очевидно, что этим она очень выделяется на фоне других. Екатерина Девкина. Восхитила!

Ребята пусть и не так ярки, но тоже очень хорошие образы вышли. И Кай, внешне спокойный, но вовсе не замороженный, а очень даже чувствующий! Митя Федоров. И какое же неловко-заботливое камео от Александра Яцко. Даже не думала, что его будет настолько мало, но очень показательная сцена. Ни разу Кай не Кай.

Ну, а Терентий вообще замечательный! Добродушный и мудрый. Даром что у него много и смешных моментов! Иван Расторгуев.

Возможно, Никита кажется более "простой" образ. Отличник по всем фронтам, первый парень, цель в карьере есть, достигается, девушки - это одна из физиологических потребностей. Неудовлетворение будет отвлекать. Но и тут вот выяснится, что не такая уж это "всего одна" потребность... Нил Кропалов (а как шоколадку ел!).

Очень понравился Константинов. Раскаявшийся, измором выбивающий прощение. При том что внешность к Бобровского не очень на милого дедушку смахивает.

Очень хороший Антон Аносов. Вот именно тот Мишка, который влюбляет в себя и не может сам любить по каким-то прагматичным причинам. Наверное, единственный абсолютно положительный персонаж, но не приторный вот совсем.

Красотка Ирина Климова. Стремительная, целеустремленная, нравящаяся, не особо рефлексирующая. Ее образ вообще очень в современность вписывается. Но и мне она нравится, к тому же не винящая родителей, без оглядки живет. Так детдомовская, кого винить?

Кстати, на удивление обаятельный образ вышел у Андрея Межулиса. И в общем понимаешь, что с Машей именно Ловейко на одной волне...

Да, внешняя форма спектакля не так однозначно понравилась мне, но пьеса и игра актеров мне очень понравились. А как пели!!!

Сергей 17 марта, 09:21

На днях посмотрел в театре Моссовета спектакль «Жестокие игры». Сразу отмечу что не ожидал увидеть на сцене классического академического театра, в котором блистали Любовь Орлова, Фаина Раневская и другие звёзды , современную молодежную актуальную пьесу с новым молодым поколением актеров , которая стала приятной неожиданностью для меня!
.
Популярная история автора Алексея Арбузова - частый гость на сценах Российских театров! Также актуальная для нас , хотя изначально была написана , как я понял, в контексте восьмидесятых годов. Тут поднимается вечная тема поиска молодыми людьми себя , своего места в этом мире! Как не стать инфантильным , не потерять чувство радости от жизни , и осознать границу между добром и злом ! Над этими вопросами я задумываюсь после просмотра спектакля .
.
В любой постановке для меня важна сценография и образ, воссозданный художником в пространстве сцены. Тут декорации лаконичны, минималистичны, но восхищает задумка использовать белый задник в качестве холста, на котором главный герой, начинающий художник , пишет свою картину ! Спектакль зрелищный , очень интересно наблюдать что происходит на сцене ! Сходите и сами все увидите!

Вера 19 февраля, 04:44

"Жестокие игры" в Театре Моссовета очень выделяются на фоне других спектаклей театра.
Драйвовый, современный, пульсирующий от громких звуков и музыки спектакль-перфоманс.

Его будто заряжали для молодёжи, а выстрелили и по более старшему поколению - по нам, родителям.

Пьеса Алексея Арбузова «Жестокие игры» написана в 1978 г. Евгений Марчелли увидел в ней вневременную историю и перенёс героев в наше время, осовременил.

Можно сказать, что это история о проблемах молодых - одиночество, равнодушие, пустота, потеря смысла жизни. Или это попытка показать нам, родителям, к чему могут привести наши ошибки. "Как невнимательно мы живём".

Главный герой Кай (Митя Фёдоров) недополучил от родителей любви и понимания. Для них он юрист, а он мечтал стать модным художником.
Они "откупились" от него деньгами, и он не может им этого простить.
⠀⠀
Его друзья - Никита (Нил Кропалов) и Терентий (Иван Расторгуев) тоже испытывают огромные трудности в общении с близкими. У одного отец пил и был жесток; у второго - синдром отличника, но его в семье упорно не замечают.
Девушку Нелю (Екатерина Девкина) заставили сделать аборт и заперли дома.

Всех героев пьесы объединяет одно: все они обижены на родителей.
И эта обида мешает им жить.
Не случайно главным хитом спектакля выбрана песня со словами 'All I need is your love tonight“. Будто надрывная просьба: ну дайте нам любви, протяните руку. Снимите маски равнодушия!

А момент, когда почти все артисты выходят на сцену её спеть в яркой одежде, - один из самых сильных.
За яркой красотой и огромным выбором скрывается одиночество и равнодушие.

Каждый герой по-своему борется со своей обидой. Экспрессивно и болезнено.
Художник Кай выплескивает её на холст, создавая на сцене настоящий перфоманс-арт. Это очень круто!
Терентий увлекается самодеятельностью, а Нелли постоянно куда-то бежит то ли с куклой, то ли с ребёнком.
Всё они так или иначе играют в игры.
Кто же их остановит?

Режиссёр здесь виртуозный монтажёр -
диалоги миксуются с музыкальными паузами и разножанровыми номерами, крики со звуками лопнувшего пузыря жвачки.
Каждому актёру дают возможность высказаться и молодые актёры с удовольствием это делают.

Очень рада, что в театре появилась такая актуальная постановка. Она безусловно привлечёт молодого зрителя и вызовет интерес у продвинутого зрителя.
А для родителей - это необходимый материал ещё раз задуматься.
Спасибо.

Елена Шмырева 18 февраля, 03:14

Пьеса вышла из-под пера Алексея Арбузова в 1978 году. За сорок с лишним лет многое изменилось. Театр Моссовета и режиссер Евгений Марчелли сделали так, чтобы вещь без кардинальных доработок и переделок звучала актуально. С некоторыми темами, на мой взгляд, справиться не совсем удалось, но постарались на них не акцентировать внимание.
Первое отделение. У Арбузова молодой человек Кай, на квартире которого и разворачивается действие, — забивший на занятия студент и увлеченный живописью художник. Увлечение оставили, а юношу сделали последователем современных тенденций в живописи — акционистом. Так что, можно пропустить какую-нибудь модную выставку, а сходить на спектакль. Перфоманс обеспечен. На глазах зрителя создается очередной грандиозный шедевр. Случайным образом на полотно щедро выплескивается краска, демонстрируется техника бодиарта. Процесс зрелищный и увлекательный. Больше смотришь, чем вслушиваешься в реплики.
Проблемы отцов и детей, границ, разделяющих поколения, обид и прощения, желания уцепиться хоть за что-то в этой жизни, когда нет уверенности в правильности выбранного пути — все это темы пьесы. Почему «жестокие игры»? Да потому, что все живут с ощущением нелюбви и мелкого предательства, развлекаются, пытаясь ответить показным равнодушием и безразличием на попытки сближения. И когда в доме появляется двоюродный брат Кая Михаил, выглядящий по-настоящему счастливым, состоявшимся человеком, у которого есть любимая работа, который поет собственные песни, девушке Неле, получившей случайный приют в интервале между попытками поступить в московский медицинский ВУЗ, кажется, что это выход - принять приглашение о работе медсестры в таежном городе. Может быть там, в дальних краях, есть шанс отыскать свое счастье.
Второе действие более насыщено событиями, но в то же время сложнее с привязкой мотивации поступков к сегодняшнему дню. Таежная романтика и увлечение тяжелой физической работой нынче не в моде. Оказывается, что и у Мишки не все гладко. Его жена, только недавно родившая дочку, гораздо больше чем ребенком интересуется производственными вопросами. Ей срочно надо ехать на буровую, чтобы проверить свою теорию о нефтеносном пласте. В этот момент и появляется на пороге Неля, имя которой Михаил уже забыл. Всех событий не буду пересказывать, что спойлерить, когда можно посмотреть.
Вещь в репертуаре театра появилась недавно. Вызвала волну самых разных откликов. Кто-то ругал за излишнюю откровенность отдельных сцен, но может с момента премьеры, что-то в постановке изменили, но меня ничто не смутило. Пожалуй, не стоит идти тем, кто на дух не переносит современное искусство.
Красивые светлые декорации, перфоманс в первом отделении и театр во втором — прекрасный вечер, подаренный Театр Моссовета

Елена 14 февраля, 10:46

All I need is your love tonight!
Удивительно современной оказалась постановка Театра Моссовета по пьесе Алексея Арбузова «Жестокие игры», хотя и написана пьеса в 1978 году.
Только романтика нефтедобычи и покорителей севера выдаёт возраст произведения.
Зато проблемы поиска себя, счастья, понимания и поддержки, которые нужны каждому, вечные.
Детские воспоминания о счастье семейных праздников, написанные от руки письма, боль от обид на родителей, непонимания, жестокости.
Все это множится и не изживается, потому как "родители не научили" любить и понимать.
А родителей - в свою очередь тоже.
Получается порочный круг.
Жестокие игры.
Родители сдают детей в круглосуточные ясли, ведь у них главное - ДЕЛО.
Дети вырастают и отыгрываются на родителях.
И кто первый разорвет эти путы?
Ведь всем нужно, по сути, одно:

All I need is your love tonight!

Все, что мне нужно, это твоя любовь сегодня вечером.

И не только вечером.
Всегда.

Вот книжки про любовь читаешь – как там все правильно разложено, а в жизни не то – одна смута.

Примелькался на белом свете. Куда ни приду – все то же. Мне никто не радуется. Смеются и не радуются… Поняли?

Это великое дело – помолчать вместе. Не каждый умеет…

Удивительно хороши молодые артисты.
Они уже знают слова буллинг, газлайтинг, только явления эти были раньше, даже времён написания пьесы. Поэтому вы не услышите никаких англиканизмов, что царапают слух.
Но будете со-переживать и со-чувствовать.
Мне кажется, мы разучились это делать.
"Очень невнимательно мы живем".
Терапевтическая постановка.
Хотя и 16+ (но все довольно целомудренно, разве что в нижнем белье героиня ходит)

Очень рекомендовала бы подросткам.
И родителям подростков.
Сходите, не пожалеете!

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма