Отзывы о "Мандельштам"

Оценка редакции
23 августа 2022 (вт) | 19:00Полное расписание
Театр Романа Виктюка(Сокольники)
120 мин
16+
Сегодня билеты просматривали 20 раз
Наталья 27 февраля, 02:23

Кажется, сейчас не самое очевидное время для театра. Но как я рада, что попала на "Мандельштама" в эти ужасные дни!
Спектакль состоит из немой тишины и грохота. Из шести персонажей, хотя на сцене пять человек. Два поэта: свободный творец, почти до безумия свободный. И второй, ставший любимцем, чуть ли не другом правителя - невозможная, тоже сводящая с ума позиция. Две жены поэтов. И вождь - который и дьявол, и бог, как мы узнаем из заключительных слов.
Почти вся пьеса рассказана в зал, с застывшими лицами, с обмирающими интонациями и внутренним жаром. Это создаёт ощутимое электричество - и делает встречи героев лицом к лицу невероятно живыми. Такое решение даёт прямо почувствовать нерв времени, причём и времени героев, и нашего тоже. Актуально, чёрт возьми!
Немалую роль играют железные планшеты с арестантскими карточками поэтов - и с "гражданскими", счастливыми их портретами. Они почти летают, грохочут, но большую часть времени лежат мёртвым и невидным реквизитом.
Огромные куклы, висящие в беспомощных и уродливых позах - все, живые и мёртвые, окружающие героев, тоже производят большое впечатление.
Портрет Христа должен, видимо, играть значительную роль, но темы мессианства в спектакле нет. Страдающие поэты - не исключительная фигура в этом безумном наэлектризованном мире. А вот то, что единственное звучащее со сцены стихотворение Мандельштама (написанное-то тайно, только в голове!) зрители повторяют из зала наизусть - вот это внятная параллель с евангельской историей.
Спектакль отличный, хотя не лёгкий. На поклоне исполнитель Сталина Александр Дзюба сказал нам: Роман Виктюк против войны! - лучший итог вечера.

Елизавета 25 апреля 2019, 06:00

Это мой первый спектакль режиссёра Романа Виктюка и, кажется, он существенно отличается от того, что принято считать визитной карточкой его театра. И что я хочу сказать. У меня бывают разные состояния после спектаклей: от вывернутой наизнанку души до сожаления о потерянном времени. Но вот вчера я, наверное, впервые так отчётливо испытала уважение. К актёрам, к режиссёру, к позиции.

Спектакль поставлен по пьесе американского драматурга Дона Нигро (большого любителя русской литературы) о жизни поэта Осипа Мандельштама, жившего и творившего наперекор и вопреки.
На сцене 5 героев: Мандельштам, Пастернак, их жены и Сталин.
Сталин как галлюцинация, как придуманный образ, с которым поэты ведут постоянный внутренний диалог, как гипнотизирующее зло, возведённое в культ, и лишь отчасти как живой человек. Но он всегда присутствует. Вся их жизнь в оглядке на него. В его разговорах с ними есть что-то от следователя и психотерапевта одновременно. Было страшно, когда он в финале приближался к залу в своих сапогах, и не по себе, когда просто сидел с закрытыми глазами. Это хорошая работа Александра Дзюбы.

Но меня обожгло во время финального монолога Надежды, жены Мандельштама (Екатерина Карпушина), когда она говорила о муже в его второй ссылке, говорила, что они убивают его этим, ведь у него больное сердце. Срезонировало. От того, что власть в любые времена почему-то считает себя имеющей право определять, что является искусством, а что нет. От того, что в нашей действительности можно приковать наручниками к больничной койке в реанимации, или не отпустить из-под домашнего ареста на похороны матери...

Смотреть на то, как люди разрушаются в этом незримом диалоге, в заведомо проигрышном бою - тяжело. Смотреть на Игоря Неведрова в роли отчаянного, честного с собой человека, слышащего голоса, желающего просто творить, публиковаться и жить - тяжело. Смотреть на Виктюка, выходящего на поклоны и трогательно представляющего своих артистов под аплодисменты публики, - приятно.
Потому что могут быть вопросы к постановке или пьесе (на свои первоначальные скептические я к финалу ответы получила), к игре актёров, но вопросов к позиции и смыслу у меня нет.

елена 13 июня 2018, 12:15

11 июня 2018 года мне посчастливилось повторно посмотреть последний спектакль, поставленный Романом Виктюком в его Доме Света – МАНДЕЛЬШТАМ. Я была на нем со своей школьной подругой Ольгой Фроловой, которая последнее время в силу обстоятельств, не так часто, как хотелось бы, бывает в театре. Привожу ее отзыв (без купюр):
«Театр Романа Виктюка. МАНДЕЛЬШТАМ. По пьесе драматурга Дона Нигро.
Роли исполняют:
МАНДЕЛЬШТАМ - Игорь НЕВЕДРОВ
НАДЕЖДА МАНДЕЛЬШТАМ - засл. артистка РФ Екатерина КАРПУШИНА
СТАЛИН - Александр ДЗЮБА
ПАСТЕРНАК - Прохор ТРЕТЬЯКОВ
ЖЕНА ПАСТЕРНАКА - засл. артистка РФ Людмила ПОГОРЕЛОВА
Как следует из описания на сайте театра, этот спектакль - своеобразный реквием ушедшим поэтам. Но я бы сказала больше: ЛЮДЯМ, которых погубил сталинский режим. Людям, которые предпочли смерть, но остались верными своим принципам, идеалам, убеждениям.
Спектакль тяжелый, «на нерве», держит в напряжении все два часа, особенно в моменты, когда на сцене «господствует» Игорь Неведров. Но о нем чуть позже. Несмотря на то, что пьеса откровенно слабая (ну не может американец по таланту далеко не Юджин Оꞌ Нил, ни разу не побывавший в России, написать что-то такое о русских поэтах, что вывернет русскую душу на изнанку), Роман Виктюк сделал все, чтобы спектакль состоялся. Он наполнил его символами, знаками, заставил нас, зрителей, слышать то, что хотел сказать сам режиссер «между слов».
На сцене ничего лишнего. Все аскетически просто: металлические короба, черные табуреты, распятие, нарисованное свободными штрихами со скульптурной головой из мотка проволоки, разноцветные тряпичные манекены, нависающие над сценой и, наконец, железные щиты, с карточками заключенных анфас-профиль, смахивающие при падении на лязг крышек гробов и музыка, без которой в этом театре не обходятся ни одно действо, все это очень точно поддерживает атмосферу спектакля, в котором главное – игра актеров, их голоса и пластика.
Потрясают актеры Игорь Неведров и Александр Дзюба. Сталин в исполнении Александра Дзюбы обходится без акцента, без усов, без трубки и даже френч у него какой-то не сталинский, но мы смотрим на него, слушаем его голос и верим: перед нами Сталин, вернее, сущность «отца народов». В исполнении Дзюбы Сталин - не человек, он само зло в человеческом обличьи. Впечатляет.
Игорь Неведров играет, не побоюсь этого штампа, на разрыв аорты. Его Мандельштам создает вокруг себя такое энергетическое поле, в которое «втягиваются» не только партнеры на сцене, но и весь зрительный зал. Одна сцена «падения из окна» чего стоит! Какая выразительная пластика, какое лицо! Гениальный актер!!!
В роли Надежды Мандельштам - Екатерина Карпушина, которая не замахиваясь ни на портретное сходство, ни на достоверность характера, сыграла, я бы сказала, голос разума, житейского практического рассудка, до поры удерживающего поэта на грани существования. Замечательно!
Но не могу ни сказать о том, что вызвало во мне протест и неприятие.
В конце спектакля звучат слова, похожие на приговор: «В России всегда Дьявол – Бог».
Такие слова в уста своего героя мог вложить только человек не знающий и непонимающий Россию. Но что взять с уроженца Огайо! В одном из своих интервью Дон Нигро сказал: « Мой учитель, сторонник традиционного театра, усадил меня перед собой и сказал: послушай, для начала напиши мне простую, реалистичную, малонаселенную пьесу, действие которой происходит в настоящем, с простыми декорациями, о том, что ты действительно знаешь» . Вот и писал бы господин Нигро про то, что знает. А Россия, русские люди живы верой в Бога.
Но в заключении скажу: «Браво! Браво Мастер! Браво Актеры! Вы достучались до наших сердец!»
От себя хочу добавить лишь пару слов об исполнителе роли Бориса Пастернака – Прохоре Третьякове, который, несмотря на то, что состоит в труппе театра лишь с июля 2017 года, очень органично вписался в ансамбль МЭТРОВ.
За приглашение благодарю MOSKVA_LUBLU и Театр Романа Виктюка.

Ольга Сорокина 4 февраля 2018, 03:03

МАНДЕЛЬШТАМ
Театр Романа Виктюка

По пьесе драматурга Дона Нигро.

Роли исполняют:
МАНДЕЛЬШТАМ - Игорь НЕВЕДРОВ
НАДЕЖДА МАНДЕЛЬШТАМ - засл. артистка РФ Екатерина КАРПУШИНА
СТАЛИН - Александр ДЗЮБА
ПАСТЕРНАК - Прохор ТРЕТЬЯКОВ
ЖЕНА ПАСТЕРНАКА - засл. артистка РФ Людмила ПОГОРЕЛОВА

Как следует из описания на сайте театра, этот спектакль - своеобразный реквием ушедшим поэтам.
Поэтам пострадавшим в неравной борьбе с государственной машиной. Поэтам, которых погубил сталинский режим.
Погубил за верность музе, за нежелание приспособиться к той жизни.

И да, спектакль,конечно об этом.
На примере судьбы Осипа Мадельштама, который после повторного ареста так и не вернулся, сгинув в лагерном омуте Колымы.
И да,тени других пострадавших поэтов и не только поэтов, постоянно присутствуют на сцене.

Так каков же Мандельштам?
Мандельштам - гений и творец. Сильный и слабый одновременно, большую часть времени живший в своём мире, мире стихов, мире почти не стыкующимся с окружающей действительностью.

Дон Нигро соместно с Романом Виктюком представили нам человека с ранимой душевной организацией (бывают ли поэты иными?), лёгкого, безрассудного, словно бы парящего над жизнью.
«Мы живем, под собою не чуя страны…»
Может, это потому что не ходим, а парим над ней? Однажды оторвавшись от реальности очень трудно, а подчас и невозможно, вернуть себя обратно. Да и надо ли жить реальностью?
Вот и Мандельштам на сцене всё время словно парил, летал, кружил над другими, стремился забраться повыше.
Хотя самой внушительной фигурой был, безусловно Сталин, но ощущение парящего вокруг него Мандельштама, не покидало.
Казалось даже, что и Сталин постоянно слышит шорох крыльев над головой и только усилием воли сдерживает желание отмахнуться.

Ещё один сильный приём в раскрытии образа Мандельштама - табуретка.
Она то помогала ему стать выше, то, когда поэт переставал летать, он оказывался внутри перевёрнутой табуретки, которая словно бы стреножила его.
Эта табуретка, явно неудобная и мешавшая двигаться, красноречиво демонстрировала, как именно влияет на поэта государственная машина, пытающаяся обуздать творца, подчинить его себе, заставить творить в строго обозначенных рамках.

Но удивительное дело! Мандельштам словно бы и сам искал случай забраться в эту стреногу!
И здесь тоже глубокая философия момента.
Быть творцом - это тяжелая ноша. Быть поэтом, возможно, одна из самых тяжелых. Ведь не зря именно среди поэтов так много случаев самоубийства. Да и сам Мальдельштам предпринимал такую попытку.
Может, и это его безрассудное неумение и нежелание приспособиться, быть осторожнее, тоже следствие некоего подсознательного стремления к саморазрушению...

Тем контрастнее на этом фоне образ Пастернака. Как же я благодарна этому спектаклю за Пастернака!
Нужны ли сила и мужество вести разговоры с тираном?
И не просто разговоры, а разговоры, в которых слышны попытки смягчить, помочь друзьям, стараясь не навредить.
Нужна ли сила для того, чтобы выжить, не оказаться в беспощадных женовах эпохи, ломающей судьбы многих и многих?
Нужна ли сила?

Мне очень понравилось, как Прохор Третьяков сыграл Пастернака.

И безусловно, самое главное достоинство спектакля - это игра актёров.
Каждого! Каждый играет как в последний раз. Это сразу чувствует зритель.
Браво!
Великолепная пятёрка!

Обязательно, обязательно увидьте их!

Анастасия 3 февраля 2018, 12:11

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

Недавняя премьера в театре, куда я каждый раз хожу с большим интересом, - "Мандельштам". Спектакль поставлен по пьесе американского драматурга Дона Нигро. Автор пьесы никогда не был в России, но любит русскую литературу. Произведение основано на документальных фактах биографии Осипа Мандельштама, и в большей части посвящено арестам поэта.
Спектакль тяжелый, держит в напряжении все два часа, особенно в моменты, когда на сцене появляется Александр Дзюба, исполняющий роль Сталина. Еще один спектакль, где этот актер гипнотизирует манерой читать текст.
На сцене два поэта одной эпохи - Осип Мандельштам и Борис Пастернак. Они полные противоположности: спокойный рассудительный Борис, который следит за каждым сказанным словом, и Осип, который не может держать свои мысли в себе.
Ему для работы не нужно было ничего, ни стол, ни бумаги. И даже стихотворение на котором построен спектакль он не записывал (но после нескольких прочтений, казалось, что оно уже вошло в память). В какой-то момент Мандельштам пытается написать хвалебную оду Сталину, но ничего не получается, строки, кажется, говорит не сам поэт, а голоса в его голове.
Пастернак пытается помочь своему другу, просит за него у Сталина, хочет приютить у себя после освобождения, но в тоже время сам находится в творческом кризисе - не может писать после похвалы Сталина.

Декораций практически нет, табуретки, металлический короб и железные щиты, на которых фотографии людей, пострадавших от репрессий. Когда эти щиты актеры поднимают, а потом щиты с грохотом опускаются, поневоле вздрагиваешь. Но самым страшным моментом оказалось падение черных "фигур людей", это было точкой спектакля, после которой захотелось выдохнуть.
А вот музыка, без которой в этом театре не обходятся, хоть её и мало, но очень точно и очень по делу для поддержания атмосферы спектакля.

LTG111 29 января 2018, 12:42

В спектакле «Мандельштам» по пьесе американского драматурга Дона Нигро переплелись страшные сны и реальность. На сцене всего пять персонажей:
МАНДЕЛЬШТАМ - Игорь НЕВЕДРОВ
НАДЕЖДА МАНДЕЛЬШТАМ - засл. артистка РФ Екатерина КАРПУШИНА
СТАЛИН - Александр ДЗЮБА
ПАСТЕРНАК - Прохор ТРЕТЬЯКОВ
ЖЕНА ПАСТЕРНАКА - засл. артистка РФ Людмила ПОГОРЕЛОВА
И все они ведут разговоры между собой, но по-разному. Два великих русских поэта и их жены – живьём, в реальности, видимо сидя где-то в квартире на кухне. Сталин и Пастернак – по телефону. Но Мандельштам и Сталин – в страшных галлюцинациях поэта.
В пьесе Дона Нигро Мандельштам предстаёт перед зрителем блаженным, юродивым, слышащим голоса. Человеком, который не может не говорить правду в условиях, когда не только неосторожные слова, но даже молчание невовремя или не там воспринималось властями как страшное преступление.
Не знаю, был ли Осип Эмильевич на самом деле немного сумасшедшим. Возможно, это действительно так, потому что только сумасшедший либо святой может добровольно взойти на Голгофу. А чтение в Москве 30-х годов эпиграммы на «вождя народов» и было в сущности обречением себя на смерть, на муки. Недаром на заднике сцены театра Романа Виктюка зрители видят изображение Христа на распятии.
Должно быть, блаженный поэт просто не мог молчать. Ближе к концу спектакля, будучи в ссылке и боясь за судьбу любимой жены, он пытается написать хвалебную оду Сталину, но получается всё равно обличающая эпиграмма.
Спектакль очень тяжелый. И для зрителя, и в первую очередь для актёров, которые играют на разрыв аорты. Кажется, что на твоих глазах сейчас кто-нибудь действительно умрёт от удара либо разрыва сердца. Особенно потрясает Игорь НЕВЕДРОВ. Никогда не видела ничего подобного живьём, нет слов, чтобы описать.
В конце спектакля звучат слова, похожие на приговор: «В России всегда Дьявол – Бог.» Очень надеюсь, что это всё же не так. Хотя согласна с тем, что последние сто лет Россией правят бесы. Думается, для того и должен каждый неравнодушный к судьбе нашей страны человек посмотреть этот спектакль. Чтобы подумать, как же сделать так, чтобы весь этот ужас закончился и больше никогда не повторялся.

Kagury 29 января 2018, 11:36

"Мандельштам" в театре Виктюка оставляет сильное впечатление. Но испытываемые чувства столь же сложны, как сцена после спектакля (см. фото).

Пожалуй, первое, что надо сказать - я в очередной раз убедилась, что Роман Виктюк исключительно талантливый режиссер. Наверное, даже гениальный. Ни у кого больше нет такого идеально точного соединения музыки и пластики, которые не ради себя самих (как это часто сейчас), но сливаясь, образуют нечто большее. Когда каждая нота и каждое движение - играют. "Мандельштам" - спектакль в общем-то не музыкальный по своей сути - это одна сплошная драма, но тем заметнее точность пластических формулировок. Подобранные музыкальные темы (как всегда невероятно уместно) пробирают до мурашек.

Осип движется так, словно ходит по облакам в этой случайной для него реальности. Постоянно теряет равновесие, но при этом ни разу не боится оступиться (во всех возможных смыслах). Это поэт в той ипостаси, которая граничит с безумием. Ему не нужен ни стол, ни бумага. Все его стихи - в голове. Недаром его самое скандальное стихотворение "Мы живем, под собою не чуя страны" не было записано.
Пастернак - полная противоположность, он прям, ровен и бесшумен. Ни одного лишнего движения - ни одной лишней мысли.
Сталин - соединяет плавность и четкость, и позиционно он каждый раз над другими. Здесь он изображен прежде всего гениальным манипулятром - и это сыграно просто блистательно.

Диалоги со Сталиным довольно ироничны и каждый раз несколько оживляют общее настроение пьесы. А оно, знаете такое... Вот, бывает, смотришь фильм, и в какой-то момент начинает играть тревожная музыка, и становится ясно, что вот сейчас что-то произойдет, что-то страшное, внезапное, и ты весь замираешь в ожидании и предвкушении. Задерживаешь дыхание и смотришь. Весь спектакль, с первых минут смотрится именно так - вдохнуть и замереть. Удержать такую эмоцию на протяжении почти 2-х часов - это дорогого стоит. Так что, когда в финале раздвигаются металлические шторки на окнах, наконец, вздыхаешь с облегчением, и кажется, что это тебя выпустили на свободу.

В спектакле много символов, часть довольно очевидные - например, металлические щиты с фотографиями людей, уничтоженных в лагерях (среди них Мандельштам, Гумилев Флоренский) в какой-то момент переворачивают вниз изображением. А затем поднимают, словно извлекая из небытия, стирая снег с кладбищенских камней. В какой-то момент сцена оказывается словно заваленной трупами - черные тряпичные куклы падают вниз. Табурет превращается в клетку, стреноживая поэта. Надо всем происходящим - распятый Христос, но нет креста.

Смотрится на одном дыхании, но впечатление оставляет тяжелое. Если вы хотите увидеть здесь романтичного, легкого и светлого Мандельштама, написавшего мое любимое и гениальное (в отличие от процитированного выше грубого памфлета): "немного красного вина, немного солнечного мая...", то его здесь нет. Здесь Мандельштам уже из другой реальности - немного безумный, срывающийся в истерику, пытающийся быть больше гражданином, чем поэтом. А борьба с властью всегда заканчивается одинаково.

Смотреть, думаю, стоит. С риском быть пришибленным эмоциями, но стоит.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма