Отзывы о "Крошка Цахес"

Оценка редакции
Премьера
Инна 21 октября 2019, 11:29

У Досуга уже есть гениальная рецензия на этот спектакль и она идеально описывает постановку. Именно из-за этой статьи я маниакально отслеживала билеты.
"Десакрализация сцены", как тут удержаться, когда обещают такое?!
Да, люди уходят из зала пачками, да и на здоровье. Зато какой красивый мир на сцене.

Прочтите, если думаете идти или нет, лучше и не рассказать:
//m.vashdosug.ru/msk/theatre/performance/2537806/tab-reviews/review2538723/

Nat 21 октября 2019, 12:03

Были на спектакле "Крошка Цахес" в театре Ермоловой 19 октября. Наихудший спектакль из каких-либо виденных за последние 25 лет. Жаль потраченных денег и времени. В течение полутора часов кривлянье и дураковаляние на сцене. Впечатление такое, что либо режиссер не понимал, что хотел поставить, либо бестолковые артисты не поняли, что хочет режиссер и выкручивались кто во что горазд. Белиберда, чушь, психиатрическая больница! Разочарованы очень! Жаль, что такое гениальное произведение замечательного писателя так испохабили на сцене. Спектакль идет без антракта, каждый второй зритель убегал из зала! Не рекомендую!

Надежда 23 мая 2019, 09:45

Я впервые в театре им. Ермоловой, пришла на премьеру «Крошка Цахес», с другими работами режиссёра Кирилла Вытоптова не знакома, поэтому спектакль для меня как чистый лист.

Может ли сказочная повесть Э. Т. А. Гофмана повториться в наши дни? Оказывается, вполне может, если феи не исчезнут (и совсем не обязательно фее обладать волшебством, можно ограничиться даром внушения). Так замученный жизнью разносчик «Цхс-еды» встречает в караоке-баре фею, она своей забавы ради наделяет его способностью, благодаря которой в глазах большинства людей неприметный парень видится красавцем, набор слов из его уст окружающим слышится высокими речами. Юноша начинает манипулировать людьми, присваивая себе чужие заслуги. К счастью не у всех «температура по-цахесу» и те, кто видит истиную сущность самозванца, выведут его на чистую воду. Постановка близка к оригиналу, но сильно урезана, очень актуально и можно провести аналогии в современном обществе.

Сценография приятно удивила. Двухярусная сцена, словно делит жизнь на два мира: один светлый и чистый, как современный офис, но такой наигранный; другой мир в полумраке, опутаный корнями деревьев, но здесь всё настоящее. Герои переходят из одного мира в другой, на поверхности ведут светские беседы, а спускаясь под землю расслабляются за бокалом. В то же время между верхним и нижним ярусом ещё много уровней, «кротовых нор», которые открывают тоннели в параллельные реальности. Так мне понравилась сцена с неоновым костюмом и эпизоды с диваном. Видеопроекция и музыкальное оформление усиливали ощущение, хотя шумы и другие непонятные звуки я совсем не оценила, иногда они затмевали речь артистов, и приходилось догадываться о чём говорят.

В работе с актёрами режиссёр использовал современный подход, ему хотелось чтобы они были «спокойны, практически даже не играли бы» — задумка удалась, из зрительного зала казалось, что герои совсем безэмоцинальны, временами от монотонных речей становилось скучно, редкие юморные моменты не взрывали зал хохотом, а прокатывали лёгкий смех. Чаще всего улыбку вызывала фея, Роза Хайруллина в данной роли современная и невозмутимая, но оттого яркая и запоминающаяся. А ещё в памяти остаются ароматические палочки, расставленные в фойе, отличная идея, ранее не встречала в других театрах.

catspirit 19 мая 2019, 11:40

В театре им. М.Н. Ермоловой поставили спектакль по "Крошке Цахес" Гофмана. Совершенно невероятный спектакль.

Пожалуй, такого завораживающего сценического пространства я еще не видела. Пронизанное светом и звуками, оно сочетает в себе полумрак караоке-бара, туманный мистический лес Шьямалана, современное офисное пространство и космическую «кротовую нору». Формально решение сцены двухярусное, но спрятанных внутри смыслов, аллюзий и намеков хватит на десяток уровней.

Начинается все с диалога феи и Цахеса (здесь он начинает разносчиком пиццы, одетым в желтую униформу яндекс-еды), и уже в этот момент становится ясно, что это правильный спектакль. Цахес – трогательно инфантилен, фея совершенно безукоризненна. И абсолютно фея.
Фею Розу играет Роза Хайруллина. И, поверьте, это отдельный восторг, друзья мои. Она офигенная! Если в мире еще и остались феи, то они должны быть именно такими – ироничными, умными, волшебными и ехидными. Словно наблюдатель вне этого мира, на его краешке. Немного напоминает Джуди Денч в сериале про Бонда, которая также слегка отстраненный персонаж, и не менее мудрый и лукавый.

Периодически возникающая трансляция изображения с камеры обеспечивает крупные планы, и одновременно преломляет и искажает образы героев так, что начинаешь терять связь с современной реальностью, погружаясь в реальность, созданную текстом Гофмана. А они не всегда совпадают, между прочим, что делает происходящее немного психоделическим.

А еще есть завораживающая музыка, порой совершенно трансцендентная, и кажется, говорящая больше слов. В общем, как вы поняли сценография здесь - совершенно прекрасна.

Будем честны, на фоне этого завораживающего пространства с его звуками, светом и музыкой актеры выглядят бледновато и несколько теряются. Ну, кроме феи и Цахеса. Про фею вы уже все поняли, она в каком-то смысле гвоздь, на котором висит картина спектакля. Ну и Цахес, конечно же, обращает на себя внимание, как главный персонаж. Остальные действующие лица довольно однородны, малоразличимы и скорее создают некоторое количество "средних людей", чем набор отдельных ярких персонажей. С одной стороны, это вполне можно считать режиссерской позицией, с другой - создает легкую путаницу, которая, впрочем, не мешает общему восприятию.

Интересно, что в отличие от гофмановского злобного малыша-уродца, здесь Цахес вполне обычный человек, попавший волей случая в подходящее время и место (ну не каждому ведь повезло встретить на улице фею и предложить ей пиццу), и больше ведомый, чем проявляющий инициативу. В нем нет злобы, но зато есть некое смирение с обстоятельствами. Он принимает внимание и восторг окружающих со спокойным безразличием, и кажется, что и расстается с выпавшей на его долю славой без особых сожалений. Это тот случай, когда короля делает свита, и безумство хочется приписать даже не столько волоскам, заколдованным феей, сколько массовому увлечению новой "игрушкой". И опять-таки, в этом увлечении нет гофмановской трагедии, а есть лишь некая игра, которую до поры до времени принимают все стороны. Пока не наскучит. Современный мир, как он есть, с его любимым постмодернизмом, равнодушием и быстрой сменой кадров.
На мой взгляд, сделано отлично. И это стоит увидеть. Как минимум, ради потрясающей сценографии и прекрасной Розы Хайруллиной в роди феи. Ощутить волшебство и игру иллюзий.

Теперь вкратце про минусы.
1) Несмотря на то, что у актеров имеются микрофоны и со звуком вроде бы все хорошо (и даже отлично порой), произносимые реплики порой малоразборчивы. Это огорчает, тем более, что текст Гофмана (даже в обработке) полон изящной иронии, которую хотелось бы слышать, а не догадываться о ней. Надеюсь, что это со временем исправится, все-таки премьера.

2) Зал в театре почти плоский, сцена - довольно низкая, причем действие происходит не сказать, чтобы у ее края. Это означает, что хорошо видно с первых пары-тройки рядов, плюс девятый ряд, перед которым большое пространство. Дальше - хуже. Так как значительная часть действия происходит на первом ярусе, очень хочется, чтобы сцена была чуть более приподнята. Иначе часть действия просто теряется за головами впереди сидящих. А тут такая сцена, что даже кусок ее жаль упускать.

Но это я уже придираюсь. В остальном, это весьма интересно сделанный и очень современный по духу спектакль, который я с удовольствием рекомендую к просмотру.

Кстати, чем меня приятно удивил сам театр Ермоловой (тыщу лет там не была), так это своими дивными запахами. В фойе расставлены ароматические палочки, входишь и сразу попадаешь в совершено особую атмосферу, иной мир. Придумавшему эту идею я бы выдала сразу две премии.

Мария 18 мая 2019, 06:08

Традиционный спектакль с хорошей командой создателей, который сделает молва о нём и высшая критика, и конечно, он попадёт в Золотую маску, а композитор Горлинский и художник Абдрашитова ещё и получат. Об этом в финале так и заявляет герой Васи Березина.
Не скажу, что спектакль мне понравился, после него захотелось куда-нибудь в… Малый. Но интересно само обращение к материалу. Гофман в инсценировке Ольги Федяниной свеж и современен. Крошка Цахес (В.Березин) – в одежде курьера Яндекс-еды встречает фею (Роза Хайруллина), которая от нечего делать наделяет его сверхспособностями. Так окружающие начинают видеть в уродливом, злом и бездарном карлике суперзвезду, а после раскрытия правды – так же массово травить, доведя до смерти в ночном горшке. И это похоже на заразный вирус, с «температурой по цахесу», где герою и наступает тот самый «полный цахес».
Страшную сказку режиссёр Вытоптов упростил довольно весело. Получился быстрый, красивый и громкий винегретный балаган в богатых многоуровневых магических декорациях, видеопроекциях и в божественных трансцендентных шумах Владимира Горлинского.

Елена 17 мая 2019, 11:12

Новый "Крошка Цахес" - молодежный дурацкий спектакль. Есть в искусстве дуракаваляние такого типа, к которому относятся снисходительно, объясняя его молодым хулиганством. Это как раз тот случай. С одной стороны - хорошо продуманная сценография и очень хороший саунд: разнородные звуки, измененные голоса, переделанная музыка. С другой - несуразный текст на манер богомоловских "Мушкетеров" (до них здешним персонажам - как до звезды). Бессвязные диалоги, псевдонаучные изречения - все это напоминает анекдотичные ситуации, встречающиеся в театре, когда актеры забывают текст и начинают нести околесицу, выкручиваясь, кто во что горазд. Примерно это выглядит так:
- Ты из леса?
- Я пришел. Ой, что это у меня с микрофоном?
То есть исполнители специально играют "понарошку", постоянно напоминая зрителям, что они, на минуточку, актеры, а не "волшебники" или "просветители". А сам Цахес - Василий Березин - так и вообще режиссер другого театра (об этом он сообщил всем в финале, покидая зал - с упоминанием поставленных им спектаклей). Все бы ничего, если бы не утомительное словоблудие, от которого быстро начинает болеть голова. Понятно, что "так надо" - для чего-то... но для себя я не нашла мотивации, чтобы терпеть словесную какофонию. Слава богу, спектакль идет без антракта и не слишком долог.
И тем не менее. Два исполнителя вписались в происходящее: Василий Березин и Роза Хайруллина (фея Роза). Их реплики и движения по какой-то причине оказываются осмысленными и точными, и тему Гофмана они протаскивают сквозь всю шелуху и белиберду. Роза - это вообще особая песня. Нечеловеческая пластика, ироничная остраненность - в общем, фея она и есть фея, смотреть на нее и ее слушать - особое удовольствие. Ну и надо признать, что часть приколов и реплик довольно остроумны - особенно те, что касаются театра и кино.

Елена 17 мая 2019, 11:11

Новый "Крошка Цахес" - молодежный дурацкий спектакль. Есть в искусстве дуракаваляние такого типа, к которому относятся снисходительно, объясняя его молодым хулиганством. Это как раз тот случай. С одной стороны - хорошо продуманная сценография и очень хороший саунд: разнородные звуки, измененные голоса, переделанная музыка. С другой - несуразный текст на манер богомоловских "Мушкетеров" (до них здешним персонажам - как до звезды). Бессвязные диалоги, псевдонаучные изречения - все это напоминает анекдотичные ситуации, встречающиеся в театре, когда актеры забывают текст и начинают нести околесицу, выкручиваясь, кто во что горазд. Примерно это выглядит так:
- Ты из леса?
- Я пришел. Ой, что это у меня с микрофоном?
То есть исполнители специально играют "понарошку", постоянно напоминая зрителям, что они, на минуточку, актеры, а не "волшебники" или "просветители". А сам Цахес - Василий Березин - так и вообще режиссер другого театра (об этом он сообщил всем в финале, покидая зал - с упоминанием поставленных им спектаклей). Все бы ничего, если бы не утомительное словоблудие, от которого быстро начинает болеть голова. Понятно, что "так надо" - для чего-то... но для себя я не нашла мотивации, чтобы терпеть словесную какофонию. Слава богу, спектакль идет без антракта и не слишком долог.
И тем не менее. Два исполнителя вписались в происходящее: Василий Березин и Роза Хайруллина (фея Роза). Их реплики и движения по какой-то причине оказываются осмысленными и точными, и тему Гофмана они протаскивают сквозь всю шелуху и белиберду. Роза - это вообще особая песня. Нечеловеческая пластика, ироничная остраненность - в общем, фея она и есть фея, смотреть на нее и ее слушать - особое удовольствие. Ну и надо признать, что часть приколов и реплик довольно остроумны - особенно те, что касаются театра и кино.

catspirit 17 мая 2019, 12:07

В театре им. М.Н. Ермоловой поставили спектакль по "Крошке Цахес" Гофмана. Совершенно невероятный спектакль.

Пожалуй, такого завораживающего сценического пространства я еще не видела. Пронизанное светом и звуками, оно сочетает в себе полумрак караоке-бара, туманный мистический лес Шьямалана, современное офисное пространство и космическую «кротовую нору». Формально решение сцены двухярусное, но спрятанных внутри смыслов, аллюзий и намеков хватит на десяток уровней.

Начинается все с диалога феи и Цахеса (здесь он начинает разносчиком пиццы, одетым в желтую униформу яндекс-еды), и уже в этот момент становится ясно, что это правильный спектакль. Цахес – трогательно инфантилен, фея совершенно безукоризненна. И абсолютно фея.

Фею Розу играет Роза Хайруллина. И, поверьте, это отдельный восторг, друзья мои. Она офигенная! Если в мире еще и остались феи, то они должны быть именно такими – ироничными, умными, волшебными и ехидными. Словно наблюдатель вне этого мира, на его краешке. Немного напоминает Джуди Денч в сериале про Бонда, которая также слегка отстраненный персонаж, и не менее мудрый и лукавый.

Периодически возникающая трансляция изображения с камеры обеспечивает крупные планы, и одновременно преломляет и искажает образы героев так, что начинаешь терять связь с современной реальностью, погружаясь в реальность, созданную текстом Гофмана. А они не всегда совпадают, между прочим, что делает происходящее немного психоделическим.

А еще есть завораживающая музыка, порой совершенно трансцендентная, и кажется, говорящая больше слов. В общем, как вы поняли сценография здесь - совершенно прекрасна.

Будем честны, на фоне этого завораживающего пространства с его звуками, светом и музыкой актеры выглядят бледновато и несколько теряются. Ну, кроме феи и Цахеса. Про фею вы уже все поняли, она в каком-то смысле гвоздь, на котором висит картина спектакля. Ну и Цахес, конечно же, обращает на себя внимание, как главный персонаж. Остальные действующие лица довольно однородны, малоразличимы и скорее создают некоторое количество "средних людей", чем набор отдельных ярких персонажей. С одной стороны, это вполне можно считать режиссерской позицией, с другой - создает легкую путаницу, которая, впрочем, не мешает общему восприятию.

Интересно, что в отличие от гофмановского злобного малыша-уродца, здесь Цахес вполне обычный человек, попавший волей случая в подходящее время и место (ну не каждому ведь повезло встретить на улице фею и предложить ей пиццу), и больше ведомый, чем проявляющий инициативу. В нем нет злобы, но зато есть некое смирение с обстоятельствами. Он принимает внимание и восторг окружающих со спокойным безразличием, и кажется, что и расстается с выпавшей на его долю славой без особых сожалений. Это тот случай, когда короля делает свита, и безумство хочется приписать даже не столько волоскам, заколдованным феей, сколько массовому увлечению новой "игрушкой". И опять-таки, в этом увлечении нет гофмановской трагедии, а есть лишь некая игра, которую до поры до времени принимают все стороны. Пока не наскучит. Современный мир, как он есть, с его любимым постмодернизмом, равнодушием и быстрой сменой кадров.

На мой взгляд, сделано отлично. И это стоит увидеть. Как минимум, ради потрясающей сценографии и прекрасной Розы Хайруллиной в роди феи. Ощутить волшебство и игру иллюзий.

Теперь вкратце про минусы.
1) Несмотря на то, что у актеров имеются микрофоны и со звуком вроде бы все хорошо (и даже отлично порой), произносимые реплики порой малоразборчивы. Это огорчает, тем более, что текст Гофмана (даже в обработке) полон изящной иронии, которую хотелось бы слышать, а не догадываться о ней. Надеюсь, что это со временем исправится, все-таки премьера.

2) Зал в театре почти плоский, сцена - довольно низкая, причем действие происходит не сказать, чтобы у ее края. Это означает, что хорошо видно с первых пары-тройки рядов, плюс девятый ряд, перед которым большое пространство. Дальше - хуже. Так как значительная часть действия происходит на первом ярусе, очень хочется, чтобы сцена была чуть более приподнята. Иначе часть действия просто теряется за головами впереди сидящих. А тут такая сцена, что даже кусок ее жаль упускать.

Но это я уже придираюсь. В остальном, это весьма интересно сделанный и очень современный по духу спектакль, который я с удовольствием рекомендую к просмотру.

Кстати, чем меня приятно удивил сам театр Ермоловой (тыщу лет там не была), так это своими дивными запахами. В фойе расставлены ароматические палочки, входишь и сразу попадаешь в совершено особую атмосферу, иной мир. Придумавшему эту идею я бы выдала сразу две премии.

svfelina 15 мая 2019, 09:50

Убого, примитивно, к Гофману имеет слабое отношение. Нелепое и и примитивное прочтение загадочного и мистического автора. Где тонкая сатира, поэтическая мечта, мистическая действительность немецкого писателя-романтика?

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 6)

Рецензии

«Крошка Цахес»: Спектакль, который вам не понравится. Но он и не должен

О премьере Кирилла Вытоптова в Театре Ермоловой.

17 мая 2019, Inner Emigrant

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма