Отзывы о "Снимается кино"
Начитавшись хвалебных отзывов о спектакле Театра им. В. Маяковского «Снимается кино» и будучи поклонницей творчества Эдварда Радзинского, я шла его смотреть с большим воодушевлением.
Но звезды для меня в этот день не сошлись…
«Спектакль «Снимается кино» повествует о кинорежиссере, у которого в процессе съемок наступил кризис в семейной жизни и, как следствие, кризис творческий. Окрыленный новым любовным чувством он решает, что теперь его фильм пойдет по иному, честному сценарию, не понимая, что это мало кого устроит и картину снимут совсем, то есть запретят, закроют.
По словам режиссера Юрия Иоффе, это «спектакль обо всех нас, о людях творческой профессии». Это история и о любви, и о поиске смысла профессии, и о товариществе. Само название пьесы - это каламбур. Снимать кино - профессия режиссера. Но у этих слов есть и другое значение - запрещать, «снимать» (https://www.muzklondike.ru/news/3686).
Войдя в зал филиала Театра на Сретенке, с грустью увидела модный нынче формат показа – декорации (целый съемочный павильон с кинокамерой, кроватью, телефонной будкой, аппаратом с газированной водой, рабочим местом звукооператора и несколькими квартирами) растянуты длинным-длинным рядом непосредственно перед всего пятью рядами зрительских кресел.
Недавно слушала по ТВ интервью Владимира Панкова о том, что он считает такой ракурс подачи спектакля правильным – надо, чтобы зритель следил за действием, которое разворачивается то с одной стороны от него, то с другой (так сказать, крутил во время действия головой). Это, может быть и неплохо, если бы в зале стояло всего кресел десять и по центру. А так, мне пришлось смотреть панковский «Старый дом» в ЦДР не совсем, чтобы с краю, но и отнюдь не по центру, и я считаю, что часть действия была для меня потеряна.
Аналогичная ситуация сложилась и на спектакле «Снимается кино» - я была вынуждена все четырехчасовое действие сидеть полубоком, да еще со сцены из-за белой двери в квартире критикессы мне в глаза постоянно бил осветительный фонарь (большой промах художника по свету Елены Перельман).
Поэтому интересные актерские работы Зои Кайдановской (Ирина Максимовна Кирьянова, кинокритик) и заслуженной артистки России Людмилы Иваниловой (Надежда Леонидовна Кирьянова, актриса) прошли мимо меня (и даже на поклоны они вышли все с той же дальней-дальней от меня стороны)…
Когда чувствуешь дискомфорт, невольно начинаешь ко всему придираться (что я и делала).
Начало спектакля показалось каким-то сумбурным и интерес к происходящему на сцене возник только с появлением на ней Фекина, администратора киногруппы.
День по ходу действия у меня постоянно путался с ночью (вроде бы Петя и Аня пришли подработать на студию в НОЧНУЮ СМЕНУ, а жена режиссера в первый раз тут же принесла ему ОБЕД, во второй - зашла за ним, т.к. они собирались пойти ПООБЕДАТЬ в ресторан;не успел закончиться ДНЕВНОЙ просмотр отснятого материала, как режиссер и Аня НОЧЬЮ встречаются на автобусной остановке и т.д.). Костюмы персонажей явно взяты из разных эпох (обратите внимание и на обувь главной героини). И еще много других огрех насчитала я, не увлеченная происходящим на сцене действием.
Интересным показалось разве что музыкальное оформление спектакля (использованы музыкальные композии Сальваторе Адамо, Юлиана Виндинга, Исаака Дунаевского, БиБи Кинга, Мартина Медески, Гленна Миллера, Хироси Миягавы, Владимира Шаинского, Алексея Экимяна, а также групп THE BEATLES, PINK FLOYD, THE LOOUNGE LIZARDS и THE SHADOWS).
Из актеров, кроме упомянутых Зои Кайдановской и Людмилы Иваниловой, могу выделить только заслуженного артиста России Евгения Парамонова (Кирилл Владимирович, главный редактор киностудии), Дмитрия Прокофьева (Борис Григорьевич Фекин, администратор киногруппы) и Всеволода Макарова (Киноактер). Игра остальных, мягко выражаясь, не зацепила.
Исполнителям главных ролей Алексею Фатееву (Федор Федорович Нечаев, кинорежиссер) и Анастасии Дьячук (Аня) на протяжении всего спектакля просто хотелось кричать «Не верю»!!!
Тем не менее, самому Эдварду Радзинскому спектакль понравился, о чем он признался журналу Eclectic: «Спектакль получился психологически тонкий, спокойный и при этом острый. Актеры играют очень хорошо…»
А впервые эту пьесу Радзинского поставил в 1965 году гениальный Анатолий Васильевич Эфрос:
«И легенды доходили до всех уголков Советского Союза, что в Москве существует уникальный спектакль Эфроса, он в то время был самый популярный и модный режиссер, назывались имена выдающихся артистов... Говорили, что возле Ленкома стояла конная милиция, а когда стали закрывать спектакль, то зрители выламывали двери» (из интервью Ю.И.)
И вот, спустя более полвека, к ней обратился Юрий Иоффе:
«…если вернуться к тому, зачем я хотел поставить этот спектакль, то, мне кажется, в нынешнее время люди со своими телефонами и смартфонами обделены главным — им некогда исповедоваться, им стыдно, они отойдут в сторону, сядут и большим пальцем вам что-то напишут. Сказать они это не могут. И я хотел за эти четыре часа выплакаться».
Я, к сожалению, его исповедь не услышала.
Вероятно, Юрий Иоффе не мой режиссер…
А по дороге домой вспоминала блистательные постановки пьес Эдварда Радзинского «Беседы с Сократом», «Она в отсутствии любви и смерти» и «Театр времен Нерона и Сенеки», которые когда-то мне посчастливилось посмотреть в этом Театре.
24.04.19. «Снимается кино». Премьерный спектакль по пьесе Э.Радзинского в театре Маяковского, сцена на Сретенке.
Порой действительно ловишь себя на мысли, что смотришь именно кино о том, как снимается кино. А backstage– это всегда интересно. Но история не об этом, а о вечном – о муках творчества, отягощенных бюрократической цензурой советского времени, и о личных терзаниях после 10 лет брака. Сделано почти все очень качественно. Отличная сценография, благодаря которой ты видишь одновременно и съемочную площадку, и мастерскую художника, и комнату на море, и квартиру режиссера, и ночную улицу со скамейкой, на которой беседуют герои под звуки дождя. Детали декораций точно отражают приметы советского времени - автомат с газировкой, телефонная будка, лампа с абажуром. Музыка тоже соответствует и создает настроение – Пинк Флойд, Битлз, Би Би Кинг, Дунаевский и Шаинский.
Актерский ансамбль великолепный. Главный алмаз – это пара главных героев. Анастасию Дьячкову я запомнила еще по «Изгнанию» (она была потом номинирована на ЗМ за роль второго плана), видела в «Сказках венского леса», роли у нее там были отлично сыгранные, но второстепенные. И вот, она - главная героиня, такая манкая своей непосредственностью, повадками «гадкого утенка», очаровательная в своих ужимках и робости и одновременно сильная, с необычным тембром голоса и не глянцевой красотой. Точно заслуживает «Золотой Маски» в следующем году. Их с Алексеем Фатеевым любовные сцены, весьма целомудренные и очень эротичные – самые пробирающие. А сам Алексей Фатеев, так привлекательный сочетанием мужской уверенности и некоей неприкаянности (это по роли, но, похоже, что и изнутри), очень убедителен в проживании того периода в жизни мужчины, когда жизнь перестала устраивать, а успех и одобрение необходимы как воздух.
А теперь – почему почти. На мой взгляд, спектакль очень затянут. Либо текст хочется сократить, либо линии остальных героев довести до ума. Например, роль звукорежиссера, который постоянно вспоминает свою работу в цирке, но непонятно, к чему это, выглядит незавершенной. Я невольно сравнивала постановку с увиденным тремя днями ранее «Старым домом», понимаю, что некорректно, но тем не менее, там ничего не провисало, каждая минута и каждая пауза были насыщенными.
PS. «Греческий хор» с возгласом «ООО!» - это cool!
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Мамлеев
Премьера психоделической оперы по рассказам Юрия Мамлеева.