Отзывы о "Трамвай «Желание»"

Оценка редакции
Дария Дария 8 марта, 08:34

В воскресенье третьего марта шел «Трамвай Желание» по пьесе Теннесси Уильямса - начиная с выхода в 1947 она регулярно ставилась, сперва на родине автора, а потом и в Советском союзе - например, в 1970 году в театре Маяковского в Москве, где главную роль Стенли Ковальски исполнил сам будущий создатель театра Армен Джигарханян.

Пьеса классическая, для тех, кто не смотрел, спойлерить не буду - это семейная американская история середины двадцатого века, о людях и отношениях, о противоборстве разных психологических типов и социальных слоев - и потому остаётся актуальной вот уже почти 80 лет.

Ekaterina Ekaterina 7 марта, 09:39

Этот спектакль идет на Прогресс-сцене, м. Университет. Бланш Дюбуа, бывшая учительница английского языка, приезжает в дом сестре Стелле, которая живет с Стэнли Ковальски, своим мужем. В процессе совместного проживания Стэнли недоволен присутствием Бланш и враждует с ней. А Стелла оказывается между двух огней. Постепенно раскрывается плохое поведение Бланш в прошлом и истинные причины ее отъезда из города. После длительных перепалок, нападок Стэнли, скандалов, утраты дома Бланш сходит с ума. Ее увозят с психиатрическую клинику. Сцена сложных родственных взаимоотношений поднимают тему известной поговорки "Третий лишний". Бланш вызывает неприязнь, жалость т.к. по сути несчастная женщина. Одинокая, с вредными привычками и без дома. Ее сестра Стелла ее жалеет, но и итоге сама страдает от проживания втроем и от иллюзий счастливой семейной жизни, т.к. ее муж - изменщик. По итогу спектакль оставляет глубокое впечатление. Сходить стоит, чтобы насладиться игрой талантливых и опытных актеров, которые ярки показывают сцены совместного проживания родственников под одной крышей.

Елена Шмырева 31 октября 2022, 07:41

Классе в первом проходят басню Иван Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей». И с юных лет нам становится ясно, что Стрекоза — это легкомысленное существо неприспособленное к жизни, не умеющее трудиться, а значит законно обреченное на вымирание. Трудяга Муравей весьма жесток к своей непрошеной гостье, но его нетерпимость не воспринимается как что-то ужасное, ведь и библейский тезис гласит: «Да воздастся каждому по делам его». Но как-то пример из царства насекомых совсем по-иному ощущается, когда рассказ идет о людях. И Муравей не безупречен, и Стрекоза не так уж однозначна в своем поведении.
Прекрасная эффектная Бланш Дюбуа приезжает к своей младшей сестре Стелле и ее супругу Стенли Ковальски. Бланш уехала из родного города, прожив все состояние семьи, включая дом. Имущество растрачено. Бланш упоминает про заботы о престарелых родственниках, про врачей и похороны. У молодой женщины есть профессия преподавательницы языка, но почему-то она не пытается найти новое место и начать самостоятельно зарабатывать на жизнь. Ее чемодан полон роскошных нарядов, которые смотрятся достаточно экзотично в убогой квартире Ковальских. Стенли не верит сестре жены, его раздражает ее аристократичность, манера держаться, неумение и нежелание что-либо делать самой по хозяйству. Кроме этого он замечает исчезновение собственных запасов спиртного. Пока пагубная привычка не отразилась на внешности гостьи, и ее трудно заподозрить в пристрастии к алкоголю, но для зрителя это не секрет, и первое из объяснений, почему Бланш не ищет разумных выходов из ситуации: стоит ли думать о работе, когда спиртное отлично примиряет с действительностью.
Фантазии и желания Бланш связаны с мужчинами. Ей кажется, что стоит найти «спасителя» и всё наладится. Хотя самое большое разочарование в жизни Бланш пришлось испытать именно из-за мужчины. ЛГБТ повестка и подстава. Выйти замуж за прекрасного мечтателя и поэта, чтобы через какое-то время обнаружить, что у твоего супруга есть любовник. Но слишком нестабильна оказалась психика нежного стихотворца, единственным решением которого в сложившейся ситуации стал выбор самоубийства.
Теннеси Уильямс никому явно не сочувствует и не осуждает. Его пьеса о сложности и неоднозначности поступков и в целом жизни. Пожалуй, максимально отрицательным персонажем показан Стенли Ковальски, чью роль на сцене прекрасно воплотил Анатолий Кот. Работяга, свободное время предпочитающий проводить в компании друзей за бутылкой пива и игрой в карты. Он прямолинеен как шпала, ему нет дела до переживаний Бланш и его раздражают ее фантазии. Он пытается «спасти» своего приятеля Митча от чар красавицы, для чего вытаскивает все грязные истории и сплетни, что сопровождали Бланш на предыдущем месте жительства.
Митчел в исполнении Ибрагима Гагиева весьма серое непримечательное существо. И надо признать, что дать высокую оценку исполнителю меня заставляют воспоминания о его совершенно другой фееричной роли Антонио - дальнего родственника Ромео из Неаполя, в спектакле этого же театра «Чума на оба ваши дома». То есть насколько актер умеет замечательно перевоплощаться, создавая противоположные и неузнаваемые образы.
Мечущейся между мужем Стенли и сестрой Бланш показана Стелла — добрая бесхарактерная, приспособившаяся и привыкшая к простой жизни, закрывающая глаза на оскорбительное поведение супруга и его гнусные поступки. Этот баланс в роли отлично находит Мария Железнова. Очень милая девушка, но которая выглядит мелкой неяркой бабочкой по сравнению с Александрой Мареевой, исполняющей роль Бланш, нашей Стрекозы.
Глубокий спектакль с прекрасными актерскими работами. Декорации простоваты, но если учесть, то место, куда поместил действие Уильямс...

Светлана 7 мая 2019, 03:51

Люблю открывать для себя новые интересные места . И вот ,- впервые в В Московском драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна на спектакле "Трамвай желание "по пьесе Теннесси Уильямса .

Сам театр - небольшой , с хорошо оформленным комфортным фойе , внимательным персоналом , с уютным залом , в котором с любого места и видно, и слышно .

Думаю , все знакомы с сюжетом произведения Теннесси ,- в одной ли из многочисленных сценических постановок или же в великолепной экранизации с Вивьен Ли или чуть более вольной вариации с Кейт Бланшет .

При этом , уверена, что у каждого зрителя или читателя есть право на своё собственное мнение , на понимание событий и оценку происходящего .

Но, не в этот раз !
В программе Театра к этому спектаклю сразу вынесен вердикт , однозначно и категорично герои поделены на чёрное и белое . И все это ДО спектакля !

Вот фрагмент этой удивительной программки : "... Стэнли Ковальский , оказывается сущим дьяволом во плоти ... у него сразу возникает неприязнь к Бланш. Он собирает на неё компромат и расстраивает ... ее брак с Митчем . Столкновение грубой и вульгарной действительности в лице Стэнли и идеалистического , во многом придуманного , мира Бланш приводит к трагедии ..."

Как вам нравится такая программная установка ? Вы ещё не смотрели , а все уже разложено по полочкам , взвешено , измерено и снабжено ярлычками .
Если пьеса так однозначно проста , а герои столь читаемы в их характерах ,- то за что же автор удостоился Пулитцеровской премии ?

Кстати ! Ничего из того, что написано про Бланш , в спектакле вы не увидите .
Давайте же теперь обсудим саму постановку .

Мне очень понравилось начало . Сцена без занавеса и рассаживающаяся публика с интересом рассматривает декорации - интерьер небогатого жилища , с обычной узнаваемой мебелью .

Пространство сцены задействовано в них оптимально - построен второй этаж- это позволяет актёрам расширить амплитуды перемещений и показать разные эпизоды действия одновременно .

Интересный приём : до начала спектакля на сцене уже находится Юнис в исполнении Ланы Крымовой, она стоит на втором этаже и курит сигарету . Зрители в зале были заинтригованы - это актриса или нет , началось ли уже действие .
Отличная находка .

Начинается спектакль и оказывается, что в кровати под скомканным одеялом, все это время лежала Стелла ( Мария Железнова ) ,- тоже интересный момент .
И вот начинается история .

Первое, что не понравилось - все персонажи на сцене все время пьют . Да, по сюжету Бланш - скрытая алкоголичка, да и Стенли не против выпить , но должны же быть у актеров и другие действия . Такое ощущение, что режиссёр просто не знал , чем их занять на сцене - и вот решение - в руках постоянно стакан , и вроде бы все заняты .
Хочется отметить , что Стелла в пьесе любит своего мужа , вряд ли он беспросветно пьёт каждую минуту , да и Бланш должна же иметь некие попытки сохранять внешний декорум , ведь она дорожит принадлежностью к более культурному миру и всячески это подчеркивает .

И об актерской игре , не знаю замысел ли это режиссёра, или же так получилось уже в исполнении ,- нет ни малейшего диссонанса между миром Бланш и миром Стэнли .

Ведь в пьесе ненависть происходит от непонимания , от ощущения того, что, может быть есть иная жизнь , от бесконечного невольного и специального подчеркивания Бланш разного уровня культуры .
В спектакле же ничего этого нет . Бланш вульгарна , манерна , можно даже сказать " простовата", не идеалистка , а достаточно цепкая прагматичная женщина . В ней нет ни малейшей растерянности от происходящего , ни ощущения , что Митч кажется ей спасительной соломинкой ... только грубый жесткий расчёт и сексуальная провокация за счёт красивых нарядов и великолепной фигуры .

Эта Бланш никогда не жила в усадьбе Мечта , и не была пропитана духом и манерами южан -знаменитой американской аристократии .

Мои аплодисменты за игру только Стелле . Мария Железнова сумела передать ее психологический дискомфорт . И стеснение за мужа , и дискомфорт за поведение Бланш . Вот в ней , в ее постоянной занятости и великодушной снисходительности гораздо больше аристократичных манер .

Хочется отметить , что актёры старались , но ни один своей игрой не зацепил . Эмоции выглядели слишком наигранно .

Понравилась работа декораторов . Привнесение небольших деталей меняет восприятие пространства , и помогает поверить , что перед нами действительно проходит жизнь семьи в какой то период времени . Замечательное решение - эти протянутые веревки , на которых то сушится белье , то висят праздничные флажки .

В целом , вердикт по спектаклю скорее отрицательный , хотя не могу не отметить , что многим в зале он понравился , такой вывод я сделала из услышаных зрительских обсуждений .

Для меня же это классический пример упрощенной плоской трактовки сложного многопланового произведения .

Для себя решила : не торопиться с выводами и посмотреть ещё один спектакль в этом Театре .
И , как всегда, советую пробовать , смотреть, посещать , расширять свои горизонты и составлять обо всем своё собственное мнение

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма