Спектакль Буря

Оценка редакции
Фестиваль
23 мая 2019 (чт) | 19:00Полное расписание
На сцене: Театр имени Моссовета
130 мин
16+
Сегодня билеты просматривали 20 раз

В 32 года Йетте Штекель получила «Фауста», национальную театральную премию Германии, за режиссуру «Ромео и Джульетты» в Театре Талия. Сейчас, в 36 лет, она постановщик трёх десятков спектаклей. Её «Буря» – жёсткая, тревожная, насмешливая, молодая. Спектакль пронизан живой музыкой джаз-бэнда «духов острова». В соло саксофона и точных злых строках стихов свистит шторм. Для Йетте Штекель буря – это будущее. Она смотрит в него с серьёзностью, бесстрашием, резким сарказмом, присущим немецкому театру.

Просперо играет Барбара Нюссе. Среди её ролей – Раневская, король Лир и даже Господь Бог, бродящий в руинах Гамбурга 1945. Острый гротеск и духовная значительность – в каждом жесте актрисы. Просперо тут правит джаз-бэндом духов и труппой, где Калибан – рыжий клоун, а Ариэль – белый. Устоит ли цирк седого мастера в старом фраке под грядущей бурей?

В буклет спектакля включена беседа с философом Славоем Жижеком: «Утопия – верить, что всё будет идти как шло. Беженцы – только начало. Настоящие проблемы придут потом. Возможно, у западного мира не хватит сил их решить. Тогда мы обречены».

Отзывы о «Буря»

Ещё 2 отзыва
Elenuccia вчера, 09:51

Apocalypse Now/No

Тот самый случай, когда успел перечитать пьесу перед спектаклем, но не пригодилось.
«Буря» – одна из поздних Шекспировских пьес, и литературоведы считают, что в ней автор мягче, мелодичнее, «воздушнее» себя раннего. Пьесу принято считать чуть ли не развлекательной: сюжет не являет острых социальных проблем и героических преодолений во имя высшей гуманности, но пропитан духом всепрощения.

Противоположна по настроению, форме и содержанию постановка немки Йетте Штекель в гамбургском Thalia Theater. Она взяла пьесу в переводе своего отца, круто разбавила ее бунтарскими рэп-декламациями англичанки Кейт Темпест (какой тематический ник!), внедрила сочинения Леонарда Коэна и получившуюся энергетическую смесь выплеснула на сцену. Масштабную движущуюся декорацию в виде большой семиклеточной конструкции Йетте заселила персонажами из пьесы вперемешку с современными грешниками. Наркоманы, убийцы, прожигатели жизни, алчные дельцы и просто люди, из последних сил пытающиеся выжить в этом бессердечном мире, – вот с кем знакомит Просперо свою дочь, на 12 лет выключенную из социума из-за изгнания на остров.

Под аккомпанемент настоящего джаз-бэнда Просперо поет Миранде свою «колыбельную для страждущих», но сон ее беспокоен. Да и успокоишься ли, коль миром правит хаос, тут и там слышатся выстрелы, люди воруют, растлевают детей, травят бездомных и набивают собственные карманы? Пресловутый апокалипсис уже наступил. Или? Вроде бы сомнений нет, ведь все ужасы демонстрируются со сцены здесь и сейчас под обличительный речитатив Кейт. (Ничего нового, но уж как есть.) Спасти планету могут только пробуждение от жуткого сна и истинная любовь. С другой стороны, одна из фоновых видеопроекций – прогноз погоды, в котором метеоролог предупреждает нас о надвигающейся буре. Стало быть, все самое ужасное еще впереди. Кстати, шекспировского хэппи-энда можно не ждать: Просперо в трогательном исполнении Барбары Нюссе становится духом – умирает, отдав свой долг. И смерть его похожа на восхождение на Голгофу во имя спасения человечества. Значит, Воскресение не исключено.

В целом немцы сделали современный европейский продакшен – бодрый, тревожный, полный смыслов, символов и метафор, визуально мощный, цельный и эмоционально заряженный. Живой саунд улучшает фокус и резкость кадров. Спецэффекты красивы и уместны. Впрочем ничто из этого не формулирует прямого ответа, по крайней мере для меня.

Можно ли пробудить Землю – that is the question. Похоже, творческая группа спектакля дает зрителю право отвечать самостоятельно. «Я сомневаюсь, но давайте попробуем», – говорит нам Йетте Штекель на обсуждении после спектакля. Зал аплодирует.

Vladilena вчера, 03:39

Only tragedy can make me happy
Сумасшедшая, четкая, красивая и невероятно грустная постановка "в 4:18 между явью и сном", которую нельзя пропустить. Я пойду второй раз и всем советую. Мурашки от сценографии, восторг от музыки, слезы под занавес.
Люди из коробочек (это о новостройках? странах? головах?) проговаривают словами Шекспира, Леонардо Коэна и современной английской поэтессы Кейт Темпест свои проблемы и переживания, злятся, надеятся, верят и я им отчаянно верю. И в них.
Европа пропала, но не обречена, пока задаются все эти правильные вопросы - у них есть шанс выплыть из этой бури.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Расписание

четверг, 23 мая
19:00
пятница, 24 мая
19:00

Другие спектакли / драма