Отзывы о "Отравленная туника"

Алла 17 февраля, 12:55

«Отравленная туника» - мое первое знакомство с творчеством Гумилева. И третья встреча с Театром Романа Виктюка. Почему встреча? Потому что этот театр уже третий раз обращается ко мне со сцены напрямую, вовлекает в диалог. Персонажи не просто привлекают интерес, не только заставляют сочувствовать – весь спектакль они ведут со зрителем беседу. Театр Романа Виктюка третий раз творил магию Искусства на сцене.
Первое, что обращает на себя внимание зрителя – камни, разложенные вдоль сцены. Вещественное олицетворение долга, гнетущего обязательства, глухой злобы, оков, сковывающих сердце человека, исконно стремящееся к свету и счастью. «Я — девочка и только!
Позволь мне доброй быть и быть счастливой?» обращается царевна Зоя к своему неумолимому отцу Кесарю.
Холодный камень проходит невидимым, но страшным спутником Имра через весь спектакль. Груз долга мщения камнем лежит на его сердце. Камень не дает свободолюбивому арабу поднять с колен терзаемую междоусобицей Аравию. “Камень” мести замениться “камнем” власти Византии над его Родиной. Удар камнем о камень не дает в начале пьесы Имру действовать по велению сердца. Полюбить Зою – значит предать обед воздержания, значит предать Родину, захлебывающуюся кровью. Но страсть берет верх… “Камень” раскаяния и стыда берет в руки царевна Зоя, разбив сердце трапезондского царя. Два главных соперника – Имр и трапезондский царь вместо любви, счастья и славы остаются в конце спектакля лишь с двумя леденящими руки “камнями” страшной смерти.
Отдельно хотелось бы упомянуть игру актеров. Именно благодаря ей удалось настолько точно передать непредсказуемость и коварство любви. Оба полюбившие Зою - сильные, доблестные мужчины. Но какие же они разные, какие разные чувства испытывают к царевне.
Жених Зои трапезондский царь ( Никита Башков ) – олицетворение светлой стороны любви, самых высоких помыслов, порождаемых ею. И сам он – в белой одежде, светловолосый всем своим видом говорит о добродетели. Зоя для него священна. Кажется, что он любит ее душу. Никогда он не мог шептать речей, заставляющих щеки юной царевны залиться румянцем. Трапезондский царь боготворит свою невесту, видит ее в образе светлого ангела и даже готов оставить ее со своим соперником, соблазнителем Имром наедине. Настолько он верит в ее непорочность.
Имр ( Дмитрий Бозин ) являет зрителю совсем другую сторону любви – темную, знойную, душную страхом и страстью, как арабская ночь. Полная противоположность жениха Зои он даже движется по-другому. Трапезондский царь прям в своих словах и поступках, прямо стоит и на сцене. Движения его размашисты, свободны. Имр то неистовым зверем бросается на врага, то текучими шагами, каждым жестом напоминая змея-искусителя, подкрадывается к Зое. Царевна разжигает в нем страсть, темное, звериное неистовство, до крика, до воя. Он любит ее безумно, но… Именно образ Имра отражает такую характерную для мужчин черту. Лишь только появляется перспектива славной битвы, великого свершения, доблестной схватки, Имр тут же бросает Зою и, даже не поцеловав ее на прощанье, спешит к своей новой армии.
Сама пьеса Гумилева заставляет задуматься над таким множеством вещей… А постановка этой пьесы только увеличивает их количество.

Н. Романова 2 июля 2023, 11:32

Единственная пьеса в репертуатре Театра Романа Виктюка из поставленных еще при жизни Мастера, которую он не позволил себе ни изменить, ни сократить. Его слова о Гумилеве: "Это великий автор, и его не нужно ничем раскрашивать" стали девизом получившегося спектакля. "Отравленная туника" - пьеса, неразрывно связанная с жизнью и смертью самого Гумилева. Его расстрел по сфабрикованному обвинению наложил трагический отпечаток и на дальнейшую судьбу произведения и на стилистику спектакля Театра Романа Виктюка. Мне необычайно понравился суровый аскетизм этой древней византийской истории, где вроде бы все должно быть по-восточному пышно и роскошно, а, между тем, на необычной сцене ДК имени Русакова мрачный антураж с торчащими стропилами, разбросанными по сцене булыжниками, железными решетками, гигантскими бревнами, которые периодически становятся мощными качелями или подобием распятия, а одежда героев не имеет ни восточного шика, ни узоров. На героях белые хлопковые хламиды, поверх которых временами наброшены солдатские шинели, на ногах грубые ботинки, и лишь объемная золотая вышивка на груди говорит о принадлежности персонажей к клану Византийского Кесаря Юстиниана. Невероятно стильный спектакль. Отличная работа и художника по костюмам Елены Предводителевой и сценографа Владимира Боера. И еще сразу отмечу работу со светом Сергея Скорнецкого. Я нечасто делаю на этом акцент, но здесь просто гениальное световое решение, так точно дополняющее действие, что свет становится полноценным участником спектакля, то выхватывая героев из мрака, то полыхая пожаром на заднем фоне, то подчеркивая лучами прожекторов силу чувств возлюбленных или трагичность происходящих событий. И вообще, я сидела два с лишним часа, боясь пошевелиться, чтобы не потерять ощущение восторга от самой настоящей античной трагедии, разворачивающейся на сцене. Думаю, в таком античном ключе и задумывал Виктюк ставить Гумилева. В "Отравленной тунике" изящество слога соединяется с высоким трагизмом древнего театрального действа. И пластика движений и присущий режиссуре Виктюка некий преувеличенный драматизм изложения здесь удивительно к месту. Соединяясь со скупым сценическим решением, это дает потрясающий эффект. Про пластику, пожалуй, отдельно. Практически вся пластическая нагрузка ложится на плечи главной звезды Театра Дмитрия Бозина. И как же он здесь хорош! Его арабский поэт и воин Имр, явившийся к Кесарю просить ****** для мести за свою разоренную страну, полон самых разных страстей, которые Бозин так чудесно передает пластически. Его находящееся в постоянном движении полуобнаженное тело передавало бы эмоции даже без слов, а тут еще есть потрясающий текст Гумилева. И когда он произносит оду красоте императорской дочери Зои, не только сама Зоя(Анна Подсвирова), но и все присутствующие в зале женщины замирают от восторга, слушая сладостные речи поэта.
- "Клянусь, со дня, когда я стал мужчиной,
Я не встречал еще таких, как ты,
Я не видал еще такой невинной,
Такой победоносной красоты.
Я клятву дал и изменить не смею,
Но ты огнем прошла в моей судьбе,
Уже не можешь ты не быть моею,
Я отомщу и возвращусь к тебе."
И, конечно же, Зоя не может сдержать напор нахлынувших на нее чувств. Ее царственная жизнь в золотой клетке и подготовка к предстоящей свадьбе с Трапезондским Царем, в сущности неплохим парнем, любящим ее, смелым и честным(Никита Башков) разрушается в одно мгновение. Она еще какое-то время пытается сопротивляться, но ясно же как день, что Имр уже украл ее сердце. Его слова о "глазах как у газели" и "груди, с блеском которой сравнятся только зеркала" застревают в ее сознании, руша спокойный мир царской наследницы.
Но ее эйфория от взаимной любви длится, к сожалению, недолго. Этой девочке придется столкнуться с интригами мачехи, жестоким властным нравом отца, трагическим уходом бывшего жениха, вину за который она считает своей и неясной судьбой возлюбленного, который, получив от Кесаря(Дмитрий Жойдик) обещанное ******, и в нагрузку предстоящую смерть от пресловутой отравленной туники, тут же забыл и о любви и о страсти и умчался в поход "даже не поцеловав". Королева интриг, императрица Феодора, опасаясь, что муж узнает о ее темном распутном прошлом, готова уничтожить всех, мешающих ее царствованию. И замечательная актриса Людмила Погорелова произносит последние слова в пьесе от имени Феодоры со все возрастающей мстительной радостью от того, что ее замыслы благополучно осуществились. Они обращены к несчастной Зое, ставшей невольной причиной всех событий:
- "Ты думаешь, ты женщина, а ты
Отравленная брачная туника,
И каждый шаг твой — гибель, взгляд твой — гибель,
И гибельно твое прикосновенье!
Царь Трапезондский умер, Имр умрет,
А ты жива, благоухая мраком.
Молись! Но я боюсь твоей молитвы,
Она покажется кощунством мне."
Я после просмотра спектакля настолько вдохновилась, что еще раз перечитала пьесу. Действительно гениальный текст, полный изысканности, страстности и трагизма. Пьеса, если что, есть в сети, можно насладиться, а еще дождаться нового сезона в театре и посмотреть этот замечательный спектакль.

Кристина 29 июня 2023, 04:34

Театр Романа Виктюка находится рядом с метро Сокольники. Оригинальное здание, которое сразу бросается в глаза. Вчера я впервые посетила этот театр на трагическом спектакле «Отравленная туника» по мотивам пьесы Николая Гумилева. Театр достаточно вместительный, но устроен так, что зрители не создают толпу, рассаживаясь по своим местам. Первый ряд партера - это продолжение сцены, и ты как бы сидишь вместе с артистами, пропитываясь их игрой и атмосферой.
Теперь о самом спектакле. Задействовано всего 6 артистов. Я не читала заранее это произведение, и вслушивалась в каждое слово, каждый звук, представляя картину вживую. На сцене в качестве декораций используются перевернутые столы, кровати, бревна, тяжелые булыжники…. Действие происходит в богатом дворце, но нет никакой роскоши и богатства, все очень просто… Спектакль поставлен в стиле оды, артисты не просто читают свои слова, а будто бы поют, протягивая каждое слово…. Периодически герои начинают очень громко разговаривать, я бы даже сказала, кричать…. Эмоции? Естественно! Но зачем так громко?
Сам сюжет спектакля мне напомнил роман Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Что-то есть схожее в царице Зое и Джульетте. Возможно, юный возраст героинь и влюбленность пылкая и искренняя, а возможно трагический финал… Бурная любовь дочери византийского царя к арабу, в тот момент, когда она должна выйти замуж за трапезондского царя….
Бродячий поэт араб Ивр, которого сыграл Дмитрий Бозин, предстал перед нами в образе дикого животного, который то мурчал по-львиному, то выл, как волк. Речь его лилась как песня, то тихо, то с надрывом, то мелодично, то речитативом, тем самым сводя с ума юную царевну и зрительский зал. Гибкость и пластичность артиста действительно подобны кошачьим повадкам. Накаченное тело, которое еще и используется талантливо, всегда завораживающе действует на зрителя…
На меня большое впечатление произвел Никита Башков, который сыграл царя Трапезондского. В конце спектакля его ждала трагическая гибель. Очень искренне артист исполнил свою роль, я верила тому, что он творил на сцене. Ненаигранно, честно, эмоционально и очень искренне.
В целом спектакль мне понравился. 2,5 часа без антракта пролетели незаметно. Спектакль запал в душу и теперь появилось желание увидеть и другие шедевры театра.

Елена 11 июня 2023, 01:57

"Отравленная туника" Николая Гумилева в постановке Романа Виктюка.
Последняя пьеса любимого поэта Серебряного века. Некоторое время пьеса считалась утерянной, не могли полностью восстановить текст, отыскать автограф. А про постановки и говорить почти нечего: по понятным причинам пьеса имеет не очень большую театральную историю.
Последняя постановка театрального мэтра, которая соединяет текст пьесы с обстоятельствами жизни Гумилева и получается драма вне времени и пространства.
Это какая то магия. Магия театра.
Соблюдены античные законы драматургии: триединства времени места и действия:
Время действия – начало VI столетия по Р.Х.
Место действия – зала Константинопольского дворца.
Действие происходит в течение 24 часов; между 3-м и 4-м действиями проходит ночь.
Но какое же это время? Действие пьесы происходит в Византии VI века нашей эры, в правление Юстиниана, а на сцене - никакой тебе византийской роскоши, наоборот.
Аскета голых железных коек, разбросанные камни, деревянные кресты.
Вместо пурпура одежд багрянородных - белые туники да шинели.
Исторические персонажи, Юстиниан, император Византии, его супруга Феодора и даже Имр, поэт, в окружении созданных фантазией Гумилева Зои, и Царя Трапезондского создают не просто историю о поэте - страннике, Имре, который является к римскому императору просить помощи в исполнении обета мщения за своего ******* врагами отца, но вдруг страстно влюбляется в дочь государя, но и историю конфликта страсти и долга, и конфликта поэта с властью.
Удивительно, но образ поэта Имра совершенно реален, благодаря Гумилеву, собственно, я и узнала про легендарного арабского поэта и владетельного принца Имру аль Кайса.

Философская выдумка одного поэта и путешественника о другом преломляется режиссерским решением в вселенскую драму гибели творца.
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам —
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.

Жена императора - Феодора в исполнении Людмилы Погореловой, прекраснейшая, мудрая и коварная, Медея, Миледи и маркиза де Мертей в одном лице.
"Императрице грустно жить в цепях".
Такое впечатление, что она не второстепенный, а ключевой персонаж пьесы, а все остальные - только пешки в ее игре.
Имр в исполнении Дмитрия Бозина - невероятно пластичный, пленяет своей животной харизмой не только Зою, но и весь зал, своей одержимостью - сначала местью, а потом своей страстью.
Постановка идет больше 2 часов без антракта, но это время пролетает на одном дыхании, оставляя в ошеломлении и с желанием идти перечитать Гумилева и снова прийти на спектакль, тем более, что следующий показ спектакля "Отравленная туника" уже 28 июня.

Яна Захарченко 10 июня 2023, 03:39

Спектакль в театре Виктюка «Отравленная туника»
Николай Гумилёв - русский поэт Серебряного века написал Отравленную тунику за три года до своего ухода. Виктюк поставил спектакль по пьесе Гумилёва «Отравленная туника» в год своего ухода. Так случилось, что спектакль «Отравленная туника» стал последней постановкой Маэстро. Премьера состоялась в марте 2020.
И вот мы снова можем насладиться этим прекрасным чудом, спектакль вернулся на сцену театра, после продолжительного перерыва. Был введены новые актеры - Никита Башков (исполняет роль Трапезондского Царя).
Для тех, кто не знаком с пьесой Николая Гумилёва, перед посещением, рекомендую прочитать или освежить в памяти, если вы уже знакомы.
Когда артисты театра Виктюка появляются на сцене – начинается магия. Когда на сцену выходит Дмитрий Бозин – зал замирает и перестает дышать, жадно ловя каждое слово, каждую реплику и движение этого невероятного артиста. Роман Виктюк был невероятно талантлив и такие же бриллианты собрал в своем театре. Дело Мастера продолжает жить. Театр Виктюка - это статус. Волшебство начинается еще задолго до того как зритель занимает место в зале. Чтобы почувствовать вкус театра Виктюка, в него надо войти, остановиться, закрыть глаза и услышать о чем говорит голос театра. А чтобы проникнуться максимально – обязательно зайти в кабинет Романа Виктюка, который открыт для посещения. Я люблю приходить в этот театр заранее, чтобы насладиться его вкусом и пропустить через себя энергию этого невероятного места.

Текст пьесы, из уст невероятно талантливых артистов театра Виктюка: Дмитрия Бозина, Дмитрия Жойдика, Людмилы Погореловой, Ивана Ивановича Анны Подсвировой и Никиты Башкова, словно услада для слуха зрителя. Голос, словно, льется из чувств и пробирает до дрожи. Длительность спектакля 2 часа 15 минут без антракта, и это время пролетает незаметно, на одном дыхании.
Действие истории происходит в Византийской империи - красивой, манящей и трагической. А пьесу Гумилёв создавал в 1918 году. Художник-постановщик Владимир Боер и художник по костюмам Елена Предводителева в декорациях и костюмах к спектаклю напомнят нам о времени создания пьесы и восточной романтики в спектакле нет, от слова совсем. Но присутствует существование на грани, чувственность и жёсткость, звуки скрежета и падения камней, металла, много шинелей и белые ночные сорочки – все это свойственно времени создания этой пьесы.
Все это мы увидим в декорациях к спектаклю: шинели, разбросанные по краю сцены камни, винтовая лестница по которой снизойдет Трапезондский Царь, рамы окон, металлические стулья, кровати, которые служат и тюремной решеткой и барьером сдерживающим порывы страсти и местом трагедии. Деревянные балки, которые то балансируют, то образуют крест. Звуки металла мы слышим и в голосе актеров, и в звуковом оформлении спектакля. Поразительно то, что впервые «Отравленная туника» была сыграна заключенными в петербургской тюрьме, где был театр. И вот именно среди заключенных этой тюрьмы, которые были приговорены к смерти, был и сам Гумилёв. Премьера «Отравленной туники» в петербургской тюрьме состоялась в тот день, когда Гумилёва расстреляли.

Главную роль – араба Имра играет Дмитрий Бозин. Имр красив, манящий как восточная сладость, и страшен одновременно. Цель его жизни – ***** и месть. В момент встречи Имра с юной Зоей (Анна Подсвирова), дочерью Юстиниана (Дмитрий Жойдик) он идет на поводу у своих животных инстинктов и соблазняет 13 летнюю красавицу Зою. Зоя, в силу своих юных лет живет, как подсказывает ей сердце и не понимает, что ее благие поступки могут пог***** не только окружающих и любящих ее людей, а и её саму. В «Отравленной тунике» у каждого героя своя ***** и тайны, и каждый носит камень за пазухой и, в самый неожиданный момент, готов бросить этим камнем в своего врага. У жены императора Юстиниана Феодоры (Людмила Погорелова) своя ***** с падчерицей. А евнух (Иван Иванович) хранитель всех дворцовых тайн.
Отдельно хочу рассказать о пластике спектакля. Я люблю пластические спектакли и пластика в этом спектакле очень глубокая. В каждом движении присутствует смысл (режиссер по пластике Михаил Вишневский). Дополняет каждое движение игра света на сцене (художник по свету Сергей Скорнецкий). Каждый луч прожектора подсвечивает тайные помыслы героев пьесы.
В «Отравленной тунике» есть все - страсть к достижению цели, месть, жажда *****. И эта страсть испепеляет и выжигает самое светлое чувство - любовь и превращает жизнь в пустую вражду, которая уничтожает всех вокруг.
Спектакль глубокий, поучительный и очень актуален вне времени. Рекомендую к просмотру.

Ольга 6 июня 2023, 10:50

"Я не люблю *****, когда возможно устроить дело без пролитья крови"

Проходя мимо театра Романа Виктюка поймала себя на мысли, пора сходить в театр.
Заинтересовал спектакль "Отравленная туника", как оказалось это последний спектакль мэтра Романа Виктюка.
В театр Романа Виктюка надо идти подготовленным, поэтому заранее прочитала пьесу Н. Гумилева "Отравленная туника".
Наверное, если не знать о чем пьеса, действие на сцене будет непонятным.

При входе в зал сразу попадаете на сцену, такая особенность в Театре Романа Виктюка.
На сцене расположены трибуны.
И первое, что видете это декорации! Белые, гладкие камни, железные кровати, балки, стулья (больше подходящие для пыток, чем для дворца), деревянные кресты, солдатские шинели развешаны на стойке.

Но в пьесе действия происходят в Константинопольском дворце и подразумевается богатство, золото, ковры.
"Здесь во дворце пустых немало комнат
С бухарскими и смирнскими коврами"

Интересная задумка использовать такие декорации, есть над чем задуматься "Что хотел сказать нам Маэстро? "
Возможно через главного героя он рассказывает судьбу Николая Гумилева...

Действующие лица:
Имр, арабский поэт - Дмитрий Бозин
Юстиниан, император Византии - Дмитрий Жойдик
Феодора, императрица - Людмила Погорелова
Царь Трапезондский - Никита Банков
Евнух - Иван Иванович

Не могу выделить кого-то конкретно, все были равны. Все актеры играли прекрасно!

Про пластику Дмитрия Бозина можно говорить без остановки! Его мяукащая речь, рычание, вой - придает только особый шарм спектаклю.

Но особенно поразила Людмила Погорелова, которая смогла передать суть своей героини. Умную, хитрую, циничную, мстительную, готовую на все, чтобы подняться с низов.

Спектакль очень мощный, эмоциональный, трагичный!
Рекомендую!

yasurprise 3 июня 2022, 02:12

В Театр Романа Виктюка я собиралась не просто долго, а очень долго. Еще несколько лет назад изучала афишу и все пыталась выбрать спектакль, с которого можно было бы начать знакомство с этим театром. И все никак не решалась. Уж слишком своеобразным он казался, судя по фотографиям и видео гуляющим в сети, да и отзывы об одной и той же постановке зачастую были диаметрально противоположными. Но вот, наконец, и час знакомства настал. Для начала был выбран спектакль «Отравленная туника».
Театр встретил приветливо, а внутри оказался довольно просторным. Около входа в партер с портрета встречает всех Роман Григорьевич и его роскошный пиджак.
Зал же удивил необычным расположением мест, огромным балконом. А сцены в привычном понимании (с подъемом над зрителями) нет.
Конечно, я учитывала высокий рейтинг спектакля среди отзывов, но это было не самое главное. Это последняя постановка Романа Виктюка, премьера ее состоялась 5 марта 2020 года. И в ней, конечно, виден почерк мастера. А ещё автор пьесы – Николай Гумилев – один из любимых поэтов Серебряного века. Поэтому интересно услышать его произведение из уст самих героев.
Больше всех, наверное, впечатлила Людмила Погорелова – царица Феодора. Хотя она и не главная героиня. Хитрая, умная женщина, пробившаяся из низов, ради власти готовая на всё. Драма же рассказывает про любовь юной царевны Зои (Анна Подсвирова) и простого арабского поэта и воина Имра, которого играет один из главных актеров театра Дмитрий Бозин. Очень своеобразная игра, растянутая, мяукаящая речь, даже пластика кошачья. Это было неожиданно и не похоже на всё виденное раньше. Декорации поразили не меньше. Ведь в тексте Гумилева идет рассказ о богатстве дворца и Византии, а на сцене мы видим камни, бревна, железные кровати. А вместо богатых одежд белые туники и серые шинели. И это тоже «фишка» Виктюка: текст произведения соединить с жизнью автора. Ведь Николай Гумилев написал произведение в 1918 году, когда вокруг были как раз такие «декорации». В общем, это был интересный опыт приобщения к особенному миру Романа Виктюка: удивить он точно смог.

rofekazan 10 июля 2021, 10:56

Полностью испорченное впечатление от некондиционированного зала. На улице +31, в зале наверное под 40, дышать нечем. Еще и требование в масках. Администрация, если не можете обеспечить человеческие условия приема зрителей, закройте на время театр.

Алексей Пенской 18 мая 2021, 10:13

«Отравленная туника» - последняя постановка Романа Виктюка. Неожиданно сильная после нескольких довольно обычных спектаклей. Размах античной трагедии. Эпический накал страстей.
Закрученный сюжет и насыщенная смыслами поэзия пьесы Николая Гумилёва превратились в невероятную по напряжению смесь драматического и пластического театра. Напряжение просто висит в воздухе, заставляет забыть напрочь о всем прочем.
Имр - одна из лучших ролей Бозина. Все актеры играют как в последний раз. Огромное впечатление, очень рекомендую.
Никто не знал, что это окажется последним спектаклем Виктюка. Но этот его прощальный поклон показал, что гений и до последней минуты гений.

Елизавета Ефремова 16 марта 2021, 03:21

Последняя премьера Романа Григорьевича Виктюка "Отравленная туника" состоялась 5 марта 2020-го. Прошел лишь год, а кажется что жизнь. За это время к нам пришел ковид и ушел Виктюк. Есть в этом сакральная закономерность: помои льются на землю, а лучших и талантливейших забирают к себе небеса. И чем дальше, тем чаще. Нам остаются их книги, картины, стихи и спектакли. Возможно это намек - вдруг если перечитаем все, пересмотрим, прочувствуем и поймем, то будет нам прощение. Может быть. Быть может. Иначе все было зря.
Красота спасет мир, сказал Достоевский. И любовь - говорил Виктюк. Говорил всегда. Каждым спектаклем, каждой ролью, в каждом интервью. Уже и не надеясь, что все его услышат и поймут. Слышали и понимали немногие. Спасибо, что такие люди есть. Иначе мир утонул бы в безнадежности.
Николай Гумилев написал "Отравленную тунику" в 1918 году. Нашел же время для декадентской стилизации под античную трагедию. Но видимо так было надо. Начал писать в Париже, закончил в Лондоне и уехал в Россию на смерть. Знал, догадывался что его ожидает, но офицерский долг не позволял прятаться от родины, от судьбы.
Через 102 года, стоя на пороге другого мира, Роман Виктюк поставил "Отравленную тунику" у себя в театре. Видимо так было надо. Слишком много он не успел сказать, слишком многими остался не понят.
"В холодных мраморных покоях константинопольского дворца императора Юстиниана, где стены слышат, а люди хранят молчание; где осторожные слова падают как капли воды, звонко разлетаясь под каменными сводами, а тишина душит, словно густой фимиам, появляется сын степей, воин и поэт Имр. Его жаркие речи околдовывают принцессу Зою. Его воспоминания лишают спокойствия императрицу Феодору…"
Наверняка Гумилев отождествлял самого себя именно с Имром - поэтом и воином. Поэт предсказал и свою судьбу, правда, вместо отравленной туники он получил от властителей пулю.
Три Аристотелевых единства соблюдены Гумилевым в этой пьесе – место, время и действие, все происходит в течение двадцати четырёх часов в зале Константинопольского дворца. Но спектаклю Виктюка тесно в заданных рамках. От Голгофы до застенков НКВД простирается его время и место. Герои спектакля живут, подчиняясь одним лишь эмоциям, а эмоций всего две: любовь и ненависть.
При входе в зал кажется, что художник Владимир Боер устроил из сцены свалку, но нет здесь ни одной лишней вещи, каждый предмет говорит, кричит. Деревянные брусья из качелей судьбы складываются в крест, сквозь панцирные сетки железных кроватей тянутся руки героев на свободу.
В пьесе всего шесть действующих лиц. На сцене шесть актеров театра Виктюка. Их игра завораживает. Это не актеры, это жрецы. Они не играют роли, а приносят жертвы неведомым богам. Они проводники между ушедшим Мастером и нами. Их миссия донести мысли, чувства и надежды Романа Григорьевича Виктюка до нас, смертных.

Анастасия 2 ноября 2020, 01:38

В прошедшую пятницу я посмотрела спектакль «Отравленная туника» в Театре Романа Виктюка по пьесе Николая Гумилева. Трагическая история бродячего поэта Имра и Трапезондского царя в Византии, перенесенная в декорации последних дней жизни русского поэта. В постановке Романа Виктюка пересеклись поломанные судьбы...
В спектакле пересекаются судьбы Имра и самого Гумилева, как в стихотворении «Я и Ты»:
Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из другой страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам —
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Прекрасна в свой жестокости Феодора (Людмила Погорелова). Для меня это центральный персонаж постановки — и Имр, и Зоя, и Трапезондский царь — лишь пешки в её руках.
Сильная женщина, которая вела свою линию очень четко и резко, и даже момент, когда её узнал Имр, не сильно выбил из колеи. А уж страсть — зашкаливает, хотя в плане страстей и Зоя (Анна Подсвирова) ей не уступала. И не скажешь, что Зое всего 13 лет, в сцене любви она не уступает опытному Имру.
Очень нравятся в этой постановке Антон Даниленко и Дмитрий Жойдик.
Образ Дмитрия Жойдика — Юстиниан — напомнил мне постановку этого же театра «Мандельштам», та же военная форма, тот же чеканный шаг. А потом оказалось, что не случайно. «Обратиться к этой драме я решил ещё в период работы над постановкой «Мандельштам». Мандельштам страстно любил Анну Ахматову, супругу Гумилёва, но она не приняла его чувств. Эту неразделённую любовь Осип Эмильевич тяжело переживал до конца своих дней», — рассказывает режиссёр спектакля Роман Виктюк.
Антон — Трапезондский царь — очень ярок в той сцене, в которой мне в прошлый раз не хватило его. Сейчас вся та жесткость, ярость, ревность видна — полная гамма эмоций. Как же его жаль, хотя с самого начала понятно, что Юстиниан не оставил бы его в живых. И хотя кесарь не осуществил свои планы, царь не вернулся в свои владения...
В этот раз у меня не было мысленных параллелей и ассоциаций с другими постановками. Со временем это стало цельной постановкой, и для меня наверно третий, ставший в ряд после Саломеи и Служанок.
Прекрасная подборка музыки и сочетание с декорациями, камнями, бревнами — это очень стильно, и очень в стиле Романа Виктюка. И костюмы — туники, шинели, контрасты белого и серого.
Из нынешних театральных будней — в зале надо сидеть и в масках, и в перчатках. Вот последнее очень утомительно, а уж аплодировать — ну вообще странно.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма