Спектакль Енуфа

Оценка редакции
Дата премьеры: 28 февраля 2018

Лучшая опера чешского композитора Яначека, главное в которой — национальный колорит.

Это история о страсти, жестокости, предательстве, произошедшая в заброшенной моравской деревеньке, рассказанная с небывалой эмоциональной силой. Леош Яначек произвел переворот в оперном театре начала XX века. Соотечественник композитора, знаменитый писатель Милан Кундера восторженно писал о нем: «Яначек совершил огромный подвиг: он открыл для оперы новый мир, мир прозы». Более того, Яначек открыл европейскому оперному искусству мир русской литературы. Из-под его
пера вышли оперы «Катя Кабанова» (по «Грозе» А.Н. Островского) и «Из мертвого дома» (по повести Ф.М. Достоевского).
«Енуфа» – самая популярная из опер Яначека – идет на сценах ведущих оперных театров мира, однако в России звучит редко. В Москве она не ставилась почти 60 лет. Новую постановку осуществил дирижер Евгений Бражник, режиссер Александр Титель, сценограф Владимир Арефьев, художник по костюмам Елена Степанова и художник по свету Дамир Исмагилов.

Отзывы о «Енуфа»

Ещё 2 отзыва
Ольга Сорокина 17 апреля 2019, 10:57

Драма, происходящая в одной отдельно взятой моравской деревне.
Водопад на заднем плане, дети, гуси, козы, девушки в цветастых платьях. Кажется, что и жизнь, как вода течёт себе день за днём, тихо, мирно и незыблемо.
Но однажды всё меняется.
Елена Гусева с партией Енуфы и Николай Ерохин в роли Лацы.
Енуфа, счастливая, искренне любящая Штеву (Дмитрий Полкопин) и ждущая от него ребёнка, вдруг сталкивается с циничным предательством любимого.
Лаца, влюблённый в Енуфу, страдающий от несчастной любви, теряющий надежду и в порыве ревности оказавшийся не в силах совладать с собственными чувствами.
События первого акта грохочущим товарным поездом проносятся перед зрителем, заставая врасплох, обескураживая, оставляя внутри острое чувство разорения и хаоса.
И только Костельничка (Наталья Мурадымова), удивительно сильная, словно скала, и гордая Костельничка, мачеха Енуфы, не позволяет всему происходящему превратиться в прах.
Но уже во втором акте становится понятно, что это было лишь начало истории. Тучи над всеми героями с каждой минутой сгущаются всё сильнее.
Стыд, навязанный стереотипами общества, боль, терзающая душу, страх за собственное будущее и отчаянные попытки найти выход из совершенно безвыходной ситуации. И это далеко не всё из того, что испытывает героиня Натальи Мурадымовой, ибо именно она вдруг становится главным действующим лицом. И как же это блестяще сыграно! Браво! При всей сложности музыкальной партии, динамика которой напоминала мне лихорадочные скачки сердечного ритма бедной запутавшейся женщины.
Из описания спектакля Костельничка вызывала во мне лишь неприязнь. Но благодаря игре Натальи Мурадымовой я так сильно прониклась судьбой этой женщины, словно сама испытала на себе её боль, страхи и отчаяние.
И я поняла, где и как нашла в себе силы Енуфа, чтоб простить свою мачеху не смотря на то, что она сделала.
Вот кто на самом деле оказался сильнее, светлее и добрее всех - Енуфа. Казалось бы сломленная, лишившаяся всего самого дорого в жизни и опустившая руки Енуфа, вдруг не только сама стремительно взлетела над своим отчаянием, но и вытянула за собой всех, кто искренне любил её саму.

Я не знаю, сможете ли лично вы остаться спокойными, наблюдая за всем этим. Я знаю, что зал безмолвствовал, оглушённый, придавленный тяжестью этой драмы. Драмы, случившейся с обычными простыми людьми в обычной моравской деревне.

И я не стану рассказывать вам подробности того, как это было сделано на сцене. Не стану рассказывать, как хотелось спасти вянущий цветок в руках у Енуфы, особенно после того, как стала известна причина его медленной гибели. Не стану рассказывать, чем водопад зимой отличается от летнего. Не стану рассказывать, как невозможно было оторвать взгляд от тени, напоминающей крест, которую отбрасывала тонкая Енуфина фигурка, и от закаменевшей спины Костельнички, потому что эта спина была красноречивее любого крика.
Не стану, потому что вы должны это всё увидеть сами.

Сходите в театр!

Ия 6 марта 2018, 12:16

Моя Енуфа (и ее падчерица). Леош Яначек. Март. МАМТ.

февраль закончился – но все равно придется достать чернил и плакать
писать о феврале навзрыд
пока грохочущая слякоть
весною черною горит

Стыдно проливать слезы в опере. Но с таким сюжетом, и самое холодное сердце будет разбито.
Лучше подготовиться к такому, и не размазывать в антракте тушь по лицу. Капельдинеры испугаются, и перед публикой стыдно за свою сентиментальность.
Хотя ведь
музыка в опере –главное (не либретто), и здесь она – спасение от экспрессии.
Моравская народная музыка может вылечить скорбь, залечить раны и сделать наш мир светлее. Еще светлее, чем сцена в спектакле, белее, чем душа Енуфы
Зря дирижер Пражской оперы в свое время отказался от постановки.
Опера эта– такая дерзкая и через сто лет сохранила свежесть своей дерзости.
Не удивительно, что ставят везде. Уже пришлась ко времени, удалось догнать до смысла, наконец. Музыкально считается, что от Мусоргского речитативность, от Вагнера – лейтмотивность, от веристской драмы – жизненность, но, наверное, это все общеславянское что ли больше.
Музыка Яначека, как оказалось – абсолютно оригинальна, а открытие нового – важный праздник.
Пока поют и рвут в клочья нервы, не отвести ли взгляд на водопад, на заднем плане, сигнал о том, как надо «за 6 гривен, чрез благовест, чрез клик колес, перенестись туда, где ливень еще шумней чернил и слез».
Красота минимализма сцены подчеркнула экспрессию вокальной части.
Не все сразу распелись, отмечу, была некая определенная динамическая линия.
От среднего, слегка разболтанного говорка, к весьма выдающемуся вокалу в финале.
В партии Енуфы – особенность, фразу повторяет по два раза. В других не так это заметно.
Может, ее партия временами ближе к песне, к мелодии. Енуфу пела Елена Гусева.
Красивая. И со шрамом тоже.
Костельничку – Мурадымова Наталья. Прекрасна оказалась здесь. В Тангейзере, Елизаветой, например, я ее не услышала, а тут – понятно, что звезда. Подозреваю, что и Медея она настоящая (но не слышала еще). По роли Шьева называет «колдуньей», хоят по должности она сторожиха в костеле. Вот колдунья и есть.

И точильщика ножей отмечу. Алесей Шишляев пел. От начала и до конца пел без колебаний туда-сюда, интересно. Почему-то вообще, показался ярким персонажем.
Мужики – они и в опере мужики. Все сложно.
Плохой Штева – Дмитрий Полкопин
Хороший Лаца – Николай Ерохин
Тенора. Кто кого. Я пока не выбрала.

На супер-оперу пригласило сообщество москва. люблю
И моя благодарность будет вечной
Без Яначека жизнь теперь пуста будет даже с Моцартом.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Актеры «Енуфа»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / опера