Спектакль Мандельштам

Оценка редакции
Дата премьеры: 29 ноября 2017

Трагический спектакль Романа Виктюка о судьбе Осипа Мандельштама.

«Мы живем, под собою не чуя страны…». Если героем спектакля Романа Виктюка становится творец – это всегда творец, отверженный властью, – и никогда творец, идущий в общей колонне. Обратившись в новом спектакле к трагической судьбе одного из ярчайших русских поэтов – Осипа Мандельштама, – режиссер создает не обвинение государственной системе – он пишет реквием ушедшим поэтам. Всем тем, кто принес себя в жертву собственной жестокой музе, не позволяющей им не творить. Всем тем, кто, уходя, твердо знал, что останется в вечности. Тем, кто находил в этом знании – спасение.

«Мандельштам» – первая в России постановка одноименной пьесы американского драматурга Дона Нигро, фигуры противоречивой и невероятно интересной. Будучи влюбленным в русскую литературу, написав множество пьес о великих писателях и поэтах, осмысляя через их судьбы различные периоды российской истории – он ни разу не был в России. Его героями становились Пушкин и Гоголь, Толстой и Чехов, Пастернак и Цветаева. Пьеса «Мандельштам» – художественное произведение, основанное на документальных фактах жизни поэта Осипа Мандельштама и судебного процесса над ним. К его трагической биографии в отечественном театре до Романа Виктюка почти никто не обращался, хотя в его судьбе, как в предельно правдивом зеркале, отразились все жестокие и страшные реалии того времени, когда он жил и творил. Времени, когда под колесами машины уничтожения, которой стала тоталитарная система, погибали лучшие.

Роман Виктюк создал сценически лаконичную и при этом многослойную и многозначную постановку о судьбе великого поэта, о вечном противостоянии Художника и власти – и о том, что поистине гениальные произведения неподвластны ни времени, ни человеческой воле. Они были и останутся – в вечности, как и их создатели.

Фотография обложки Спектакль Мандельштам: Мандельштам, источник: teatrviktuka.ru.

Отзывы о «Мандельштам»

Ещё 4 отзыва
Елизавета 25 апреля 2019, 06:00

Это мой первый спектакль режиссёра Романа Виктюка и, кажется, он существенно отличается от того, что принято считать визитной карточкой его театра. И что я хочу сказать. У меня бывают разные состояния после спектаклей: от вывернутой наизнанку души до сожаления о потерянном времени. Но вот вчера я, наверное, впервые так отчётливо испытала уважение. К актёрам, к режиссёру, к позиции.

Спектакль поставлен по пьесе американского драматурга Дона Нигро (большого любителя русской литературы) о жизни поэта Осипа Мандельштама, жившего и творившего наперекор и вопреки.
На сцене 5 героев: Мандельштам, Пастернак, их жены и Сталин.
Сталин как галлюцинация, как придуманный образ, с которым поэты ведут постоянный внутренний диалог, как гипнотизирующее зло, возведённое в культ, и лишь отчасти как живой человек. Но он всегда присутствует. Вся их жизнь в оглядке на него. В его разговорах с ними есть что-то от следователя и психотерапевта одновременно. Было страшно, когда он в финале приближался к залу в своих сапогах, и не по себе, когда просто сидел с закрытыми глазами. Это хорошая работа Александра Дзюбы.

Но меня обожгло во время финального монолога Надежды, жены Мандельштама (Екатерина Карпушина), когда она говорила о муже в его второй ссылке, говорила, что они убивают его этим, ведь у него больное сердце. Срезонировало. От того, что власть в любые времена почему-то считает себя имеющей право определять, что является искусством, а что нет. От того, что в нашей действительности можно приковать наручниками к больничной койке в реанимации, или не отпустить из-под домашнего ареста на похороны матери...

Смотреть на то, как люди разрушаются в этом незримом диалоге, в заведомо проигрышном бою - тяжело. Смотреть на Игоря Неведрова в роли отчаянного, честного с собой человека, слышащего голоса, желающего просто творить, публиковаться и жить - тяжело. Смотреть на Виктюка, выходящего на поклоны и трогательно представляющего своих артистов под аплодисменты публики, - приятно.
Потому что могут быть вопросы к постановке или пьесе (на свои первоначальные скептические я к финалу ответы получила), к игре актёров, но вопросов к позиции и смыслу у меня нет.

елена 13 июня 2018, 12:15

11 июня 2018 года мне посчастливилось повторно посмотреть последний спектакль, поставленный Романом Виктюком в его Доме Света – МАНДЕЛЬШТАМ. Я была на нем со своей школьной подругой Ольгой Фроловой, которая последнее время в силу обстоятельств, не так часто, как хотелось бы, бывает в театре. Привожу ее отзыв (без купюр):
«Театр Романа Виктюка. МАНДЕЛЬШТАМ. По пьесе драматурга Дона Нигро.
Роли исполняют:
МАНДЕЛЬШТАМ - Игорь НЕВЕДРОВ
НАДЕЖДА МАНДЕЛЬШТАМ - засл. артистка РФ Екатерина КАРПУШИНА
СТАЛИН - Александр ДЗЮБА
ПАСТЕРНАК - Прохор ТРЕТЬЯКОВ
ЖЕНА ПАСТЕРНАКА - засл. артистка РФ Людмила ПОГОРЕЛОВА
Как следует из описания на сайте театра, этот спектакль - своеобразный реквием ушедшим поэтам. Но я бы сказала больше: ЛЮДЯМ, которых погубил сталинский режим. Людям, которые предпочли смерть, но остались верными своим принципам, идеалам, убеждениям.
Спектакль тяжелый, «на нерве», держит в напряжении все два часа, особенно в моменты, когда на сцене «господствует» Игорь Неведров. Но о нем чуть позже. Несмотря на то, что пьеса откровенно слабая (ну не может американец по таланту далеко не Юджин Оꞌ Нил, ни разу не побывавший в России, написать что-то такое о русских поэтах, что вывернет русскую душу на изнанку), Роман Виктюк сделал все, чтобы спектакль состоялся. Он наполнил его символами, знаками, заставил нас, зрителей, слышать то, что хотел сказать сам режиссер «между слов».
На сцене ничего лишнего. Все аскетически просто: металлические короба, черные табуреты, распятие, нарисованное свободными штрихами со скульптурной головой из мотка проволоки, разноцветные тряпичные манекены, нависающие над сценой и, наконец, железные щиты, с карточками заключенных анфас-профиль, смахивающие при падении на лязг крышек гробов и музыка, без которой в этом театре не обходятся ни одно действо, все это очень точно поддерживает атмосферу спектакля, в котором главное – игра актеров, их голоса и пластика.
Потрясают актеры Игорь Неведров и Александр Дзюба. Сталин в исполнении Александра Дзюбы обходится без акцента, без усов, без трубки и даже френч у него какой-то не сталинский, но мы смотрим на него, слушаем его голос и верим: перед нами Сталин, вернее, сущность «отца народов». В исполнении Дзюбы Сталин - не человек, он само зло в человеческом обличьи. Впечатляет.
Игорь Неведров играет, не побоюсь этого штампа, на разрыв аорты. Его Мандельштам создает вокруг себя такое энергетическое поле, в которое «втягиваются» не только партнеры на сцене, но и весь зрительный зал. Одна сцена «падения из окна» чего стоит! Какая выразительная пластика, какое лицо! Гениальный актер!!!
В роли Надежды Мандельштам - Екатерина Карпушина, которая не замахиваясь ни на портретное сходство, ни на достоверность характера, сыграла, я бы сказала, голос разума, житейского практического рассудка, до поры удерживающего поэта на грани существования. Замечательно!
Но не могу ни сказать о том, что вызвало во мне протест и неприятие.
В конце спектакля звучат слова, похожие на приговор: «В России всегда Дьявол – Бог».
Такие слова в уста своего героя мог вложить только человек не знающий и непонимающий Россию. Но что взять с уроженца Огайо! В одном из своих интервью Дон Нигро сказал: « Мой учитель, сторонник традиционного театра, усадил меня перед собой и сказал: послушай, для начала напиши мне простую, реалистичную, малонаселенную пьесу, действие которой происходит в настоящем, с простыми декорациями, о том, что ты действительно знаешь» . Вот и писал бы господин Нигро про то, что знает. А Россия, русские люди живы верой в Бога.
Но в заключении скажу: «Браво! Браво Мастер! Браво Актеры! Вы достучались до наших сердец!»
От себя хочу добавить лишь пару слов об исполнителе роли Бориса Пастернака – Прохоре Третьякове, который, несмотря на то, что состоит в труппе театра лишь с июля 2017 года, очень органично вписался в ансамбль МЭТРОВ.
За приглашение благодарю MOSKVA_LUBLU и Театр Романа Виктюка.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Актеры «Мандельштам»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма