Спектакль Крошка Цахес

Оценка редакции
Премьера
Дата премьеры: 15 мая 2019

15 и 16 мая в Театре имени М. Н. Ермоловой состоится премьера фантастической трагикомедии «Крошка Цахес» по повести немецкого романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Режиссер — Кирилл Вытоптов, чьи спектакли можно увидеть в театре «Современник», Мастерской Фоменко, Электротеатре «Станиславский». 

«Кирилл Вытоптов — новое имя для Театра Ермоловой, но московскому зрителю давно известное. Гофмановские произведения очень актуальны для современного театра: в них с иронией говорится о том, что волнует нас с вами сегодня. Думаю, этот спектакль займет достойное место в нашем репертуаре», — говорит художественный руководитель Театра Ермоловой Олег Меньшиков.

Повесть «Крошка Цахес» рассказывает о массовых иллюзиях и заблуждениях, когда уродливое, злое и бездарное в глазах большинства людей выглядит красивым, добрым и талантливым. Подобно вирусу, Цахес манипулирует другими людьми и присваивает себе чужие достижения. Действие спектакля развернется в наши дни, однако в привычном и узнаваемом мире постоянно будут открываться дверцы в фантастические и параллельные миры.

Роль Цахеса сыграет Василий Березин — молодой артист и режиссер, работающий с авангардными формами театра. Среди его проектов — спектакли в заброшенном депо возле Курского вокзала и в заколоченном кинотеатре «Таллин». 
В постановке сыграет актриса Театра Олега Табакова Роза Хайруллина, известная многим зрителям по ролям в спектаклях Константина Богомолова: «Идеальный муж» и «Карамазовы» в МХТ имени Чехова, «Гаргантюа и Пантагрюэль» в Театре Наций и других. Артистка также снималась в фильмах «Кислота», «Орда» и «Училка».

Также в спектакле примут участие артисты Ермоловского театра и приглашенные актеры: Артем Цуканов, Вера Колесникова, Сергей Власенко, Наталья Горбас, Владимир Зайцев, Александр Кудин, Дмитрий Павленко и другие.

Режиссер Кирилл Вытоптов, ученик Олега Кудряшова, поставил десятки спектаклей в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре и других городах. Сотрудничает с экспериментальными театрами и проектами: Центром имени Мейерхольда, Театром труда, Liquid Theatre. Как актер играет в спектакле Филиппа Григорьяна «Камень» в Театре Наций.

Художник постановки Нана Абдрашитова работает в России и за рубежом. Сотрудничала с Олегом Глушковым, Тимофеем Кулябиным, Юрием Квятковским, Марком Розовским, Ниной Чусовой. Работала со спектаклями в Театре Наций, «Современнике», БДТ имени Товстоногова, Театре Ленсовета. 

Драматургом проекта стала Ольга Федянина – известный театральный критик, переводчик, драматург, редактор и обозреватель еженедельника «КоммерсантЪ-Weekend».

Композитор – Владимир Горлинский, чьи произведения исполняли коллективы под управлением дирижеров Юрия Башмета и Теодора Курентзиса. С 2015 года работает с Электротеатром «Станиславский». Преподает в Московской консерватории.

Хореограф – Татьяна Гордеева. Сотрудничает с драматическими театрами, преподает в Академии Вагановой, принимала участие в работе Международного центра танца и перформанса ЦЕХ. Хореограф нескольких перформансов в ЦИМе. 

Театр Ермоловой был основан в 1925 году. С 1946 года располагается в историческом здании в начале Тверской улицы. С 2012 года театр возглавляет народный артист России Олег Меньшиков. Среди спектаклей текущего репертуара — «Игроки», «1900», «Счастливчики» и «Макбет» Олега Меньшикова, «Утюги» Алексея Размахова, «Демон» и «Ревизор» Сергея Землянского, «Гамлет» Валерия Саркисова, «Текст» Максима Диденко, «Утиная охота» Евгения Марчелли и другие.

Отзывы о «Крошка Цахес»

Ещё 5 отзывов
Надежда 23 мая, 09:45

Я впервые в театре им. Ермоловой, пришла на премьеру «Крошка Цахес», с другими работами режиссёра Кирилла Вытоптова не знакома, поэтому спектакль для меня как чистый лист.

Может ли сказочная повесть Э. Т. А. Гофмана повториться в наши дни? Оказывается, вполне может, если феи не исчезнут (и совсем не обязательно фее обладать волшебством, можно ограничиться даром внушения). Так замученный жизнью разносчик «Цхс-еды» встречает в караоке-баре фею, она своей забавы ради наделяет его способностью, благодаря которой в глазах большинства людей неприметный парень видится красавцем, набор слов из его уст окружающим слышится высокими речами. Юноша начинает манипулировать людьми, присваивая себе чужие заслуги. К счастью не у всех «температура по-цахесу» и те, кто видит истиную сущность самозванца, выведут его на чистую воду. Постановка близка к оригиналу, но сильно урезана, очень актуально и можно провести аналогии в современном обществе.

Сценография приятно удивила. Двухярусная сцена, словно делит жизнь на два мира: один светлый и чистый, как современный офис, но такой наигранный; другой мир в полумраке, опутаный корнями деревьев, но здесь всё настоящее. Герои переходят из одного мира в другой, на поверхности ведут светские беседы, а спускаясь под землю расслабляются за бокалом. В то же время между верхним и нижним ярусом ещё много уровней, «кротовых нор», которые открывают тоннели в параллельные реальности. Так мне понравилась сцена с неоновым костюмом и эпизоды с диваном. Видеопроекция и музыкальное оформление усиливали ощущение, хотя шумы и другие непонятные звуки я совсем не оценила, иногда они затмевали речь артистов, и приходилось догадываться о чём говорят.

В работе с актёрами режиссёр использовал современный подход, ему хотелось чтобы они были «спокойны, практически даже не играли бы» — задумка удалась, из зрительного зала казалось, что герои совсем безэмоцинальны, временами от монотонных речей становилось скучно, редкие юморные моменты не взрывали зал хохотом, а прокатывали лёгкий смех. Чаще всего улыбку вызывала фея, Роза Хайруллина в данной роли современная и невозмутимая, но оттого яркая и запоминающаяся. А ещё в памяти остаются ароматические палочки, расставленные в фойе, отличная идея, ранее не встречала в других театрах.

catspirit 19 мая, 11:40

В театре им. М.Н. Ермоловой поставили спектакль по "Крошке Цахес" Гофмана. Совершенно невероятный спектакль.

Пожалуй, такого завораживающего сценического пространства я еще не видела. Пронизанное светом и звуками, оно сочетает в себе полумрак караоке-бара, туманный мистический лес Шьямалана, современное офисное пространство и космическую «кротовую нору». Формально решение сцены двухярусное, но спрятанных внутри смыслов, аллюзий и намеков хватит на десяток уровней.

Начинается все с диалога феи и Цахеса (здесь он начинает разносчиком пиццы, одетым в желтую униформу яндекс-еды), и уже в этот момент становится ясно, что это правильный спектакль. Цахес – трогательно инфантилен, фея совершенно безукоризненна. И абсолютно фея.
Фею Розу играет Роза Хайруллина. И, поверьте, это отдельный восторг, друзья мои. Она офигенная! Если в мире еще и остались феи, то они должны быть именно такими – ироничными, умными, волшебными и ехидными. Словно наблюдатель вне этого мира, на его краешке. Немного напоминает Джуди Денч в сериале про Бонда, которая также слегка отстраненный персонаж, и не менее мудрый и лукавый.

Периодически возникающая трансляция изображения с камеры обеспечивает крупные планы, и одновременно преломляет и искажает образы героев так, что начинаешь терять связь с современной реальностью, погружаясь в реальность, созданную текстом Гофмана. А они не всегда совпадают, между прочим, что делает происходящее немного психоделическим.

А еще есть завораживающая музыка, порой совершенно трансцендентная, и кажется, говорящая больше слов. В общем, как вы поняли сценография здесь - совершенно прекрасна.

Будем честны, на фоне этого завораживающего пространства с его звуками, светом и музыкой актеры выглядят бледновато и несколько теряются. Ну, кроме феи и Цахеса. Про фею вы уже все поняли, она в каком-то смысле гвоздь, на котором висит картина спектакля. Ну и Цахес, конечно же, обращает на себя внимание, как главный персонаж. Остальные действующие лица довольно однородны, малоразличимы и скорее создают некоторое количество "средних людей", чем набор отдельных ярких персонажей. С одной стороны, это вполне можно считать режиссерской позицией, с другой - создает легкую путаницу, которая, впрочем, не мешает общему восприятию.

Интересно, что в отличие от гофмановского злобного малыша-уродца, здесь Цахес вполне обычный человек, попавший волей случая в подходящее время и место (ну не каждому ведь повезло встретить на улице фею и предложить ей пиццу), и больше ведомый, чем проявляющий инициативу. В нем нет злобы, но зато есть некое смирение с обстоятельствами. Он принимает внимание и восторг окружающих со спокойным безразличием, и кажется, что и расстается с выпавшей на его долю славой без особых сожалений. Это тот случай, когда короля делает свита, и безумство хочется приписать даже не столько волоскам, заколдованным феей, сколько массовому увлечению новой "игрушкой". И опять-таки, в этом увлечении нет гофмановской трагедии, а есть лишь некая игра, которую до поры до времени принимают все стороны. Пока не наскучит. Современный мир, как он есть, с его любимым постмодернизмом, равнодушием и быстрой сменой кадров.
На мой взгляд, сделано отлично. И это стоит увидеть. Как минимум, ради потрясающей сценографии и прекрасной Розы Хайруллиной в роди феи. Ощутить волшебство и игру иллюзий.

Теперь вкратце про минусы.
1) Несмотря на то, что у актеров имеются микрофоны и со звуком вроде бы все хорошо (и даже отлично порой), произносимые реплики порой малоразборчивы. Это огорчает, тем более, что текст Гофмана (даже в обработке) полон изящной иронии, которую хотелось бы слышать, а не догадываться о ней. Надеюсь, что это со временем исправится, все-таки премьера.

2) Зал в театре почти плоский, сцена - довольно низкая, причем действие происходит не сказать, чтобы у ее края. Это означает, что хорошо видно с первых пары-тройки рядов, плюс девятый ряд, перед которым большое пространство. Дальше - хуже. Так как значительная часть действия происходит на первом ярусе, очень хочется, чтобы сцена была чуть более приподнята. Иначе часть действия просто теряется за головами впереди сидящих. А тут такая сцена, что даже кусок ее жаль упускать.

Но это я уже придираюсь. В остальном, это весьма интересно сделанный и очень современный по духу спектакль, который я с удовольствием рекомендую к просмотру.

Кстати, чем меня приятно удивил сам театр Ермоловой (тыщу лет там не была), так это своими дивными запахами. В фойе расставлены ароматические палочки, входишь и сразу попадаешь в совершено особую атмосферу, иной мир. Придумавшему эту идею я бы выдала сразу две премии.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 5)

Рецензии

«Крошка Цахес»: Спектакль, который вам не понравится. Но он и не должен

О премьере Кирилла Вытоптова в Театре Ермоловой.

17 мая, Inner Emigrant

Читайте про другие
события

Расписание

суббота, 19 октября
19:00
Театр им. Ермоловой
Площадь Революции
Охотный ряд
Театральная
пятница, 22 ноября
19:00
Театр им. Ермоловой
Площадь Революции
Охотный ряд
Театральная

Фотографии к спектаклю «Крошка Цахес»

Актеры «Крошка Цахес»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма